Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие



Приложение 1

1. Разработка опорных конспектов по темам семинарских занятий предполагает самостоятельное знакомство студентов с предложенными в плане семинарского занятия источниками и письменное выполнение заданий (см. «Темы семинарских занятий»). Работа сдается на семинарском занятии.

Критерии оценки конспектов: наличие конспектов по всем темам семинарских занятий; соответствие текста рассматриваемой теме, полнота ее освещения в рамках предложенных вопросов; логичность, аргументированность и последовательность изложения; самостоятельная переработка текста: сокращение, перефразирование; язык и стиль работы.

2. Выступления на семинарских занятиях предполагают систематические ответы студента на данном виде занятия (см. «Темы семинарских занятий»).

Критерии оценки выступления на семинарском занятии: логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Интеллектуально-аналитическая деятельность студентов на семинарских занятиях по «Психологии развития человека» базируется на принципах: единства теории и практики, обратной связи, интерактивности, сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при направляющей роли преподавателя.

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие

План:

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема развития в психологии. Биологические и социальные факторы развития. Концепции психического развития ребёнка.

3. Движущие силы, условия и факторы развития. Социальная ситуация развития.

4. Основные закономерности психического развития ребёнка. Понятие сензитивного периода развития.

Форма работы.

Круглый стол: «Социальная ситуация – необходимые и достаточные условия для развития».

 

Литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2010.

7. Психология развития: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 528 с.

Тема 10. Особенности развития в период геронтогенеза

План:

1. Периодизация геронтогенеза. Старение как внутренний противоречивый процесс.

2. Старость как социальная и психологическая проблема.

3. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

4. Факторы долголетия и социальная активность. Творческая деятельность.

 

Форма работы: Круглый стол: «Психологические и социальные условия позитивного проживания человеком периода геронтогенеза».

Литература:

Приложение 2

Составление терминологического словаря предполагает самостоятельный поиск в психологической литературе определений понятий изучаемых в курсе «Психология развития человека». Форма представления результатов работы – по выбору студента (таблица, понятийная схема с пояснениями, презентация, гипертекст и т.д.). Ссылки на автора (источник) определения обязательны.

Критерии оценки: количество понятий в словаре; наличие альтернативных определений понятий; понимание и анализ определения понятия.

Основные понятия:

- развитие, возраст, ведущая деятельность, кризис, кризис развития, психологические новообразования, социальная ситуация развития, возрастная субкультура, интериоризация;

- онтогенез, филогенез, генезис, возрастная периодизация, личность, индивид, индивидуальность, человек, активность, рефлексия, самосознание, Я - концепция, идентичность, образ Я, идентификация, интеграция, адаптация, акмеология, геронтогенез;

- обучаемость, обученность, развиваемость, развитость, «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», сензитивный период, стабильный период развития, кризисный период развития; децентрация, комплекс оживления; соподчинение мотивов, иерархия мотивов, готовность к школьному обучению; мотивы учения, произвольность, произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, школьная адаптация; половое созревание, "чувство взрослости"; личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, формирование идентичности, кризис идентичности; молодость, взрослость.

 

Приложение 3

Таблица 1

Приложение 4

Тестирование по разделам дисциплины «Психология развития человека»

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития.

Тема 2. Периодизация развития человека.

Тема 3. Развитие в младенчестве и раннем детстве.

Тема 4. Психическое развитие дошкольника.

Тема 5. Особенности развития младшего школьника.

Тема 6, 7. Особенности развития подростка. Особенности развития в ранней юности.

 

Приложение 5

 

Контрольная работа по результатам изучения дисциплины и анализа психологической литературы по следующим аспектам:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития.

2. Периодизация развития человека.

3. Развитие в младенчестве и раннем детстве.

4. Психическое развитие дошкольника.

5. Особенности развития младшего школьника.

6. Особенности развития подростка.

7.Особенности развития в ранней юности.

Критерии оценки: понимание и усвоенность психологических явлений, логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Контрольная работа проводиться на консультационном занятии в письменной форме по каждому из разделов по следующим вопросам:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития:

- Предмет и методы исследования в психологии развития.

- Понятие развития в психологии. Основные факторы, движущие силы, условия, закономерности развития.

- Возраст и его социально-психологические особенности.

2. Периодизация развития человека:

3. - Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии (Выготский Л.С., Пиаже Ж., Фрейд З, Эльконин Д.Б., Эриксон Э. и др.).

