Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура и быт формирующегося восточнославянского крестьянстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По словам византийских авторов в VI в., славяне «живут в жалких жилищах на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства», «селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер». Лесистость славянских земель отмечает в IX в. Ибн Рус. Восточнославянские поселения VI—VII вв., известные по археологическим данным, обычно не были укреплены, невелики по размерам, занимали невысокие мысы и отроги, окруженные низинами и болотами. Господствовал приречный тип поселения. Часто поселки образовывали группы, расположенные вдоль берегов рек и озер. У с. Корчак в Житомирской области выявлено скопление до 14 почти одновременных поселков. Подобные группы могли располагаться на расстоянии нескольких километров друг от друга. По-видимому, они образовались в результате сегментации первоначально единой общины. Площадь поселений, как правило, не превышала 1 га. На ней располагались 15—20 жилищ, из которых не все существовали одновременно. Известны и более мелкие поселки: на одном полностью раскопанном поселении у с. Корчак прослежено всего семь жилищ. Жилища представляли собой небольшие полуземлянки, заглубленные обычно на 0,40—0,60 м с печью-каменкой в углу. Стены имели обычно столбовую конструкцию. Характер славянских поселений VI—VII вв. свидетельствует о значительной подвижности земледельческого населения. Об этом говорят небольшие размеры поселков и кратковременность их существования, не превышавшая, по-видимому, продолжительность жизни одного-двух поколений. С ростом населения возникали, очевидно, новые поселки, а размеры старых не увеличивались. Это в значительной мере соответствует существующим в науке представлениям о «неполной земледельческой оседлости» славян VI—VII вв. и объясняет, каким образом им удавалось быстро заселять огромные территории. Быт восточных славян VI—VII вв. можно представить лишь в самых общих чертах. Основные орудия труда изготовлялись из железа. Домашняя утварь в археологическом материале представлена в основном лепной глиняной посудой; большая часть обиходных вещей, очевидно, изготовлялась из дерева и не сохранилась. Изделия из кости были мало распространены. Нехарактерны для рядового населения и металлические украшения, но в обиходе знати, они, по-видимому, становятся популярны по крайней мере с VII в. В VIII—IX вв. происходят значительные изменения. Для того времени характерны как укрепленные поселения (городища), так и неукрепленные. Площадь городищ обычно не превышала полгектара, но рядом с ними всегда была неукрепленная часть поселения, значительно превышавшая их по площади. Неукрепленные поселения в VIII—IX вв. становятся крупнее, в отдельных случаях их площадь доходит до 6 га. Характерным типом жилища в лесостепи и на юге лесной зоны, как и в более раннее время, были полуземлянки размерами 12—20 кв. м с деревянными стенами столбовой или срубной конструкции. Часть таких построек заглублялась до 1—1,2м, другие всего на 0,30—0,40 м. По существу эти последние следует назвать жилищами с углубленным полом. Есть основания предполагать, что в некоторых случаях полуземлянка представляла собой не все жилище, а лишь его часть, окруженную наземными пристройками. Так или иначе, заглубленные в землю жилища на рассматриваемой территории были основным зимним помещением, так как печи обнаружены только в них. Размеры печей невелики—около 1,5 м. В некоторых случаях они вырезались из материковой глины одновременно с сооружением землянки, в других строились из камней или глины. Встречаются глинобитные печи на деревянном каркасе. В некоторых жилищах прослеживаются своеобразные лавки вдоль стен, вырезанные в материке или глинобитные, шириной до 1 м.
