Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическое положение в аграрном секторе в конце XIX – начале XX в. и развитие капитализма в сельском хозяйствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие производительных сил в сельском хозяйстве шло замедленными темпами. Средний годовой сбор хлебов увеличился за 10 лет на 22%. Посевные площади выросли на 8,5 %, а урожайность повысилась на 13%, но при старой агротехнике Россия продолжала отставать в два-три раза от большинства стран Западной Европы. Росли посевы пшеницы и ячменя, увеличилось значение картофеля и технических культур, особенно льна. Росла переработка картофеля на винокуренных заводах. Резко возросли посевы сахарной свеклы, в 90-е гг. была заложена и база развития хлопководства в Средней Азии. Рост посевных площадей происходил на Северном Кавказе, юге Украины, в Заволжье и Западной Сибири, а в черноземных губерниях посевные площади даже уменьшились. После реформы 1861 г. в России возникла проблема малоземелья, так как бывшие крепостные крестьяне получили свободу с недостаточными для обеспечения своей семьи земельными наделами. Государственные крестьяне получили, в среднем 6,7 десятины надушу, удельные — 4,8, помещичьи — 3,2, всего по России — по 4,8 десятины. В наиболее неблагоприятных условиях оказались малороссийские и западные губернии, где надел вышедшего на волю крестьянина определялся в 1,2—1,7 десятины на душу, что было в 2 раза меньше площади, которую они обрабатывали до реформы. В дальнейшем среднедушевой надел продолжал уменьшаться под влиянием прироста сельского населения, которое в 1861 — 1906 гг. увеличилось с 54,1 млн. до 86,5 млн. человек (вместе с призванными на военную службу оно составило 100 млн.). В результате средний размер земельного надела на мужскую душу постоянно снижался: с 4,7 десятины в 1861 г. до 3,5 десятины в 1880 г. и 2,6 десятины в 1900г. Таким образом, за полвека средний душевой размер крестьянского землевладения уменьшился на36%. Если принять для Европейской России норму надела, способного удовлетворить элементарные потребности крестьянина, в 5—10 десятин, окажется, что две трети дворов к 1905г. были малоземельными. В «Расписании временных предельных норм», приложенным к Циркуляру Комитета по землеустроительным делам от 12 июня 1907 г., земельная норма определялась в 8 1/4 десятины, максимальная — в 21 десятину. Уровень обложения надельных земель различными сборами был высоким. По данным Л. Зайцевой, в 1903 г. в 50 губерниях Европейской России с крестьянских надельных земель причиталось 188 млн. руб. казенных, мирских и страховых сборов, а с частновладельческих земель — всего 23 млн. руб., то есть в 8 раз меньше, хотя тех и других земель было почти поровну (соответственно 120 млн.и 102 млн. десятин). Разница определялась тем, что владельцы надельных земель облагались казенными сборами в большей мере, чем частные владельцы. Со всех владельческих земель причиталось всего 2,5 млн. руб. таких сборов, а с надельных — 93 млн. руб., или почти в 40 раз больше. В результате реформы 1861 г. крестьяне вышли на волю не только с совершенно недостаточным для обеспечения наделом, но и с тяжелыми денежными обязательствами, что не позволяло накапливать средства для обустройства на хуторах и отрубах.
Обремененность платежами была одной из главных причин невозможности вести эффективное хозяйство. По данным П. И. Лященко, в помещичьем хозяйстве платежи составляли 2-10 % дохода, тогда как в крестьянском они почти всегда превышали 50 %. Из 208 млн. руб. податных сборов, приходившихся на сельское хозяйство страны, крестьяне платили 195 млн. руб., помещики — 13 млн. В некоторых губерниях (особенно для хозяйств малым наделом) выплаты часто превышали годовой доход. Развитие товарного хозяйства приводило к заметному расслоению крестьянства, выделению из него деревенской буржуазии (кулачества) и к пролетаризации части крестьян за счет «вымывания» середняка. Ускорился оборот земли. Для финансовой поддержки дворянского землевладения в 1885 г. был учрежден Дворянский земельный банк, в котором в первые два года было заложено до 3,9 млн. десятин и выдано ссуд на 140 млн. руб.; всего за период 1886—1912 гг.— соответственно 24,7 млн. десятин и 1146 млн. руб. В 1882 г. создается Крестьянский поземельный банк, ставший наиболее выгодным для помещиков посредником при продаже земли крестьянству; через него крестьянам было продано в течение 30 лет 15,8 млн. десятин преимущественно бывших дворянских земель. Цены на землю в России быстро росли. По подсчетам Центрального статистического комитета, накануне освобождения крестьян средняя цена за 1 десятину земли по 45 губерниям составляла 12 руб. 69 коп., в конце 60-х годов — 20 руб. 44 коп., а в конце 90-х годов — 66 руб. 92 коп. В отдельных районах рост был еще большим: в южном степном — с 11 руб. 34 коп. накануне освобождения до 123 руб. 97 коп. в конце века.
