Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультативно-диагностическая работа

Поиск

Важнейшей задачей ПМПК, а значит, и основным содержа­нием ее деятельности, является проведение комплексной психо­лого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Ранняя диагностика необходима для оказания своевременной помощи детям, уточнения уровня и особенностей их развития, а также определения места и характера воспитания и обучения. В этих случаях решаются вопросы комплектования спе­циальных (коррекционных) учреждений.

Следует указать, что всеми вопросами, связанными с комп­лектованием, занимаются психолого-медико-педагогические ко­миссии.

Психолого-медико-психологическая диагностика может про­водиться и по просьбе родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов для решения проблем, связанных с отклонениями в развитии ребенка. Им нужна консультация и конкретные реко­мендации по оказанию помощи ребенку. Об этом виде деятельно­сти ПМПК будет сказано ниже.

Рассмотрим организацию и содержание работы по комплекто­ванию специальных (коррекционных) учреждений.

В тех случаях, когда в детских садах, школах педагоги и специа­листы психолого-медико-педагогических консилиумов затрудня­ются своими силами решить вопросы, связанные с поведением, неуспеваемостью и иными проблемами детей, таких детей направ­ляют в психолого-медико-педагогические комиссии (консульта­ции) для уточнения психофизического состояния и определения места дальнейшего обучения и воспитания. При этом на ребенка оформляются следующие документы:

- свидетельство о рождении (предъявляется);

- подробная выписка из истории развития с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмоло­га, ортопеда);

- педагогическая характеристика, отражающая подробный ана­лиз развития с указанием педагогической помощи и ее эффек­тивности;

- письменные работы, рисунки, раскрывающие динамику раз­вития ребенка;

- заключение психолого-медико-педагогического консилиума.

Необходимо, чтобы в педагогической характеристике не про­сто перечислялось, чему ребенок не научился, его недостатки, но и указывалось, каков характер затруднений, испытываемых ребенком, как ему помогали их преодолевать. В характеристике следует отметить и те положительные качества ребенка, кото­рые могут быть использованы в дальнейшей работе с ним. В со­держание характеристики должны войти формальные данные о ребенке с обязательным указанием срока пребывания его в дет­ском саду, обучения в школе; сведения о семье; сведения об особенностях познавательной деятельности, данные о навыках самообслуживания; указания относительно основных трудно­стей и причин отставания; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы; материалы, характеризующие особен­ности личности.

Наличие этих сведений не является формальным требованием. Тщательное оформление материалов, характеризующих ребенка, поможет членам консультации правильнее построить обследова­ние, определит главную цель их работы как выявление и установ­ление причин трудностей, которые больше всего мешают разви­тию ребенка.

В ПМПК при проведении работы по комплектованию ведутся журнал записи на ПМПК и журнал учета детей, прошедших об­следование; протоколы, фиксирующие ход обследования; архив с делами детей, выведенных из системы коррекционно-развивающего обучения, и дубликаты заключения ПМПК. В журнале учета регистрируются следующие сведения:

 

№ п/п Дата обследования Ф.И.О. ребенка Год, число, месяц рождения Место жительства В каких учреждениях и сколько лет воспитывался или воспитывался Кем направлен в ПМПК Повод направления в ПМПК Краткие сведенья о родителях Диагноз и заключение ПМПК Рекомендации ПМПК Примечание

 

В графе «Примечание» указывается выполнение родителями рекомендаций консультации. Хотя право выбора учреждения для дальнейшего воспитания и обучения ребенка остается за ними, очень важно, чтобы члены ПМПК сделали все возможное, чтобы убедить их поступить так, как этого требуют интересы ребенка.

Журнал учета хранится в ПМПК.

Весь ход обследования ребенка в консультации фиксируется в протоколе квалифицированным специалистом (медицинским ста­тистиком) и хранится в личном деле ребенка, которое передается в то учреждение, куда он направляется. Протоколы помогают учи­телям заранее познакомиться с особенностями личности, каче­ством знаний, особенностями психофизического развития, кото­рые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в саду или в школе. Кроме этого, протоколы необходимы для фиксиро­вания динамики развития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направляется на ПМПК. Сравнивая полученные данные с протоколом предыдущего обследования, можно судить об изме­нениях, происшедших за истекший период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке. Он остается в личном деле.

На основании данных индивидуального обследования ребенка каждым специалистом консультации составляется заключение о характере отклонений. Принимается коллегиальное решение о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения с учетом его психофизических и индивидуальных особенностей. Даются конкретные рекомендации (см. приложение 4).

В тех случаях, когда ребенку рекомендовано продолжать обуче­ние в том же учреждении, его дело возвращается в психолого-медико-педагогический консилиум, а дубликат заключения пере­дают в архив ПМПК (хранится не менее 10 лет).

