Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная характеристика семьи

Поиск
Группа семей Факторы, характеризующие данную группу семей
1. Оптимальная Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психоло­гическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья — оптимальная
2. Хорошая Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отно­шения в семье. Вредные привычки — кроме злоупо­требления алкоголем. По состоянию здоровья — оптимальная
3. Удовлетвори­тельная Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимо­отношения в семье). По состоянию здоровья — удовлетворительная
4. Неудовлетво­рительная Наличие в семье двух и более неудовлетворительных перечисленных показателей. Низкий уровень культу­ры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки — злоупотребление алкого­лем. По состоянию здоровья — неудовлетворительная

 

Психологическая диагностика нарушений развития у детей - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принци­пов, сформулированных ведущими специалистами в области спе­циальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, С. Д. Забрамная, О. Н. Усанова и др.).

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмо­ционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребен­ка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, ко­торое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справил­ся ребенок.

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Это достигается предложением зада­ний разной сложности и оказанием ребенку дозированной помо­щи в ходе их выполнения.

Подбор диагностических заданий для каждого возрастного эта­па должен осуществляться строго на научной основе, т. е. при об­следовании следует использовать те задания, которые могут вы­явить, какие стороны психической деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов должна быть дана их качественная и количественная характеристика, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.

Проведение психодиагностического исследования всегда под­чинено конкретной цели, которая определяет пути решения от­дельных задач. Основная цель психодиагностического обследова­ния ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптималь­ных путей коррекционной помощи. Конкретная задача опре­деляется возрастом ребенка, наличием или отсутствием наруше­ний зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики (скрининг, дифференциальная диагностика, углубленное психологическое изучение ребенка для разработки индивидуальной коррекционной программы, оценка эффективности коррекционных мероприятий). Для по­лучения информативных и объективных результатов психологи­ческого изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипо­тезе исследования; так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии психического развития ребенка воз­растной норме или об отставании от нее;

- важно определить, какие психические функции предполага­ется изучить при обследовании, — от этого зависит подбор мето­дик и интерпретация результатов;

- подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципа целостности, так как развернутую психологи­ческую характеристику ребенка, включающую особенности его познавательного и личностного развития, можно получить толь­ко в результате использования нескольких методик, дополняю­щих друг друга;

- при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения — это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка и в то же время позволяет выяснить высший уровень его возможностей;

- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негатив­ных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

- отбор заданий должен носить как можно менее интуитивно-эмпирический характер; только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;

- не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо до­тировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

При организации проведения процедуры обследования необ­ходимо учитывать следующие требования:

- процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка: чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;

- методики должны быть удобны для использования, иметь возможность стандартизации и математической обработки дан­ных, но одновременно учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий;

- анализ полученных результатов должен быть качественно-ко­личественным; в работах ведущих отечественных психологов по­казано, что именно качественный анализ, реализуемый через си­стему качественных показателей, позволяет выявить своеобразие психического развития ребенка и его потенциальные возможно­сти, а количественные оценки используются для определения сте­пени выраженности того или иного качественного показателя, что облегчает разграничение нормы и патологии, позволяет сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;

- выбор качественных показателей не должен быть случайным, а должен определяться их способностью отражать уровни сфор­мированности психических функций, нарушение которых харак­терно для детей с отклонениями в развитии;

- для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание психолога и ребенка;

- для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые ис­следователи (А.Анастази, В. М. Блейхер и др.) считают целесооб­разным располагать их по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие (И.А.Коробейников, Т.В.Розано­ва) — чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в не­сколько этапов. На первом этапе психолог изучает документацию и собирает сведения о ребенке путем опроса родителей и педаго­гов. К началу обследования он должен обладать всеми необходи­мыми сведениями клинического, педагогического, социального характера. Это позволит правильно определить задачи исследова­ния и подготовить необходимый диагностический инструментарий.

Для проведения психологического обследования нужно создать спокойную обстановку. Обследование проводится в отдельной ком­нате с небольшим количеством предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Обследование ребенка до 4 лет проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4—6 лет — за детским столом, более старших детей — за обычным столом, на котором не должно находиться посторонних предметов.

Обследование лучше начинать с заведомо легких для данного ребенка заданий. Психолог должен вести себя спокойно и добро­желательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребен­ка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе: отмеча­ется время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность. При обследовании желательно присутствие матери, особенно в тех случаях, когда ребенок кате­горически на этом настаивает. После обследования психолог дол­жен обсудить с матерью полученные результаты, ответить на ее вопросы, дать рекомендации. Если по каким-либо причинам ре­бенок плохо себя ведет, отказывается выполнять задание, то не­обходимо выяснить причины такого поведения и вызвать его на повторное обследование, которое может проводиться через не­сколько дней. За эти дни нужно подготовить ребенка к повторно­му обследованию, убедить его сотрудничать с психологом. На по­вторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются и поэтому не могут быть полностью обследованы за один раз.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения заданий, обсуждает их и приходит к определенным выводам об особенностях и уровне развития познавательной дея­тельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, по­ведения ребенка, а также решает вопрос о характере коррекционной помощи, которая может быть ему оказана. Затем психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключе­ния в свободной форме, однако соблюдая определенные правила. «Обычно заключение состоит из трех относительно самостоятель­ных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время его.проведения. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с пси­хологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание. Особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды этой помощи, умение переносить найденный со­вместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения дей­ствий, характер высказываний ребенка, его способность расска­зать о своих действиях.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагно­стического изучения психики ребенка в зависимости от задач ис­следования, определивших, какие психические функции и про­цессы изучались в каждом конкретном случае.

В третьей части заключения делается вывод о структуре нару­шений психики у ребенка, причем отмечаются не только выяв­ленные нарушения и их соотношение, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющие его дальнейшее развитие. Далее формулируются рекомендации по организации и содержанию психологической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогического процесса, которые адресуются специалистам образовательного учреждения и роди­телям.

В заключении обязательно должны быть указаны возраст об­следуемого, даты обследования и написания заключения, фами­лия психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.86 (0.011 с.)