Главным тормозом развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве оставалось общинное землепользование. Основные недостатки этой системы были следующими. 1. Коллективное пользование землей мешало крестьянам по-хозяйски относиться к ней. Для крестьянина земля не стала «своей», поскольку в результате частых переделов она регулярно меняла хозяев. Это сделало бессмысленным улучшение качества земельных участков и побуждало максимально быстро извлекать из них прибыль, что приводило к быстрому истощению земли. 2. Община не признавала гражданских прав личности; все основные решения принимались миром, которому подчинялся каждый крестьянин. Выход крестьянина из общины был крайне затруднен. 3. В общине, как правило, сохранялась устаревшая трехпольная система земледелия. Поскольку наделы крестьянских дворов располагались в каждом поле, в общине существовал принудительный севооборот с необходимостью начинать и завершать полевые работы одновременно. Трудолюбивый хозяин лишался возможности использовать на своей полосе личный опыт и вести хозяйство так, как он считал наиболее целесообразным. 4. Стремление общины к наделению каждого двора равнокачественным земельным наделом неизбежно приводило к чересполосице, раздробленности участков, дальноземелью (удаленности угодий от жилья) и узкополосью, что мешало развитию более интенсивных форм земледелия. Чересполосица была межселенной, внутриселенной и внутриобщинной. Внутриселенная чересполосица характеризовалась количеством полос, приходящихся на один крестьянский надел, а также их длиной и шириной. По данным П. Н. Першина, 11 % общин Рязанской губернии имели в пашне до 10 полос на одно хозяйство, 43 % — от 11 до 30,26 % — от 31 до 50 полос. Одной из причин чересполосного расположения земель были также частные переделы, так называемые «скидки-накидки» и «свалки-навалки»; они имели место между общими переделами. При этом происходило дробление полос на более мелкие. К началу XX в. созрели идеи о полной ликвидации общинного землепользования. Сторонники частной земельной собственности исходили из того, что закрепление ее за крестьянами позволит каждому организовать хозяйство на новых началах, получить определенные гарантии и стимулы к улучшению своей деятельности. Эту мысль четко выразил П. А. Столыпин, выступая перед делегатами Государственной Думы 3-го созыва 18 ноября 1907 г. Правительство ставило целью не беспорядочную раздачу земель, не успокоение бунта, а признание неприкосновенности частной собственности, создание массы мелких землевладельцев, обеспечение реальной возможности выхода из общины. Хотя остатки феодальных отношений сильно сдерживали развитие страны, в пореформенный период в сельском хозяйстве все шире распространялись капиталистические способы организации производства. К. концу XIX в. из 43 губерний Европейской России в 17 преобладала отработочная система, в 19 — капиталистическая, 7 — смешанная. Для развития предпринимательского сельскохозяйственного производства в России существовали благоприятные рыночные условия вплоть до 1912г.: цена на пшеницу возросла на 25%, на продукцию животноводства — на 30—40 %. Это привело к расширению посевных площадей в капиталистических хозяйствах в 2 раза, а в среднем по стране — на 14 %. Благоприятные рыночные условия способствовали техническому совершенствованию производства, внедрению новых орудий и машин. В России назрела необходимость проведения новой аграрной реформы.
