Организация деятельности коррекционного упреждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация деятельности коррекционного упреждения



1. Коррекционное учреждение создается учредителем (учреди­телями) и регистрируется уполномоченным органом в заявитель­ном порядке в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации.

8. Учредителем (учредителями) государственного коррекцион­
ного учреждения могут быть федеральные органы исполнитель­
ной власти и органы исполнительной власти субъектов Российс­
кой Федерации.

Учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

9. Передача государственного коррекционного учреждения в
ведение органов местного самоуправления допускается только с
согласия последних.


10. Реорганизация и ликвидация коррекционного учреждения
осуществляются в порядке, установленном законодательство^
Российской Федерации.

11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы
установленные законодательством Российской Федерации, возни­
кают у коррекционного учреждения с момента выдачи ему лицен­
зии (разрешения).

12. Коррекционное учреждение с момента регистрации при­
обретает права юридического лица, имеет самостоятельный ба­
ланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и дру­
гих кредитных учреждениях.

13. Коррекционное учреждение проходит аттестацию в соот­
ветствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Аттестация коррекционного учреждения проводится по его за­явлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет.

Целью и содержанием аттестации коррекционного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и каче­ства обучения и воспитания требованиям специального государ­ственного образовательного стандарта.

Для проведения аттестации Коррекционное учреждение пред­ставляет в соответствующий государственный орган управления образованием перечень документов, определяемый министер­ством образования Российской Федерации.

Состав аттестационной комиссии, ее председатель утвержда­ются приказом органа, осуществляющего аттестацию. В состав комиссии не могут входить работники коррекционного учрежде­ния, проходящего аттестацию.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для принятия органом, проводившим аттестацию, решения о при­знании коррекционного учреждения аттестованным или неатте-стованным.

14. Коррекционное учреждение проходит государственную ак­
кредитацию в порядке, установленном Законом Российской Фе­
дерации «Об образовании».

15. В соответствии со своими уставными целями и задачами
Коррекционное учреждение может реализовывать дополнитель­
ные образовательные программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги (на договорной основе) за пределами оп­
ределяющих его статус образовательных программ.

16. Количество классов (групп) и их наполняемость в коррек-
ционном учреждении определяется уставом учреждения в зависи-


ости от санитарных норм и условий, необходимых для осуще-ствления образовательного процесса.

Предельная наполняемость класса (группы), группы продлен­ного дня зависит от вида коррекционного учреждения

В коррекционном учреждении устанавливается следующая предельная наполняемость классов, групп (в том числе специаль­ных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня:

—для глухих — 6 человек;

—для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразви­
тием речи, обусловленным нарушением слуха — 10 человек;

- для слабослышащих к позднооглохших с глубоким недораз­
витием речи, обусловленным нарушением слуха, — 6 человек;

—для слепых — 8 человек;

—для слабовидящих и поздноослепших — 12 человек;

—для имеющих тяжелые нарушения речи — 12 человек;

 

- для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата -
10 человек;

- для имеющих задержку психического развития — 12 че­
ловек;

 

—для умственно отсталых — 12 человек;

—для глубоко умственно отсталых — 10 человек;

- для имеющих сложные дефекты — 5 человек.

17. При проведении занятий по трудовому обучению, социаль­
но-бытовой ориентировке, факультативных занятий класс (груп­
па) делится на две подгруппы. При делении класса (группы) на
подгруппы учитывается профиль трудового обучения для девочек
и мальчиков, а также вид коррекционного учреждения.

///. Образовательный процесс

18. Содержание образования в коррекционном учреждении
определяется образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой исходя из особенностей психи­
ческого развития и индивидуальных возможностей воспитанни­
ков, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением
самостоятельно.

19. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществ­
ляется исходя из региональных, местных, этнонациональных ус­
ловий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с
Учетом индивидуальных особенностей психофизического разви-
Тия, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников
" их родителей (законных представителей) на основе выбора про-

*3ак 4950 225


филя труда, включающего в себя подготовку воспитанника д,
индивидуальной трудовой деятельности. я

20. Для организации трудового обучения мастерские корре)с
ционного учреждения обеспечиваются необходимым оборуд.
нием и инструментом со специальными приспособлениями, пре
дупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сен
сорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников

21. Организация образовательного процесса в коррекционном
учреждении регламентируется учебным планом, годовым кален­
дарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

22. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанни­
ков в коррекционном учреждении проводятся групповые и инди­
видуальные коррекционные занятия.

23. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих го­
сударственную аккредитацию, выдается в установленном поряд­
ке документ государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации или свидетельство об окончании этого кор-
рекционного учреждения.

IV, Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педаго­
гические, инженерно-педагогические и медицинские работники
коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (за­
конные представители).

25. Направление детей в коррекционное учреждение осуществ­
ляется органами управления образованием только с согласия ро­
дителей (законных представителей) и по заключению психолого-
педагогической и медико-педагогической комиссий.

26. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения
воспитанники переводятся с согласия родителей (законных пред­
ставителей) на основании заключения психолого-педагогической
и медико-педагогической комиссий только после первого года
обучения в коррекционном учреждении.

27. Специальные классы (группы) коррекционного учрежде­
ния комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по
мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-
педагогического наблюдения в условиях образовательного про­
цесса.

28 Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами Уп'


„явления образованием с согласия родителей (законных предста-) и на основании заключения психолого-педагогической

щедико-педагогической комиссий.

29. Образовательный процесс в коррекционном учреждении
осуществляется специалистами в области коррекционной педаго­
гики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответ-
ствук>щую переподготовку по профилю деятельности коррекци-
онного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения.

30. Медицинское обеспечение в коррекционном учреждении
осуществляют штатные медицинские работники, которые совме­
стно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за
охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизичес­
кого состояния, диспансеризацию, проведение профилактических
мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиеничес­
кого и противоэпидемического режима, организацию физическо­
го воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.

31. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в
организации индивидуального и дифференцированного подхода
к воспитанникам с учетом здоровья и особенностей их развития,
дают им pcki ендации по медико-педагогической коррекции,
подбору профиля трудового обучения, профессиональной ори­
ентации, трудоустройству воспитанников, а также родителям (за­
конным представителям) о необходимости соблюдения охрани­
тельного режима в домашних условиях в целях профилактики за­
болеваний.

32. В коррекционных учреждениях всех видов проводится ме­
дикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение
"закаливание, лечебная физкультура, массаж и психотерапия.

У- Управление коррекционным учреждением

33. Управление коррекционным учреждением осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и ус­
тавом коррекционного учреждения.

34. Управление коррекционным учреждением строится на
Ринципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуп-

равления коррекционного учреждения являются совет коррекци-

нного учреждения, попечительский совет, общее собрание, пе-

г°гический совет и другие формы. Порядок выборов органов


самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

35. Непосредственное управление коррекционным учреждени­
ем осуществляет директор (заведующий), прошедший соответ­
ствующую аттестацию и имеющий опыт работы в учреждении
данного вида.

36. Директор (заведующий) коррекционного учреждения не­
сет ответственность перед родителями (законными представите­
лями), государством, обществом и учредителем за свою деятель­
ность в соответствии с функциональными обязанностями, предус­
мотренными квалификационными требованиями, трудовым
договором (контрактом) и уставом коррекционного учреждения.

VI. Имущество и средства коррекционного учреждения

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в по­
рядке, установленном законодательством Российской Федерации,
закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муни­ципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессроч­ное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреж­дения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжа­ется закрепленным за ним имуществом в соответствии с назна­чением этого имущества, своими уставными целями и законода­тельством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной
за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и
в порядке, установленных законодательством Российской Феде­
рации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед
собственником и (или) органом, уполномоченным собственни­
ком, за сохранность и эффективное использование принадлежа­
щей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного
учреждения в этой части осуществляется собственником и (или)
органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду за­
крепленное за ним имущество в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется
его учредителем (учредителями) с договором между ними.


42. Источниками формирования имущества и финансовых ре­
сурсов коррекционного учреждения являются:

- собственные средства учредителя (учредителей);

- бюджетные и внебюджетные средства;

_ имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

- кредиты банков и других кредиторов;

- средства спонсоров, добровольные пожертвования физичес­
ких и юридических лиц;

- другие источники в соответствии с законодательством Рос­
сийской Федерации.

