Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-экономическое и политическое положение крестьянства в системе раннефеодального обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Определяющее значение в сплочении разноэтничного сельского населения в древнерусское крестьянство как класс имело становление феодальных социально-экономических отношений в системе общественного производства. Следствием этого явилась исторически обусловленная неравномерность развития феодальных отношений в земледельческих (при разной степени развития земледелия), охотничье-промысловых, скотоводческих (у кочевников) или смешанных системах хозяйства. Некоторые исследователи называют начальный процесс государственной раннефеодальной эксплуатации «окняжением». Наиболее полно содержание этого понятия раскрыто Л. В. Черепниным. Он выделил два этапа «окняжения» земель соседских общин: «завоевание новых территорий» и «подчинение свободных общинников путем распространения на них суда и дани государственной (княжеской) властью как органом правящего класса». Средствами «окняжения» были строительство крепостей, где селились княжеские дружинники, полюдье, превращение погостов в административно-фискальные округа. Формой эксплуатации была дань, взимаемая с лично свободных крестьян. «Процесс окняжения территории соседских общин приводил к их феодализации, к созданию фонда земель, которые впоследствии получили названия «черных», к превращению дани в феодальную ренту». Одним из терминов, обозначающих сельское население Древней Руси, были «люди». Это слово восходило к праславянскому периоду, когда оно относилось ко всему свободному населению племени. Свое значение оно сохранило и в древнерусский период, означая свободное городское и сельское население. В XII—XIII вв. понятие «люди» относилось также к феодально-зависимому крестьянству. Таким образом, можно полагать, что слово «люди» в древнерусский период относилось ко всему населению страны без различия в общественном положении. К широким слоям сельского населения относилось слово «смерд», однако в определении содержания этой общественной категории мнения исследователей значительно расходятся.. Разнообразие точек зрения на смердов можно свести к следующим: смерды — первоначально свободное сельское население, часть которого постепенно попадает в феодальную зависимость; смерды — это лично свободные крестьяне-данники, подвергавшиеся эксплуатации со стороны раннефеодального государства, со временем часть из них оказалась в личной зависимости от князя-вотчинника; смерды — только лично свободные крестьяне; смерды — только феодально-зависимые крестьяне; смерды — это рабы, посаженные на землю; были «внешние» смерды — покоренные племена, обложенные данью, и «внутренние» смерды — пленники-рабы, посаженные на княжеские земли; смерды – полукрестьянское феодально-зависимое население, обязанное князю данью и военной службой. Трудность изучения социально-экономического положения смердов заключается в сравнительно небольшом числе известий о них, допускающих к тому же различные толкования. Все же эти сведения позволяют установить основные черты смердов как общественной категории. Из сообщений Повести временных лет (ПВЛ) о княжеском съезде в Долобске 1103 г. следует, что основное занятие смерда—земледелие, у него есть пашня и лошадь, на которой он пашет, есть у него также «именье». Наличие у смерда лошади и «именья» свидетельствует о некотором достатке — ст. 28 Краткой Правды (КП) указывает штраф 2 гривны за кражу коня смерда. Князья могут реквизировать для похода лошадей смердов, но могут отправить в поход и их самих. Участие новгородских смердов в войске помогло Ярославу Мудрому сесть на киевском «столе» в 1016 (г., за что он роздал смердам—участникам похода по одной гривне. Внимание к сохранению социального статуса смердов было характерно для социальной политики Владимира Мономаха, поэтому он мог написать в своем «Поучении» (около 1117 г.): «... и худого смерда и убогые вдовице не далъ есмь силным обидети». Таким образом, на права и имущество смердов покушались «сильные», а князь и его суд защищал смердов от их натиска. В юридическом отношении смерд подсуден только своему князю. Согласно ст. 33 КП, смерда нельзя «мучить» «без княжа слова»; в модифицированном виде эта норма повторена в ст. 78 Пространной Правды (ПП). Наличие княжеской правовой защиты свидетельствует о юридической независимости смердов от «сильных», а их посягательство на права или имущество смердов говорит об отсутствии прямых форм экономической и юридической зависимости смердов от князя. Князья и их дружины заинтересованы в том, чтобы хозяйство смердов не было разорено, и в случае пленения смердов требуют их возвращения. Однако князьям не удавалось сдержать натиск «сильных» на смердов, и уже внуку Владимира Мономаха Всеволоду Мстиславичу первое из обвинений «не блюдет смердъ» стоило в 1136 г. новгородского княжения. Все эти данные свидетельствуют о том, что смерды в XI—XIII вв. были лично свободным сельским населением и ст. 45, 46 (ПП) подтверждают это, указывая «уроки» смердам за воровство скота, поскольку они платят князю продажу (продажу, по Русской Правде, платило только свободное население). Холопы за те же преступления продажу не платили, «зане суть не свободны». Здесь прямо указывается, что холоп несвободен, в противоположность смерду. Социальное положение лично свободных объясняет, почему смерды платили государственную подать — дань, которая была средством государственной эксплуатации смердов, в экономическом и юридическом отношении «тянули» к погосту — государственной административно-территориальной единице, почему, по ст. 90 ПП, их имущество без прямых наследников по мужской линии отходило князю — главе государства, в лице которого персонифицировалось право верховной государственной собственности на землю, почему, наконец, в середине XIII в. в Галицко-Волынской земле наиболее удачливым из смердов удалось пробиться в бояре и даже захватывать доходнейшие княжеские владения. Права лично свободных сохранялись у крестьянского населения на ранней стадии феодальной эксплуатации, когда смерды селами и волостями попадали в господское хозяйство. При объяснении появления смердов в домениальном уставе КП и пятигривенной виры за их убийство важно наблюдение Л. В. Черепнина, который писал, что в процессе развития феодальных отношений часть государственных земель стала дворцовыми владениями: «Их население (смерды) из состава государственных данников перешло в число вотчинных крестьян. Это было связано с изменением их юридического положения. Дворцовых смердов и имела в виду Правда Ярослава, определяя сумму платежа за их убийство в 5 гривен». Это мнение развивает взгляды С. В. Юшкова и Б. Д. Грекова на существование зависимых смердов. Однако включение смердов в состав княжеского и боярского владения еще не меняло существенно их экономического и юридического статуса, поскольку первоначально названия и, вероятно, размеры податей оставались прежними, и выплачивались господину, а не государству, причем в княжеском домене господин и глава государства совпадали. После монголо-татарского нашествия новый термин «крестьянин» (от «христианин») вытеснил в княжествах, зависимых от Орды, старое слово «смерд», которое еще в XIV—XV вв. продолжало использоваться на новгородских и псковских землях, но и термин «крестьянин» употреблялся для обозначения всех видов сельских жителей, лично свободных и феодально-зависимых. Основой эксплуатации смердов была складывавшаяся феодальная система поземельных отношений. Однако господское хозяйство мобилизовало население и другими методами. Древнейшим из них было установление личной зависимости. С Х в. широкий круг зависимого населения, связанного с господским двором и селом, назывался обобщающим термином «челядь». Его широкое значение сложилось еще на закате родо-племенного общества, когда им обозначались младшие члены больших семей и патриархальные рабы. Именно таким употреблением слова объясняется тот факт, что Русская Правда не знала штрафа за убийство челядина, а юридические и нарративные источники, хотя и содержат многочисленные упоминания челяди, не указывают конкретные формы эксплуатации их труда в господском хозяйстве. Показательно, как отметил Б. Д. Греков, что и в переводной литературе термин «челядь» использовался для обозначения широких групп зависимого населения. В состав челяди входили холопы. По словам В. В. Мавродина, «всякий холоп — челядин, но не всякий челядин — холоп». Основной чертой, определяющей социально-экономическое положение холопов, была личная зависимость от господина, вследствие чего их жизнь и имущество принадлежали ему. Методы похолопления также были самыми различными, однако в этом разнообразии есть объединяющие критерии: 1) насилие — наказание закупов, не исполнивших обязательства купцов (ст. 54, 56, 64), плен; 2) свободное, но социально и экономически детерминированное поступление в холопы (действительная или фиктивная самопродажа, поступление на службу, ст. 110); когда причиной установления личной зависимости была социальная и экономическая нестабильность землевладельца; 3) добровольное поступление в холопы в результате женитьбы на «робе» (ст. 110); 4) преемственность холопьего состояния. В XII—XIII вв. холопы были заняты, вероятно, во всех областях господского хозяйства — в управлении, в ремесленном производстве, в обслуживании господина и его двора, во внешних торговых связях вотчины. Как отмечено в историографии, холопы были и в сельском хозяйстве. Холопами становились смерды и закупы (ст. 56, 64, 110 ПП), которые, вероятно, переходили в полную власть господина со своим имуществом, скотом и сельскохозяйственным инвентарем, что было одним из средств мобилизации пашни и рабочей силы в господском хозяйстве. Естественно, что продукты от этих хозяйств поступали на двор «господина». Все же определенная часть холопов или челяди была занята обработкой господской пашни, выходя на нее из господского двора. Холопство взамен свободы давало, насколько было возможно, обеспеченное положение, защищенное от насилия других «сильных». О социально-экономически обусловленном, но все же добровольном поступлении в холопы, свидетельствует ст. 110 ПП, посвященная фиктивной либо реальной самопродаже, поступлению в тиуны и женитьбе на «робе» без «ряда» о сохранении свободы. То, что, имея альтернативную возможность, поступали в обельное холопство, свидетельствует о существовании для таких лиц известных положительных социальных последствий. Характерно для феодализма установление различных форм внеэкономического патроната среди сельского населения. Среди них были «прощеники», «пущеники» и «задушные люди» (вероятно, вольноотпущенники при жизни и по завещанию). В ряду зависимого сельского населения источники называют «изгоев». Этот термин, применявшийся к разным людям, изменившим социальный статус вследствие социально-экономических (холоп выкупился, купец одолжал), социально-политических (князь «осиротел», т. е. лишился княжества) и субъективных («попов сын грамоты не умеет») причин, свидетельствует, что изгои, населяющие господские села,— это бывшие свободные земледельцы, которые попадали в домен или вотчину. К XI в. сложились и договорные отношения как юридическое выражение различных форм экономического принуждения. Ст. 25 КП указывает «рядовича» (т. е. зависимого по ряду-договору) среди эксплуатируемого населения княжеского домена. Порядные отношения охватывали широкий круг форм зависимости. Источники еще не позволяют раскрыть их содержание. Вероятно, это были должничество, отработки и т. д. (ПП указывает лишь некоторые виды сохранившихся к XII в. порядных отношений: ссуда денег под проценты, передача меда и зерна с возвращением в увеличенном количестве (ст. 50), при женитьбе на «робе» и переходе в тиунство с условиями сохранения личной свободы (ст. 110)). Но уже ПП, отражающая правовые отношения конца XI — начала XII в., содержит разработанное законодательство о закупах. Они попадали в зависимость через ссуду-долг под проценты — купу, которую должны были отрабатывать в хозяйстве господина. У закупов были свои земельные наделы и скот, которые служили экономической основой частичного сохранения прав свободного человека. Их зависимость устанавливалась в результате разорения хозяйства по социально-экономическим и политическим причинам (притеснения «сильных» — феодалов, неурожаи, болезни, войны, падеж скота и т. д.). Закупы должны были обращаться за поддержкой деньгами, земледельческим инвентарем, зерном в экономически стабильные княжеские и боярские хозяйства при условии погашения долга и процентов отработками. Русская Правда в духе раннефеодального законодательства предоставляла в распоряжение господ способы, формы принуждения в отношении закупов: бить «про дело», превращать в холопов за тайное бегство и воровство. Вместе с тем закупу сохранялись права свободного человека: можно было, заявив об уходе, отправиться на поиски денег или бежать от неправедных обид господина в поисках княжеского суда и правовой защиты, суд защищал закупа в его денежных и имущественных отношениях, причем господин платил за обиду штраф, а в случае продажи закупа в холопы без оснований господин платил штраф в 12 гривен, самый крупный по шкале