4. Ведущая деятельность. Ее признаки и роль в формировании личности ребенка.

5. Особенности развития самосознания детей на разных этапах психического развития.

6. Особенности познавательной сферы детей на разных этапах психического развития.

7. Возрастные особенности общения ребенка со сверстниками и со взрослыми на разных этапах психического развития.

 

Приложение 6

Итоговая аттестация по курсу завершается устным зачётом, на котором проверяются следующие компоненты содержания учебной дисциплины и умения:

1. знание теоретического материала (понятия, идеи, концепции, подходы);

2. умение раскрывать на теоретическом уровне ключевые понятия дисциплины: возраст, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, движущие силы развития, кризисы возрастного развития, психические новообразования).

3. умение дать оценку эмпирическим явлениям с теоретической точки зрения;

4. умение обобщать факты, явления; делать выводы - умение использовать различные источники информации по предмету, чтобы раскрыть научную проблему, идею, понятие, описать психологическое явление, входящее в данный курс.

·

Вопросы для промежуточного (сессионного) контроля по дисциплине «Психология развития человека»

1. Предмет, задачи, методы психологии развития.

2. Понятие развития в психологии. Основные факторы, движущие силы, условия, закономерности развития.

3. Норма и отклонение в развитии человека. Причины аномалий развития человека.

4. Проблема взаимосвязи обучения и психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

5. Периодизации развития человека в отечественной и зарубежной психологии (Выготский Л.С., Пиаже Ж., Фрейд З, Эльконин Д.Б., Эриксон Э. и др.).

6..Возраст и его социально-психологические особенности.

7. Понятие субкультура. Структура субкультуры и ее особенности.

8. Ведущая деятельность. Ее роль в формировании личности ребенка.

9. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Субкультура раннего детства.

10. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура дошкольника.

11. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

12. Проблема адаптации ребенка к обучению в школе, школьные неврозы.

13. Развитие личности младшего школьника. Субкультура младшего школьника.

14. Общая характеристика возрастных особенностей личности подростка. Подростковая субкультура.

15. Психосексуальное развитие подростка и особенности его эмоционально-волевой сферы.

16. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Соотношение биологической и социальной зрелости.

17. Особенности становления личности старшеклассника. Юношеская субкультура.

18. Социальное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

19. Особенности развития самосознания детей на разных этапах психического развития.

20. Особенности познавательной сферы детей на разных этапах психического развития.

21. Возрастные особенности общения ребенка со сверстниками на разных этапах психического развития.

22. Возрастные особенности общения ребенка со взрослыми на разных этапах психического развития.

23. Акмеологический период развития (период взрослости). Геронтогенез.

 

Приложение 7

Студентам предлагается набор ситуаций (см. отдельный электронный файл).

Приложение 1

1. Разработка опорных конспектов по темам семинарских занятий предполагает самостоятельное знакомство студентов с предложенными в плане семинарского занятия источниками и письменное выполнение заданий (см. «Темы семинарских занятий»). Работа сдается на семинарском занятии.

Критерии оценки конспектов: наличие конспектов по всем темам семинарских занятий; соответствие текста рассматриваемой теме, полнота ее освещения в рамках предложенных вопросов; логичность, аргументированность и последовательность изложения; самостоятельная переработка текста: сокращение, перефразирование; язык и стиль работы.

2. Выступления на семинарских занятиях предполагают систематические ответы студента на данном виде занятия (см. «Темы семинарских занятий»).

Критерии оценки выступления на семинарском занятии: логичность, аргументированность и последовательность; способность анализировать и излагать собственный взгляд на проблему на основе приобретенных знаний; язык и стиль работы.

Интеллектуально-аналитическая деятельность студентов на семинарских занятиях по «Психологии развития человека» базируется на принципах: единства теории и практики, обратной связи, интерактивности, сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при направляющей роли преподавателя.

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие

План:

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

2. Проблема развития в психологии. Биологические и социальные факторы развития. Концепции психического развития ребёнка.

3. Движущие силы, условия и факторы развития. Социальная ситуация развития.

4. Основные закономерности психического развития ребёнка. Понятие сензитивного периода развития.

Форма работы.

Круглый стол: «Социальная ситуация – необходимые и достаточные условия для развития».

 

Литература:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 398 с.

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - 2-е изд. - М.: Пед. о-во России, 2009.

4. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2006.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.

6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2010.

7. Психология развития: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 528 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.032 с.)