 

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать
прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и
организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономи­
ческую деятельность и иметь валютные счета в банковских и дру­
гих кредитных организациях в порядке, установленном законода­
тельством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязатель­
ствам в пределах находящихся в распоряжении денежных средств
и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих
средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает
его учредитель (учредители) в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществля­
ется на основе государственных и местных нормативов финанси­
рования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каж­
дому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учрежде­
нии и находящиеся "на полном государственном обеспечении, в
соответствии с установленными нормативами обеспечиваются
питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учрежде­нии, обеспечиваются бесплатным питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установлен­
ными нормативами должно иметь необходимые помещения, слу­
жащие для организации образовательного процесса, коррекцион-
ных занятий, лечебно-восстановительной работы, трудового обу­
чения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринима­
тельскую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает работникам
^ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Еди-


ной тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сфе ры в соответствии с тарифно-квалификационными требования ми и на основании решения аттестационной комиссии; опреде ляет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимуди рующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью коррекциоц-ного учреждения, штатное расписание, распределение должнос­тных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств, направляются на цели развития образования в со­ответствии с уставом коррекционного учреждения.

0 СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ I-VIII ВИДОВ

Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997г. № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000г.)

(Извлечение)

<... > Специальное (коррекционное) образовательное учреждение /вида

1. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
(далее — коррекционное учреждение) I вида создается для обуче­
ния и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития
в тесной связи с формированием словесной речи как средства об­
щения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и
компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для
получения общеобразовательной, трудовой и социальной подго­
товки к самостоятельной жизни.

2. Коррекционное учреждение I вида осуществляет образова­
тельный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок

освоения 5-6 лет, в зависимости от учебных пред­метов, или 6—7 лет, с учетом подготовительного класса);

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок

освоения 5—6 лет);

3 ступень — среднее (полное) общее образование (норматив-

ный срок освоения 2 года).


3. На первой ступени общего образования в начальных клас­
сах (1-3 классы) проводится работа по становлению личности ре­
бенка, выявлению и целостному развитию его способностей, фор-
><ированию у школьников умения и желания учиться. В началь­
ных классах у учащихся формируется речевая деятельность
(умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь
оКружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться инфор­
мацией). В средних классах (4-6 классы) продолжается работа по
формированию личности неслышащего ребенка, его учебной де­
ятельности, развитию устной и письменной речи, совершенство­
ванию умения пользоваться языком как средством общения, по
развитию познавательных способностей и навыков самостоятель­
ной умственной деятельности.

На второй ступени общего образования (7—10 классы) продол­жается работа по формированию личности неслышащего воспи­танника, закладывается фундамент общеобразовательной и тру­довой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию уст­ной и письменной речи обучающихся, коррекции их произноше­ния и развитию слухового восприятия.

На третьей ступени общего образования у обучающихся совер­шенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекци-онная работа по формированию произношения и развитию оста­точного слуха. Проводится специальная работа по социально-тру­довой адаптации.

4. В ] класс коррекционного учреждения I вида принимают­
ся, как правило, дети с 7-летнего возраста.

5. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки,
организуется подготовительный класс.

6. Специфика образовательного процесса в коррекционном
учреждении I вида состоит в преодолении недостатков психичес­
кого и речевого развития воспитанников, затрудняющих усвоение
основ наук, с использованием специальных средств обучения (зву­
коусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным
образом структурированного содержания обучения.

Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по разви­тию слухового восприятия и совершенствованию навыков произ­ношения в ходе всего образовательного процесса. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и музыкально-ритмических, а также по всем общеобразовательным предметам обеспечиваются активная речевая практика, развитие нарушенной звуковой функ­ции, создание слухоречевой среды на основе использования зву-


коусиливающей аппаратуры, формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к есте­ственной. Широко используется предметно-практическое обучение как основа общего и речевого развития, формирования познава­тельной активности, осознанности в приобретении знаний. Кор-рекционная работа проводится с широким использованием специ­ализированных технических средств (электроакустическая аппара­тура, компьютерная техника и другие технические средства).

7. По желанию воспитанников, их родителей (законных пред­
ставителей) возможно введение в учебный план факультативного
курса обучения жестовой речи. Сроки введения курса и его про­
должительность определяются коррекционным учреждением.

