Складывание разрезных картинок



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Складывание разрезных картинок



Методика применяется для выявления состояния наглядно-образного мышления. Эта методика не требует участия речи ре­бенка, поэтому может быть использована для обследования и безречевых детей.

Для проведения эксперимента необходимо иметь разрезные картинки различной трудности: от самых простых, разделенных на две части, до состоящих из 4 —5 —6 частей различной конфигурации (сложность предлагаемых картинок определяется возра­стом испытуемого).

Большинство картинок — на прямоугольном фоне, это облег­чает составление рисунка, намечая его границы. Усложняют зада­ние не только число частей и конфигурация разреза, но и изобра­жение картинок с двух сторон прямоугольника. Ориентиром таких разрезных картинок прежде всего является цвет фона. Может быть предложена односторонняя разрезная картинка, на которой изображен только контур предмета (машина, медведь, кукла и т.д.). Еще более сложный вариант — рисунок, отделенный от фона, т.е. вырезанный по контуру и разрезанный на 4—5 частей.

Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из трех частей. Части картинки в беспорядке кладут пе­ред ребенком на стол и, не называя предмета, изображенного на картинке, предлагают: «Сложи целую картинку». Если ребенок не знает, с чего начать, экспериментатор сам складывает одну основ­ную часть и побуждает ребенка продолжить работу. Если ребенок снова действует неправильно, беспорядочно, экспериментатор скла­дывает картинку сам, обращает на нее внимание испытуемого, вновь перемешивает части рисунка и предлагает: «Теперь сложи сам».

После предварительного выполнения задания (самостоятельно или с помощью экспериментатора) ребенку дают разрезную кар­тинку из 4 —5 частей и инструкцию: «Сложи сам». В ход работы экспериментатор не вмешивается. Но вначале дает указание: «Здесь нарисован петух. Сложи целого петуха».

В протоколе отмечаются название и состав картинки, объясне­ния экспериментатора, действия ребенка и его словесные выска­зывания.

Основные факты исследователь получает при анализе способа действия, который применяет ребенок в процессе складывания картинки. Это могут быть хаотичные, не имеющие цели манипу­ляции, целенаправленные действия в наглядно-действенном пла­не (метод проб и ошибок) и целенаправленное выполнение зада­ния в наглядно-образном плане (зрительное соотнесение).

Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок работает хаотично, подкладывая части рисунка без определенной цели. Например, к голове животного приставляет хвост, иногда «застревает» на сделанной раскладке и все остальные части ри­сунка располагает как придется. Если ребенок упорно не воспри­нимает помощи экспериментатора и даже после неоднократного наглядного показа не может правильно сложить картинку — это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии.

«Доски Сегена»

Эта методика может быть применена для исследования нагляд­но-действенного мышления.

Используются доски с пазами различной геометрической фор­мы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности). Элементарная доска из четырех вкла­док доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наи­более распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет. Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинаци­ей нескольких вкладок.

Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ре­бенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и же­стами предлагает вернуть их на место.

Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформирован­ности наглядно-действенного мышления.

«Сюжетные вкладки»

По структуре эта методика близка к методике «Доски Сегена».

Во время эксперимента используется большая доска, на кото­рой изображены 10 различных ситуаций с недостающими эле­ментами на месте вырезанных пазов, и вкладки с рисунками, изоб­ражающие эти или намеренно неподходящие элементы. Ребенок должен выбрать из большого количества вкладок соответствую­щую по смыслу.

При оценке результатов этого задания обращается внимание на то, как ребенок осмысляет изображенные на доске ситуации, насколько целенаправленно и устойчиво его внимание. Значительный интерес представляет наблюдение за способом работы ре­бенка. Первый способ: ребенок, взяв в руки любую вкладку, ищет ей место. Такой способ нерационален и малопродуктивен. Второй, более совершенный способ: ребенок, осмыслив ситуацию, ищет среди вкладок именно тот элемент, который необходим.

Интеллектуально полноценные дети (5—6 лет) способны пра­вильно понять ситуацию и подобрать соответствующую вкладку. Следует отметить, что они не всегда могут самостоятельно ис­пользовать более рациональный способ работы. Однако при на­правляющем указании со стороны экспериментатора усваивают этот способ.

Методика дает возможность выявить также целенаправленность деятельности при большом объеме работы.

Дети, у которых объем внимания недостаточен, даже при хоро­шей способности к осмыслению часто затрудняются в выполнении данного задания, так как не в состоянии охватить все изображен­ные ситуации и сделать выбор из большого количества вкладок. Если ограничение объема работы (закрыты некоторые ситуации и уменьшено количество предъявляемых вкладок) приводит к улучше­нию ее качества, то можно сделать вывод о том, что причиной оши­бок были не трудности осмысления, а сужение объема восприятия.

«Почтовый ящик»

Этот метод широко используется для обследования детей раз­ного возраста. Он применяется для исследования наглядно-дей­ственного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмысливанию нового способа действия.

«Почтовый ящик» представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим осно­ванием повторяют форму прорези на крышке коробки.

Эта методика не требует речевых ответов со стороны ребенка в процессе выполнения, поэтому очень удобна в работе с безре­чевыми детьми. Инструкция в зависимости от возраста обследуе­мого может быть дана в нескольких вариантах: словесная («Вот разные фигурки. Опусти все фигурки в эту коробку») или на­глядная (экспериментатор на двух-трех фигурках показывает выполнение).

Для ребенка с нормальным интеллектом 6 лет и старше это задание не представляет трудности и выполняется путем зрительно­го соотнесения формы основания фигурки с формой прорези. В отдельных случаях дети прибегают к примериванию (как правило, в отношении двух фигур: треугольника и полукруга, которые тре­буют определенного разворота). Выбор фигурок такими детьми обычно производится в определенной системе: например, опус­тив в «ящик» квадрат, ребенок затем берет идентичную фигурку. Дети с интеллектуальными нарушениями в 7 —8-летнем возрасте редко действуют путем зрительного соотнесения, для них более характерен путь проб и ошибок.

Методика Кооса

Этаметодика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков). Кубики Кооса (16 штук) имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеется 18 чертежей с изображениями фигур разной (постепенно возрастающей) сложности, составленных из 4, 9 или всех 16 кубиков.

Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 5 лет и старше) в зависимости от цели исследования. Она может быть модифицирована в «обучающий эксперимент» или использована как материал для исследования уровня притязаний.

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят со­ставить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесооб­разно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь опре­деленными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Допустимо пользоваться повторением заданий отдельных черте­жей: при «обучении» предъявляется аналогичный чертеж для само­стоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как ана­лиз и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит об­ращенной к нему речи либо по каким-то другим причинам отка­зывается от вербального контакта со взрослым. Методика также помогает установить особые пространственные нарушения, воз­никающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого зада­ния вызывает заинтересованность почти у всех детей, что дает возможность выявить их реакции на успех и неуспех.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.014 с.)