Подготовка и осуществление аграрной реформы
Подготовка реформы началась в январе 1902 г., когда император Николай II утвердил положение об Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В марте 1903 г. был издан новый манифест — об отмене круговой поруки. В конце 1904 г. сенат предложил уравнять гражданские права крестьян и других сословий. Наконец 5 октября 1906 г. был издан закон, уравнявший правовое положение крестьян и других сословий, главным образом при поступлении на службу и в учебные заведения; этим же указом отменялись ограничения в части семейных разделов и выдачи паспортов (теперь для этого не требовалось согласия сельского общества). Были ограничены права земских начальников самовольно арестовывать и штрафовать крестьян; это стало возможным только через волостной суд и волостную администрацию.3 ноября 1906 г. был издан указ «Об отмене выкупных платежей», по которому взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли прекращалось с 1 января 1907 г. Манифест от 3 ноября 1906 г. требовал установления оснований для определения доли надельной земли, на которую мог претендовать каждый общинник. Этим манифестом правительство и III Государственная Дума упразднила право общины распоряжаться надельной землей, предоставив отдельным домохозяевам право собственности на находящиеся в их фактическом пользовании участки общинной земли. Основные принципы манифеста конкретизировались в указе от 9 ноября 1906 г. «О крестьянском землевладении и землепользовании», он и положил начало столыпинской аграрной реформе. Имея целью, сохранение помещичьего землевладения и взяв курс на насильственное разрушение крестьянской общины и создание хуторской и отрубной форм крестьянского землевладения, правительство под руководством премьер-министра П. А. Столыпина решило укрепить, развить и ускорить тенденции капиталистического развития деревни. Особая роль при этом отводилась деятельности Крестьянского поземельного банка, землеустройству и новой переселенческой политике. Землеустройство стало центральной осью всей новой аграрной программы правительства. Основной целью реформы было насаждение частной земельной собственности, создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определилось целым рядом законов и положений, основными из которых стали указ от 9 ноября 1906 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве в 1912г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г.
Накануне реформы в России существовали два вида крестьянских общин — передельные, в которых переделы земель производились каждые 12 лет, и беспередельные, в которых они не производились 24 года и более. Для роспуска передельных общин требовалось решение не менее двух третей схода. Беспередельные общины распускались автоматически. Процедура выделения отдельного крестьянина из общины была предельно облегчена. Теперь для этого не требовалось решения схода. Сход мог принимать решение о роспуске самой общины или ее сохранении, но был лишен возможности препятствовать выходу отдельного крестьянина и отказывать в предоставлении надела на правах безусловной собственности. Выходящий из общины крестьянин взамен многочисленных земельных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, получал право на компактный земельный участок — отруб, или мог поселиться на хуторе — отдельном земельном участке с жилыми и хозяйственными постройками. Если отвод или выдел земли к одному месту оказывался неудобным или невозможным, обществу предоставлялось право удовлетворить желающего выделиться деньгами по взаимному с ним соглашению, а при недостижении соглашения — по оценке, устанавливаемой волостным судом (ст. 13 указа). В большинстве случаев община даже не могла обсуждать вопрос о том, выгодно ли ей откупиться деньгами от желающего выделиться. Община была обязана удовлетворить требования вышедших домохозяев в закреплении за ним земли и отводе их к одному месту. Связанные с реформой спорные вопросы решал уже не «мир», не крестьянская община, а государство в лице земских начальников и представителей государственных землеустроительных комиссий. При помощи укрепления правительство нарушало единство крестьянского мира; отруба разъединяли крестьянские наделы, а хутора уничтожали деревню и вместе с ней — тысячелетнюю крестьянскую традицию. Община обычно не возражала, если при очередном переделе кто-то изъявлял желание основать хутор на краю надела. Но хуторяне, зная о поддержке властей, чаще всего требовали себе земель, ближайших к месту их проживания и лучших по качеству. К тому же землеустроительные комиссии предпочитали не возиться с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора или отруба всю деревню, достигая согласия крестьян нередко путем грубого давления. Однажды утром в страдную пору в одну из деревень нагрянул член землеустроительной комиссии. Был созван сход, и мужичкам объяснили, что им надо выходить на хутора: общество небольшое, земли достаточно и вода с трех сторон. Посоветовавшись между собой, сходчики ответили отказом. Ни обещания предоставить ссуду, ни угрозы арестовать «бунтовщиков» и привести на постой солдат не возымели действия. Крестьяне твердили: «Как старики жили так и мы будем жить, а на хутора не согласны». Тогда крестьянам запретили расходиться и садиться на землю. Поздно вечером крестьян спросили: «Ну как, согласны?» - «Все согласны!»- дружно отвечал сход. – На хутора, так на хутора, на осину, так на осину, только чтоб всем, значит вместе». Иногда бывал и кровавый исход. В мае 1910г. полицейские расстреляли сход в с.Волотове Тамбовской губ. Конфликт вышел из-за слишком явного покровительства отрубщикам со стороны властей.