штрафов Русской Правды после виры за убийство свободного человека (если господин бил закупа «без вины», то за него «яко же в свободном платежь»,— ст. 56—62, 64 ПП). Другим видом эксплуатации труда лично свободного земледельца в XII—XIII вв. стала «дача—милость». Такой человек мог свободно отходить от господина, вернув полученную помощь — «милость», хлеб и придаток не могли стать основанием для превращения этого лица в холопы. В XIII в. складывалась новая форма зависимости через заклад-коммендацию, т. е. переход крестьян в зависимость-подданство вместе с землей без взимания денежных и натуральных ссуд у господина. Этот институт был, вероятно, последующим развитием элементарных прекарных отношений, нашедших выражение в «даче» и «вдачестве». Итак, источники позволяют раскрыть естественноисторический процесс становления эксплуатации лично свободного и зависимого крестьянства в условиях развивавшейся феодальной системы общественных отношений. Сложившееся в XI — начале XII в. разнообразие форм эксплуатации выражалось в отработочной ренте (закупы, холопы), натуральной и денежной ренте (смерды, рядовичи, люди, взявшие «дачу», прощеники). Ко времени возникновения Древнерусского государства, в IX в., господствующей была малая семья, состоявшая из двух поколений — родителей и их детей, еще не вступивших в брак. Она жила в отдельном небольшом жилище, вела свое хозяйство и была первичным производственным коллективом. Орудия пахоты, система земледелия делали возможным существование такой производственной единицы, в которой были один-два полевых работника. На смену крупным брачно-родственным коллективам, защищавшим интересы своих членов в столкновениях с другими и выполнявшим внутренние производственные и административные функции, с выделением малых семей-хозяйств приходит новая общественная форма. Это соседский коллектив, состоявший из малых и неразделенных семей,— вервь. В него входили семьи, связанные между собой родством и родственно чуждые друг другу. Коллектив верви—устойчивая организация, которая платит государству в лице князя «дикую виру» — штраф за нераскрытое убийство на ее территории, причем платит в рассрочку в течение нескольких лет (ПП, ст. 4). Вервь несет перед государственной властью коллективную ответственность за убийство в разбое, происшедшем на ее территории. Кроме того, вервь выступает в той же сущности ответственного коллектива и в другом случае, когда ее член нарушает права вотчинной княжеской собственности, возможно, в свое время принадлежавшей не князю, а общине. Эта ответственность выражается в денежных штрафах за убийство или за другое нарушение (КП, ст. 20; ПП, ст. 3, 19, 70). Вервь в Русской Правде выступает, таким образом, перед государственной властью и княжеской вотчиной с одной стороны, как юридическое лицо, административная ячейка общества, а с другой — как автономная организация, обладающая функциями управления по вопросам, касающимся ее внутренней жизни. Русская Правда так характеризует внутреннюю структуру верви. Член ее имеет право на материальную помощь общины — вира за убийство, совершенное им, может быть уплачена частично убийцей («головником»), а частично вервью (КП, ст. 19; ПП, ст. 5, 6). При этом членство в верви по уплате виры — не безусловный институт, определяемый таким естественным обстоятельством, как, например, родство. Участие в уплате виры вервью для ее члена явление возможное, но не обязательное и зависит, очевидно, от него самого, как можно судить по условной форме фразы «иже ся прикладываеть (или прикладывають) вирою» (ПП, ст. 6). Специально об участии и неучастии в институте дикой виры говорится в ст. 8 ПП, где применена формула «аже кто не вложиться в дикую виру», предполагающая такое активное отношение члена верви к этому институту. Княжеская власть вторгается во внутренние дела общины, и порядок уплаты виры вервью регулируется ею тогда, когда деятельность членов верви угрожает отправлению этой властью ее функций. В том случае, если членом верви был убит высший представитель княжеской администрации (огнищанин), причем убит умышленно («в обиду»), княжеская власть лишает вервь права совместной выплаты виры, возлагая уплату огромной суммы в 80 гривен на одного убийцу (КП, ст. 19). Это сумма, которую трудящийся земледелец не мог выплатить даже в течение всей своей жизни, а потому изымался из общины, терял личную свободу и превращался в княжеского холопа, работавшего