Становление федерации в России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление федерации в России.



Политическое и юридическое значение Федеративного Договора 1992 года. Россия - федеративное гос-во в 1918 г. Изначально нормы о «свободном союзе свободных наций» содержались Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 3.01.1918 г. Затем они нашли свое отражение в Конституции 10.06.1918 г. При этом в К. РСФСР не было установлено четкой формы государства. Особенность РСФСР: возникла не путем заключения договора, а путем подписания закона. Субъектов тех федеративных отношений, которые были установлены в К., еще не существовало. Позднее субъекты, входящие в состав РСФСР, объявляли себя либо автономными респ., либо частью РСФСР. При этом и у тех, и у других были одинаковые права. Соглашение – с Башкирией. Все автономные республики 1918 г. образованы органами самих соответствующих областей. Все субъекты РСФСР сводились к следующим типам: автономные округа, автономные республики, автономные трудовые коммуны, губернии, края, неавтономные области, губернии, края, трудовые коммуны. К.1936 г.: Закрепляя федеративное устройство, К. отразила линию на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Ученые называли СССР "унитарной федерацией", т.к. в К. СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик но также и административно-территориальные единицы - края и области. Этот период называют периодом фактического унитаризма в гос. устройстве РСФСР (с 1937 по 1985 г.). К. 1977 г. «Национально-государственное строительство». В ст. 70 К. провозглашен принцип социалистического федерализма на основе свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В 72 ст. – право свободного выхода из СССР. Федеративный договор от 31 марта 1992 года фактически представляет собой три договора: Договор о разграничении предметов ведения между РФ и : 1. республиками, краями, областями, городами ФЗначения, 3. АО и Аобластями. Предмет Ф.д. состоит в разграничении компетенции между ОГВл РФ и СРФ. По своему содержанию Ф.д. не являлся ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с к.-л. иным государственно-территориальным устройством, поскольку к моменту его заключения Россия уже сложилась как суверенное федеративное государство. Ф.д. юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные образования, административно-территориальные образования и национально-территориальные образования. 17 июля 1990 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление о Федеративном договоре. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 года в Кремле полномочными представителями субъектов РФ, а от имени Федерации - Председателем Верховного Совета РФ и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Договор подписали представители 18 республик в составе РФ, 55-ти краев и областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономной области и 10-ти автономных округов. Не подписали Ф.д. Республика Татарстан и Чечено-Ингушская Республика. ч. 2 ст. VII Договора: «регулирование отношений…допускалось и в иных, не связанных с подписанием настоящего Договора, формах, в том числе на двусторонней основе, в соответствии с конституциями РФ и республики в составе РФ». Принятие Конституции 1993 г. и одновременное прекращение действия Конституции 1978 г. юридически не означало прекращения действия Ф.Д. ч. 3 ст. 11: «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ, также Федеративным и иными договорами». Все остальные положения Ф.д.(согласно ч. 4 п. 1 раздела второго КРФ) действуют в части, не противоречащей КРФ.

 

51. Конституционные основы федеративного устройства современной России.
РФ - федеративное государство (ст. 1) - сложное государство, части которого обладают суверенитетом или являются государственноподобными образованиями, то есть обладают тем или иным набором признаков суверенитета; союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью (Баглай).
Принципы федеративного устройства (ст. 5 ч. 3 КРФ):
- государственная целостность (историческая преемственность) – вытекает из суверенитета РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 4);
- единство системы государственной власти (ст. 10, 11 КРФ)
- разграничение предметов ведения и полномочий ОГВл РФ и СРФ (ст. 71, 72, 73)
- равноправие народов (140 народов) (фзаконодательство об этнических группах, национально-культурных автономиях, о коренных народах)
- самоопределение народов.
РФ – по смешанному нац.-терр. принципу – 3 вида субъектов: национально-государственные (респ.), административно-территориальные (обл.), национально-территориальные (Аокруга, АОбласти). РФ: 88 субъектов: 21 респ., 7 краев, 48 областей, 2 города ФЗначения, АОбласть, 9 автономных округов.
РФ – ассиметричная федерация: положение и полномочия субъектов, несмотря на провозглашенное равенство (ст. 5 КРФ, ч. 5), не унифицированы и во многом не равнозначны (Татарстан – ассоциированное членство в составе РФ – на 2001 г.). Республики – привилегированное положение: суверенитет, гражданство.
РФ носит конституционно-договорной характер, строилась и «сверху», и «снизу».
Структура РФ иерархическая, многоуровневая, есть т. н. «принцип матрешки», в области входят автономные округа – в Камчатскую область входит Корякский АОкруг.
Общие черты всех субъектов РФ:
- наличие конституций (уставов),
- официальное представительство в ФОГВл,
собственные законодательство, бюджет,
- частичная международная правосубъектность,
- собственная символика,
- право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между ОГВл РФ и СРФ.
Ст. 4 КРФ закрепляет суверенитет РФ, что предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что СРФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ.

 

52. Конституционно-правовой статус РФ
РФ – федеративное государство, созданное по воле её многонационального народа. 1) Прежде всего, РФ характеризуется суверенитетом, т.е. обладанием всей полнотой власти на своей территории, относительной самостоятельностью в международных отношениях, недопустимостью вмешательства во внутренние дела РФ извне.2) Территориальное единство: РФ имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов. Это пространственный предел власти РФ; на эту территорию распространяется суверенитет РФ. 3) Единое гражданство: РФ определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, порядок разрешения споров между РФ и её субъектами по вопросам гражданства, а также осуществляет защиту прав граждан РФ за границей. 4) Наличие общих для всей Федерации органов гос. власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральная Прокуратура. 5) Наличие единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты гос. органов субъектов РФ, акты местных органов гос. власти и органов местного самоуправления. 6) Наличие собственности РФ 7) Единая денежная и кредитная система: официальная денежная единица, порядок эмиссии наличных денег, организация и регулирование денежного обращения, единые правила кредитования и кредитных расчётов. 8) Единые Вооружённые Силы: РФ определяет структуру и организацию ВС, разрабатывает и проводит оборонную политику РФ.9) Устанавливается государственный язык, хотя в тоже время признаются равные права народов России на сохранение, развитие и гос. поддержку их языков. 10) Право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое, РФ представляет интересы РФ в целом и каждого субъекта. У РФ – исключительное право объявлять войну и заключать мир. 11) Государственные символы РФ: флаг, герб, гимн, столица. 12) Исключительная компетенция РФ и вопросы совместного ведения с субъектами РФ.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.009 с.)