Списки обследованных детей и подростков с рекомендациями ПМПК передаются в соответствующие органы народного образо­вания, соцздравобеспечения и др. Родителям (лицам, их заменя­ющим) выдается заключение с соответствующими рекомендаци­ями (без указания диагноза). Направление детей в специальное учреждение осуществляется органами народного образования на основании рекомендаций ПМПК в строгом соответствии с инструкциями по приему в каж­дое специальное учреждение.

Такова организация работы ПМПК по комплектованию спе­циальных (коррекционных) учреждений.

Содержание работы по комплектованию включает в себя ме­дицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследова­ние детей.

Медицинское обследование включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психи­атрическое исследования ребенка. При необходимости проводят­ся параклинические обследования (РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и другие лабораторные исследования). Проводится сбор анам­неза. Все эти исследования ведутся врачами. Ни дефектолог, ни психолог не вправе ими заниматься, но им важно знать, как вли­яют на развитие детей те или иные неблагоприятные факторы, каковы особенности их психики. Данные из истории развития ребенка, полученные врачом во время беседы с матерью, а также объективные показатели состояния ребенка по материалам вра­чебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педа­гогического обследования. Так, при обследовании ребенка со сни­женным слухом или с нарушением речи обязательно должны ис­пользоваться задания невербального характера, к при дефектах зрения обследование строится преимущественно на речевом ма­териале и т.д.

В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); выясняется, когда начали формироваться навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; определяется состояние моторики, характер

игры и др. Обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом.

Если дети еще не учатся в школе, то необходимо определить их готовность к школьному обучению — установить уровень ум­ственного развития, эмоционально-волевой и социальной зрело­сти. К школе ребенок должен овладеть определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, а также умствен­ными операциями и навыками речевого общения, проявлять по­знавательную активность, у него должен быть сформирован ряд патофизических и психических функций: моторика, произвольное внимание, осмысленная память, пространственное восприятие. Очень важным свойством является способность к регуляции пове­дения и к самоконтролю; не менее важно наличие психологиче­ских качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

В тех случаях, когда дети уже учатся в школе, следует устано­вить характер и причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. В связи с тем, что на успешность обуче­ния в значительной мере влияет обучаемость, нужно обратить на это особое внимание. Показателями обучаемости являются спо­собность к обобщенной мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебного материала и др., а также то, как ребенок использует помощь (это один из главных показателей). Учитываются характер и мера этой помо­щи, возможность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т.д. проводит дефектолог. В сво­ем заключении он не только отражает установленный актуальный уровень развития ребенка, но и подробно указывает необходимые приемы работы с ним. Его рекомендации полезны и педагогам, и родителям.

Психологическое обследование проводит психолог. Он анализи­рует причины наблюдаемых явлений, дает прогноз и рекоменда­ции по коррекции психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. В заключении он указывает ком­плексный психологический диагноз. В случае необходимости про­водится нейропсихологическое обследование.

Логопедическое обследование (в тех случаях, когда в этом есть необходимость) осуществляет логопед. Выявляя особенности раз­вития речи, он вскрывает характер и причины имеющихся дефектов. В содержание логопедического изучения входит обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной (повторной, номинативной, само­стоятельной) речи. Исследуется и письменная речь детей, а также речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру речевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей, что по­могает разграничить детей с первичными речевыми нарушениями (и как следствие — с задержкой умственного развития) и детей, у которых недоразвитие речи вызвано умственной отсталостью.

Каждый из членов комиссии-консультации имеет свой участок работы, но заключение делается всеми специалистами на основе анализа всех полученных о ребенке сведений. Важно не только поставить диагноз и написать заключение, но и необходимо обосновать их, выделив основные симптомы указанного состоя­ния. В тех случаях, когда дети направляются в специальную (коррекционную) школу, желательно дать рекомендации для работы с ними.

В процессе работы должна сохраняться спокойная и доброже­лательная обстановка. Не следует создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого. Очень важно в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта. В помещении, где проходит работа, не должно быть никаких посторонних, отвлекающих детей картин, плакатов и т.д. Даже само размещение ребенка, родителей, членов консультации за столом во время обследования имеет немаловажное значение.

При проведении психолого-педагогического обследования де­тей, особенно в условиях ПМПК, необходимо обратить внима­ние на ряд показателей, которые проявляются в ходе работы с ребенком и должны обязательно учитываться при составлении окончательного заключения о его состоянии. В их числе:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незна­комых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная весе­лость, фамильярность в обращении с членами консультации, не­адекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ре­бенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее преж­де, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на нали­чие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятель­ности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процес­се работы; учитывается общая работоспособность. Очень важным качеством деятельности ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Один из главных показателей — способность ис­пользовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обуча­емость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помо­щи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей дея­тельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успе­хе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребен­ком ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.193 (0.012 с.)