Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и быт формирующегося восточнославянского крестьянства

Поиск

 

По словам византийских авторов в VI в., славяне «живут в жалких жи­лищах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства», «селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер». Лесистость славянских земель отмечает в IX в. Ибн Рус. Восточнославянские поселения VI—VII вв., известные по археологи­ческим данным, обычно не были укреплены, невелики по размерам, за­нимали невысокие мысы и отроги, окруженные низинами и болотами. Господствовал приречный тип поселения. Часто поселки образовывали группы, расположенные вдоль берегов рек и озер. У с. Корчак в Жито­мирской области выявлено скопление до 14 почти одновременных посел­ков. Подобные группы могли располагаться на расстоянии нескольких километров друг от друга. По-видимому, они образовались в результате сегментации первоначально единой общины. Площадь поселений, как правило, не превышала 1 га. На ней располагались 15—20 жилищ, из которых не все существовали одновременно. Известны и более мелкие поселки: на одном полностью раскопанном поселении у с. Корчак про­слежено всего семь жилищ. Жилища представляли собой небольшие полуземлянки, заглубленные обычно на 0,40—0,60 м с печью-каменкой в углу. Стены имели обычно столбовую конструкцию.

Характер славянских поселений VI—VII вв. свидетельствует о значи­тельной подвижности земледельческого населения. Об этом говорят не­большие размеры поселков и кратковременность их существования, не ­превышавшая, по-видимому, продолжительность жизни одного-двух поко­лений. С ростом населения возникали, очевидно, новые поселки, а разме­ры старых не увеличивались. Это в значительной мере соответствует суще­ствующим в науке представлениям о «неполной земледельческой осед­лости» славян VI—VII вв. и объясняет, каким образом им удавалось быстро заселять огромные территории.

Быт восточных славян VI—VII вв. можно представить лишь в самых общих чертах. Основные орудия труда изготовлялись из железа. Домашняя утварь в археологическом материале представлена в основном лепной глиняной посудой; большая часть обиходных вещей, очевидно, изготовлялась из дерева и не сохранилась. Изделия из кости были мало распространены. Нехарактерны для рядового населения и металлические украшения, но в обиходе знати, они, по-видимому, становятся популярны по крайней мере с VII в.

В VIII—IX вв. происходят значительные изменения. Для того времени характерны как укрепленные поселения (городища), так и неукрепленные. Площадь городищ обычно не превышала полгектара, но рядом с ними всегда была неукрепленная часть поселения, значительно превышавшая их по площади. Неукрепленные поселения в VIII—IX вв. становятся крупнее, в отдельных случаях их площадь доходит до 6 га.

Характерным типом жилища в лесостепи и на юге лесной зоны, как и в более раннее время, были полуземлянки размерами 12—20 кв. м с деревянными стенами столбовой или срубной конструкции. Часть таких построек заглублялась до 1—1,2м, другие всего на 0,30—0,40 м. По су­ществу эти последние следует назвать жилищами с углубленным по­лом. Есть основания предполагать, что в некоторых случаях полу­землянка представляла собой не все жилище, а лишь его часть, окружен­ную наземными пристройками. Так или иначе, заглубленные в землю жилища на рассматриваемой территории были основным зимним поме­щением, так как печи обнаружены только в них. Размеры печей неве­лики—около 1,5 м. В некоторых случаях они вырезались из материко­вой глины одновременно с сооружением землянки, в других строились из камней или глины. Встречаются глинобитные печи на деревянном каркасе. В некоторых жилищах прослеживаются своеобразные лавки вдоль стен, вырезанные в материке или глинобитные, шириной до 1 м.

 

Реконструкция славянских жилищ по раскопкам городища Новотроицкое.

Земледелие как основа экономической жизни восточных славян нало­жило значительный отпечаток на их верования. Многие традиционные празднества были связаны с разными стадиями сельскохозяйственного цикла, особенно с уборкой урожая. Часть праздников связывалась с при­родным циклом (солнцестояние, равноденствие), наблюдения над кото­рым давали толчки отсчета для определения сроков сельскохозяйствен­ных работ. Этнографические материалы свидетельствуют о развитой аграрной магии: разнообразные обряды были предназначены для того, чтобы обеспечить урожай. Интерпретация Б. А. Рыбаковым изображений на культовом сосуде Черняховского времени с территории Киевщины позволяет фиксировать существование земледельческих календарных праздников уже в IV в. С сельскохозяйственными работами связаны и древние славянские названия месяцев: серпень (август), вересень (сентябрь), сечень (февраль) и березол (апрель). Два последних назва­ния, по-видимому, связаны с подсекой, название «вересень» происходит от древнерусского «врешти» (молотить).