в господском хозяйстве. Те же результаты — лишение членов общины ее защиты и превращение их в рабов-холопов — имели действия княгини Ольги, когда она, по сообщению Повести временных лет в 945 г., после покорения Древлянской земли, одних убила, «а другая работе предасть мужем своим», а остальных оставила платить дань. «Работа» — это холопский рабский труд на земле, в данном случае — в хозяйствах княжеских дружинников. Требование же Краткой Правды при убийстве огнищанина «платить за него 80 гривен убийци, а людем не надобе» (ст. 19) представляет собой, видимо, развитие и приспособление к классовому строю второй половины XI в. древней нормы, отразившейся в ст. 7 Пространной Правды. Согласно последней, члену общины — убийце, действия которого не могут быть оправданы смягчающими обстоятельствами, община не должна оказывать никакой помощи, но он выдается вместе с семьей «на поток и разграбленье». Возможно, что здесь княжеская власть изменила традиционную общинную норму в своих, государственных интересах. Русская Правда свидетельствует и о существовании такой функции общины, как суд по делам, касающимся имущественных отношений между ее членами. О функциях такого суда и судебном процессе говорят статьи 13—16 Древнейшей Правды. В ст. 15 упоминается и сам судебный орган, называемый «изводом», который состоял из 12 человек. Наряду с этой цифрой в ст. 18 ПП фигурируют «послухов 7», необходимое число свидетелей, показания которых могут снять с обвиняемого, очевидно, члена общины, подозрения в убийстве. Цифры 7 и 12, характеризующие состав коллегии общинного суда, могут говорить не только об его характере как демократическом органе, состоявшем из глав семей, входивших в данную общину и оформивших свое членство в ней соучастием в платеже виры, но и о размерах самой общины. Это соседская организация, состоявшая примерно из 10 и более семей. К ведению этого коллектива относились вопросы заключения и расторжения брака. Дочери по древнерусскому праву при наличии мужских наследников не получали наследства. Ко второй половине XII в., к которой можно отнести поновления в ст. 90 ПП, в общине, попавшей в феодальную зависимость от князя, незамужние дочери получили право на часть родительского наследства, которая должна была заменить помощь ослабевшей общины. Источники знают несколько терминов для обозначения соседской общины. На севере, в Новгородской земле, это был «мир», который упоминается в древнейшей части КП (ст. 13). «Мирянина» в значении крестьянина, члена общины, знает Новгородская грамота 1423 г. В южной и юго-западной Руси община обозначалась ранним славянским словом «вервь», первоначально обозначавшим, вероятно, мерную веревку, которой отмечалась территория общины. Вервь неоднократно упоминается киевской Пространной Правдой, но с XIII в. в отличие от северного «мира» этот термин исчезает из источников. В результате обложения княжескими данями, вирами и продажами община-вервь превращается в низший орган государственного хозяйства, ее собственность — земля переходит в собственность князя-феодала, а ее члены — в состав зависимых крестьян—владельцев этой земли. Вместе с тем сохранение общины перед лицом власти гарантировало личную свободу ее членов. Развитие феодальных отношений и укрепление церковной организации привели к возникновению церковной земельной собственности. Она находит отражение в летописных свидетельствах, относящихся к южной и северо-восточной Руси, в Смоленской и Новгородских грамотах. Одним из первых становится феодалом Киевский Печерский монастырь. Таким образом, формирование крестьянства, зависимого от церковных организаций — епископских кафедр и монастырей, шло в XI—XII вв. различными путями. Церковь стремилась наряду с получением централизованной десятины от даней, судебных и торговых пошлин эксплуатировать крестьян непосредственно, собственным хозяйственным аппаратом, на своих землях. Княжеская власть шла навстречу церкви, передавая ей как отдельные волости — государственные земли с сидевшими на них крестьянами-общинниками, так и села, и дворы с «тянувшими» к ним угодьями. Передавали церкви села и частные феодалы вроде богатого боярина Ефрема, занимавшего переяславскую кафедру. Церковь стремилась взять под свою власть и отдельные сословные группы, утратившие традиционные родственные и общинные связи, и сделать их церковными крестьянами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.012 с.) |