8. В составе образовательного учреждения I вида организуют­
ся классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (ум­
ственной отсталостью, задержкой психического развития и др.),
работа в которых организуется по специальным учебным планам
и программам.

9. Наполняемость класса-группы до 6 человек, в классах для
детей со сложной структурой дефекта — до 5 человек.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение IIвида

1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения
и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную по­
терю слуха и различную степень недоразвития речи) и поздно­
оглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возра­
сте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их
развития на основе формирования словесной речи, подготовки
к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной
основе.

2. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную на­
правленность, способствующую преодолению отклонений в раз-.
витии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое
внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над
формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается ак­
тивная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с
использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей
формировать на слуховой основе речь, приближенную к есте­
ственному звучанию.

3. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении
слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

1-е отделение — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;


2-е отделение — для воспитанников с глубоким недоразвити-еМ речи, обусловленным нарушением слуха.

4. Коррекционное учреждение II вида осуществляет образова­
тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ трех ступеней общего образования:

1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок

освоения в 1-м отделении 4—5 лет, во 2-м отделе­нии - 5-6 или 6-7 лет);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок

освоения в 1-м и 2-м отделениях 6 лет).

3 ступень - среднее (полное) общее образование (норматив-

ный срок освоения в 1-м отделении 2 года).

5. На 1-й ступени общего образования осуществляется кор­
рекция словесной речи на основе использования развивающей­
ся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия,
накопление словарного запаса, практическое овладение грамма­
тическими закономерностями языка, навыками связной речи,
развитие внятной речи, приближенной к естественному звуча­
нию.

На 2-й ступени общего образования проводится коррекцион-ная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необхо­димого для интеграции их в общество.

6. В соответствии с уровнем общего и речевого развития вос­
питанников, достигнутым в процессе обучения, с согласия роди­
телей (законных представителей) по заключению психолого-ме-
дико-педагогической комиссии воспитанники могут переводиться
из одного отделения в другое.

7. В 1 класс (группу) 1-го и 2-го отделений зачисляются дети с
7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные
учреждения.

Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2-м отделении может быть орга­низован подготовительный класс.

8. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня в
1-м отделении - до 10 человек.

Наполняемость класса (группы), группы продленного дня во 2-м отделении — до 8 человек.

9. Для позднооглохших воспитанников (независимо от воз­
раста) с целью восстановления их устной коммуникации со


слышащими организуется специальная индивидуальная по­мощь по обучению восприятия устной речи на зрительной (чте­ние с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной ос­нове.

10. Для развития слухового восприятия и формирования про­
изношения проводятся индивидуальные и групповые занятия с
использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного
пользования и индивидуальных слуховых аппаратов.

11. Работа по развитию слухового восприятия и автоматизации
навыков произношения с использованием фонетической ритми­
ки и различных видов деятельности, связанных с музыкой, осу­
ществляется на музыкально-ритмических занятиях.

12. По желанию воспитанников 2-го отделения и их родите­
лей (законных представителей) в учебный план возможно введе­
ние факультативных курсов обучения жестовой речи или иност­
ранному языку. Сроки введения курса и его продолжительность
определяются коррекционным учреждением.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IVвидов

1. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают
обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных откло­
нений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, раз­
витие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-
компенсаторных навыков, способствующих социальной адапта­
ции воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабо­видящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процес­сов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные за­нятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного воспри­ятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентиров­ке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незря­
чие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и бо­
лее высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных соче­
таний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими
глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида
принимаются дети 6—7 лет, допускается также прием детей свы­
ше указанного возраста на 1—2 года.


4. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­дленного дня в коррекционном учреждении III вида - до 8 че­ловек.

5 Коррекционное учреждение III вида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразователь­ных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок

освоения 4—5 лет);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок

освоения 5—6 лет);

3 ступень - среднее (полное) общее образование (норматив-

ный срок освоения 2 года). Общий срок обучения 12 лет.

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабо­
видящие Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем
глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состоя­
ние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для
близи), форма и течение патологического процесса. Также могут
быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрес­
сирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при нали­
чии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на
близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принима­ются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как
правило, принимаются дети 6—7-летнего возраста.

8. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­
дленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 че­
ловек.