Сельскохозяйственные продук­ты — зерно, лук, хлеб, а также скот (быки) — выступали как обычные жертвоприношения славян начиная с VI в. Сохранились данные о языческих молениях в овине— хозяйственной постройке, связанной с земледелием. В источниках упоми­нается явно связанный с земледельческим хозяйством обряд вызывания дождя («ов требу [жертву] сотвори на студенци [колодце] дождя искы [ожидая] от него»). Этнографические данные содержат огромное число примеров земледельческой магии, в значительной части восходя­щих к дохристианскому времени.

Наиболее важными в аграрных культах славян были божества, свя­занные с Солнцем (Сварог, Даждьбог, Хоре), а также духи воды, кото­рым поклонялись у колодцев и источников. Возможно, сюда же следует отнести и Перуна — бога грома и молнии (последние, очевидно, ассо­циировались с тучей и дождем), а также Стрибога — бога ветра. Четкую связь с хозяйством земледельцев имел Велес — «скотий бог», имевший отношение к обрядам, которыми сопровождалась уборка урожая.

Материальная и духовная культура восточных славян VI—IXвв.явилась основой культуры Киевской Руси. При этом элементы восточно­славянской культуры догосударственного, дохристианского периода в наибольшей степени вошли в позднейшую крестьянскую, а не феодаль­ную культуру. Таким образом, многие особенности древнерусского крестьянства и его культуры связаны с тем, что именно этот класс вы­ступает как основной и непосредственный преемник общенародных тра­диций эпохи доклассового общества.

Своеобразно было осмыслено суточное движение солнца, которое вез­ли днем кони, а ночью по подземному Мировому океану оно плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем и водо­плавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображения в приклад­ном искусстве в виде амулетов-оберегов обычны в курганах. Смена вре­мен года понималась как борьба и победа (не без помощи человека) од­них божественных сил над другими.

Для крестьянина-земледельца важнейшим предметом почитания была земля, все рождающая, вечно плодоносящая и все принимающая в себя. С землей был связан и культ воды, который находил отражение в покло­нении озерам, рекам, источникам. Моления о плодородии земли, маги­ческие действия, связанные с сельскохозяйственными работами, направ­ленные на предотвращение засухи,— основное содержание летних языче­ских праздников — Ярилина дня, Русальной недели, Купалы, Ильина дня (бога-громовика) и др. Хороводы, символизирующие движение солнца, обряды, имитирующие стадии роста и созревания урожая, сопровожда­лись играми, песнями, хлопанием в ладоши. Танцы сопровождали музы­кой, маскарадным переодеванием. Красочные обряды и праздники, никак не воздействуя, естественно, на природу, были очень полезны самому крестьянину, давая ему хорошую разрядку после тяжелого труда, делая народное искусство неотъемлемой частью его жизни.

Параллельно с годовым календарным циклом существовал и зависи­мый от него обрядовый цикл человеческой жизни, связанный с важней­шими ее событиями: рождением, вступлением в брачный возраст, свадь­бой, рождением детей, и особенно первого ребенка, смертью.

Представления народных масс, прежде всего крестьянства, об окружающем обществе и его проблемах находили отражение не только в религиозной форме язычества, которое переплеталось с христианскими воззрениями, но и в фольклоре. Былины, созданные в крестьянской среде возвеличивали мирный труд крестьянина, защиту Русской земли от врагов, борьбу земледельца с набегами кочевников.

Одной из наиболее ранних былин киевского цикла, в которой в качестве героя выступает крестьянин-богатырь,— былина о Вольге и Микуле Селяниновиче. В ней представлен земледелец — «оратай», занимающийся своим нелегким трудом на пашне. Не меньшей популярностью пользовался в былинах крестьянский сын из села Карачарова под Муромом Илья, который после болезни почувствовал в себе богатырскую силу и «пошел на тую работу на крестьянскую». С благословением отца и матери, т. е. в соответствии с нормами права в малой древнерусской семье, он отправился в далекий Киев на службу великому князю Владимиру.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.)