Для устранения имеющихся в законах препятствий к реализации крестьянами их прав на надельные земли в дополнение к ст. 12 Общего Положения о крестьянах в указе от 6 ноября 1906 г. были приняты следующие правила. 1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, мог в любое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части. 2. В обществах, где не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих подаче заявления отдельного домохозяина о выходе из общины, за ним закреплялись в личную собственность (сверх усадебного участка) все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании. 3. В обществах, где в течение 24 лет, предшествовавших подаче заявления, были общие переделы, за домохозяином укреплялись в личную собственность (сверх усадебного участка) все участки общинной земли, которые были предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование. Но если ко времени такого заявления в постоянном пользовании домохозяина находилось земли больше, чем причиталось, то оказавшийся излишек закреплялся в личную собственность крестьянина только при условии уплаты обществу его стоимости, определяемой по первоначальной средней выкупной цене за десятину предоставленных в надел данному обществу угодий, облагавшихся выкупными платежами. В противном случае весь означенный излишек поступал в распоряжение общества. 4. Домохозяева, за которыми были закреплены в личную собственность участки общинной земли, состоящей в постоянном пользовании, сохраняли за собой право пользования в неизменной доле сенокосными, лесными и другими угодьями, а также право участия в пользовании (на принятых в обществе условиях) непеределяемыми угодьями: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др. 5. Постоянные доли в угодьях, переделяемых на особых основаниях, определялись в том размере, в каком домохозяева, заявившие о переходе от общинного владения к личному, пользовались указанными угодьями ко времени подачи такого заявления. 6. Требования о закреплении в личную собственность части общинной земли предъявлялись через сельского старосту обществу. Общество по приговору, постановляемому простым большинством голосов было обязано в месячный срок со дня подачи заявления указать участки, переходящие к личному владению домохозяина. В необходимых случаях определялся также размер причитающейся с крестьянина доплаты. Если в течение указанного срока общество такого приговора не выносило, то все указанные действия исполнялись на месте земским начальником, который разбирал, по существу, все возникающие при этом споры и объявлял свое постановление. 10. В местностях, где не было введено в действие Положение от 12 июля 1889 г., обязанности земских начальников и уездных судов по данному указу исполнялись соответствующими им должностными лицами и учреждениями. 12. Каждый домохозяин, за которым были закреплены участки надельной земли в указанном выше порядке, имел право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен равноценный участок, по возможности в одном месте. 14 июня 1910 г. был издан Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», дополнявший указ от 9 ноября 1906 г. Данный закон уже в принудительном порядке признавал личными собственниками всех домохозяев тех общин, где не производились переделы со времени перехода на выкуп: «Общества и имеющие отдельные владения селения, в коих не было общих переделов со времени наделения их землею, признаются перешедшими к наследственному участковому или подворному владению» (ст. 1). Община при этом теряла право на закрепленный участок. Следующим шагом, направленным на разрушение общины, стал Закон «О землеустройстве» от 29 мая 1911 г. По этому акту крестьянам, имеющим землю в подворном использовании, было предоставлено право, разверстываться по простому большинству голосов (прежде требовалось 2/3 голосов схода). По этому закону укрепившиеся домохозяева были лишены права образовывать при переселении на хутора поселок; вышедшие из общины могли обособиться только путем выхода на хутор. Избавляясь от общинных повинностей и ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, уплаты сборов), выделившийся крестьянин превращался в полноправного собственника и распоряжался землей по своему усмотрению. За годы реформы из крестьянских общин выделились около 2 млн. хозяйств, среди которых было немало зажиточных. Реформа, однако, не решила проблему малоземелья. П. А. Столыпин отверг предложенный кадетами вариант принудительного выкупа помещичьих земель для передачи их крестьянам. Крестьянский банк по-прежнему покупал помещичьи имения и продавал их мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Помимо этого крестьянам была передана часть государственных и удельных земель.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.018 с.) |