Реконструкция славянских жилищ по раскопкам городища Новотроицкое. Земледелие как основа экономической жизни восточных славян наложило значительный отпечаток на их верования. Многие традиционные празднества были связаны с разными стадиями сельскохозяйственного цикла, особенно с уборкой урожая. Часть праздников связывалась с природным циклом (солнцестояние, равноденствие), наблюдения над которым давали толчки отсчета для определения сроков сельскохозяйственных работ. Этнографические материалы свидетельствуют о развитой аграрной магии: разнообразные обряды были предназначены для того, чтобы обеспечить урожай. Интерпретация Б. А. Рыбаковым изображений на культовом сосуде Черняховского времени с территории Киевщины позволяет фиксировать существование земледельческих календарных праздников уже в IV в. С сельскохозяйственными работами связаны и древние славянские названия месяцев: серпень (август), вересень (сентябрь), сечень (февраль) и березол (апрель). Два последних названия, по-видимому, связаны с подсекой, название «вересень» происходит от древнерусского «врешти» (молотить). Сельскохозяйственные продукты — зерно, лук, хлеб, а также скот (быки) — выступали как обычные жертвоприношения славян начиная с VI в. Сохранились данные о языческих молениях в овине— хозяйственной постройке, связанной с земледелием. В источниках упоминается явно связанный с земледельческим хозяйством обряд вызывания дождя («ов требу [жертву] сотвори на студенци [колодце] дождя искы [ожидая] от него»). Этнографические данные содержат огромное число примеров земледельческой магии, в значительной части восходящих к дохристианскому времени. Наиболее важными в аграрных культах славян были божества, связанные с Солнцем (Сварог, Даждьбог, Хоре), а также духи воды, которым поклонялись у колодцев и источников. Возможно, сюда же следует отнести и Перуна — бога грома и молнии (последние, очевидно, ассоциировались с тучей и дождем), а также Стрибога — бога ветра. Четкую связь с хозяйством земледельцев имел Велес — «скотий бог», имевший отношение к обрядам, которыми сопровождалась уборка урожая. Материальная и духовная культура восточных славян VI—IXвв.явилась основой культуры Киевской Руси. При этом элементы восточнославянской культуры догосударственного, дохристианского периода в наибольшей степени вошли в позднейшую крестьянскую, а не феодальную культуру. Таким образом, многие особенности древнерусского крестьянства и его культуры связаны с тем, что именно этот класс выступает как основной и непосредственный преемник общенародных традиций эпохи доклассового общества. Своеобразно было осмыслено суточное движение солнца, которое везли днем кони, а ночью по подземному Мировому океану оно плыло в ладье. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображения в прикладном искусстве в виде амулетов-оберегов обычны в курганах. Смена времен года понималась как борьба и победа (не без помощи человека) одних божественных сил над другими. Для крестьянина-земледельца важнейшим предметом почитания была земля, все рождающая, вечно плодоносящая и все принимающая в себя. С землей был связан и культ воды, который находил отражение в поклонении озерам, рекам, источникам. Моления о плодородии земли, магические действия, связанные с сельскохозяйственными работами, направленные на предотвращение засухи,— основное содержание летних языческих праздников — Ярилина дня, Русальной недели, Купалы, Ильина дня (бога-громовика) и др. Хороводы, символизирующие движение солнца, обряды, имитирующие стадии роста и созревания урожая, сопровождались играми, песнями, хлопанием в ладоши. Танцы сопровождали музыкой, маскарадным переодеванием. Красочные обряды и праздники, никак не воздействуя, естественно, на природу, были очень полезны самому крестьянину, давая ему хорошую разрядку после тяжелого труда, делая народное искусство неотъемлемой частью его жизни. Параллельно с годовым календарным циклом существовал и зависимый от него обрядовый цикл человеческой жизни, связанный с важнейшими ее событиями: рождением, вступлением в брачный возраст, свадьбой, рождением детей, и особенно первого ребенка, смертью. Представления народных масс, прежде всего крестьянства, об окружающем обществе и его проблемах находили отражение не только в религиозной форме язычества, которое переплеталось с христианскими воззрениями, но и в фольклоре. Былины, созданные в крестьянской среде возвеличивали мирный труд крестьянина, защиту Русской земли от врагов, борьбу земледельца с набегами кочевников. Одной из наиболее ранних былин киевского цикла, в которой в качестве героя выступает крестьянин-богатырь,— былина о Вольге и Микуле Селяниновиче. В ней представлен земледелец — «оратай», занимающийся своим нелегким трудом на пашне. Не меньшей популярностью пользовался в былинах крестьянский сын из села Карачарова под Муромом Илья, который после болезни почувствовал в себе богатырскую силу и «пошел на тую работу на крестьянскую». С благословением отца и матери, т. е. в соответствии с нормами права в малой древнерусской семье, он отправился в далекий Киев на службу великому князю Владимиру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.) |