9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образо­
вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразователь­
ных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок

освоения 4 года);

2 ступень — основное общее образование (нормативный срок

освоения 6 лет);

3 ступень — среднее (полное) общее образование (норматив-

ный срок освоения 2 года).

10. На 1-й ступени общего образования выявляются инди­
видуальные возможности воспитанников. Коррекционная на-


на Т

правленность образовательного процесса осуществляется уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного ц осязательного восприятия речи, по пространственной ориен­тировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по фор-мированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по эле­ментарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются про­белы дошкольного образования, расширяются знания об окружа­ющем мире специфическими для данной категории воспитанни­ков способами.

На 2-й ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию коррекционно-компенсаторных на­выков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжают­ся коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по раз­витию навыков общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На 3-й ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам (в соответствии с учебной про­граммой), совершенствуются навыки воспитанников по ориенти­ровке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуще­
ствляется с широким использованием тифлоприборов и специ­
ального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта,
степени и характера нарушения зрения. При этом обучение не­
зрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-
осязательного восприятия. Основой обучения является система
Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и осо­бые средства наглядности, позволяющие расширить рамки дос­тупности учебной и другой информации.

12. Для детей 5—7 лет могут быть организованы дошкольные
группы или подготовительные классы.

13. В штаты коррекционных учреждений III-V видов вводит­
ся должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 вос­
питанников с нарушениями речи.

14. В штаты коррекционных учреждений III—V видов вводит­
ся должность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы
на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.


Специальное (коррекционное) образовательное учреждение У вида

1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения
и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им
специализированной помощи, способствующей преодолению на­
рушений речи и связанных с ними особенностей психического
развития.

2. Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два
отделения.

В зависимости от местных условий коррекционное учрежде­ние V вида может иметь в своем составе одно отделение.

3. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недо­
развитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия,
афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи,
сопровождающимся заиканием.

4. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заи­
кания при нормальном развитии речи.

5. В составе 1-го и 2-го отделений могут комплектоваться клас­
сы (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты
речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

6. В случае устранения речевого дефекта воспитанники кор-
рекционного учреждения с согласия родителей (законных пред­
ставителей) и на основании заключения психолого-медико-педа­
гогической комиссии переводятся в образовательное учреждение
общего типа.

7. Коррекционное учреждение V вида осуществляет образова­
тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных
программ двух ступеней общего образования:

в 1-м отделении:

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный

срок освоения 4-5 лет); 2-я ступень — основное общее образование (нормативный

срок освоения 6 лет); во 2-м отделении: 1-я ступень — начальное общее образование (нормативный

срок освоения 4 года); 2-я ступень - основное общее образование (нормативный

срок освоения 6 лет).

8. На 1-й ступени общего образования обеспечиваются: кор­
рекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения зву-
копроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аг-
Рамматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими откло-


нений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанника умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонематически пра­вильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учат­ся грамматически правильно оформлять высказывания.

На 2-й ступени общего образования развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества.

9. Для воспитанников, имеющих общее недоразвитие речи (I—II уровень по классификации Р.Е. Левиной), может быть орга­низован подготовительный класс. Прием детей в подготовитель­ный класс осуществляется с 6—8-летнего возраста, в 1 класс -с 7—9-летнего возраста.

Наполняемость класса (группы), группы продленного дня - до 12 человек.

11. Коррекция речевых нарушений и связанных с ними осо­бенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обу­чения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероп­риятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, ус­транение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIвида

1. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения
и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппа­
рата (с двигательными нарушениями различной этиологии и сте­
пени выраженности, детским церебральным параличом, с врож­
денными и приобретенными деформациями опорно-двигательно­
го аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей,
парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для
восстановления, формирования и развития двигательных функ­
ций, коррекции недостатков психического и речевого развития
детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество
на основе специально организованного двигательного режима и
предметно-практической деятельности.

2. Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образо­
вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразователь­
ных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4—5 лет);


2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);

3-я ступень — среднее (полное) общее образование (норма­тивный срок освоения 2 года).

3. На 1-й ступени общего образования решаются задачи ком­
плексной коррекции, направленной на формирование всей дви­
гательной сферы воспитанников, их познавательной деятельнос­
ти и речи.

На 2-й ступени общего образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается кор-рекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих со­циально-трудовую адаптацию воспитанников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.3.140 (0.122 с.)