Изучение и повторение пройденного



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение и повторение пройденного



 

А) Слова предшественников, побуждающих повторятьизученное

 

Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте хадисы все вместе и не допускайте, чтобы их изучали без вас».

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если вы услышите от меня хадис, то повторяйте его между собой».

Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Изучайте хадисы и повторяйте их между собой, поскольку, говоря об одном хадисе, вспоминается и другой».

Вот один ученый говорит, порицая учеников аль-Ауза‘и: «Почему вы не собираетесь вместе и не повторяете?!».

Б) Необходимость повторения изученного

Не повторяя, человек того, что знает,

Не умножая знания свои,

Придет тот день, и все забудет сразу,

(И огорчат его оставшиеся дни).

Пренебрежение повторением – гибель для знания. Разве ты не видишь, как погибает посаженное дерево, которое не поливали? Знание – то самое дерево, а поливать его – значит повторять.

Абу Хилаль аль-‘Аскари сказал: «Заучивание дается только благодаря большому усердию, постоянным занятиям и беспрестанному повторению. Повторение же оживляет знание. Если человек не будет заниматься, он не сможет выучить, а если не будет повторять, то польза от этих занятий будет небольшая. Кто будет полагаться на книгу и откладывать уроки и повторение, тот не увидит плодов своих стараний и усердия».

Мой брат, искатель знания! Выдели себе один день в неделю[333] для повторения заученного тобой наизусть, и еще один для повторения пройденного.[334] И не забывай повторять каждый раздел знания, который ты выучил наизусть или усвоил, «ведь повторение усвоенных значений влияет на ум человека точно так же, как многократное проговаривание слов влияет на язык. И не добьется успеха тот, кто ограничивается лишь обдумыванием и осмыслением сказанного шейхом в его присутствии, затем забрасывает и больше не возвращается к этому».[335]

Смотри же, смотри, пусть не надоедает тебе повторять, ведь усвоение нового возможно только после закрепления старого. «Сколько людей, пренебрегших повторением уже заученного, затратили впоследствии уйму времени, чтобы вернуть уже забытое».[336]

В) Коллективное повторение и его правила

 

Повторение бывает индивидуальным, когда учащийся повторяет один, и коллективным, когда он повторяет вместе с кем-то из своих братьев или с некоторыми из них. Коллективное повторение имеет огромную пользу, поскольку оно оттачивает ум, развивает мышление, развязывает язык и учит красиво изъясняться.

«Искатель знания должен повторять заученное им вместе с тем, кто занимается тем же разделом знания, что и он, причем уровень его знания может быть как выше, так и ниже или равным ему. Ведь благодаря подобному повторению заученное человеком закрепляется, овладевается более свободно, становится более ясным, укрепляется и приумножается в зависимости от количества повторений. И один час, потраченный на повторение вместе со знающим человеком, принесет тебе больше пользы, чем несколько часов или даже дней, проведенных за чтением или заучиванием».[337]

Да, час, потраченный тобой на изучение какого-нибудь вопроса вместе с твоими братьями, может принести тебе больше пользы, чем целый месяц, проведенный за заучиванием и повторением. Но при условии, что подобное изучение не перерастет в бесплодный спор и пустое препирательство и не выйдет за рамки норм поведения, предусмотренных шариатом. «Во время повторения и обсуждения вопросы должны решаться по порядку, один за другим, и не следует переходить к следующему вопросу прежде, чем будет решен предыдущий. Когда кто-нибудь обсуждал с аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, какой-нибудь вопрос и, (не решив его), переходил к другому, он говорил ему: «Закончим прежде с этим вопросом, а затем перейдем к тому, что ты хочешь».[338] Поэтому следует избегать повторения изученного вместе с тем, кто любит спорить и препираться, а также с глупым и слабоумным человеком.

 

Обучение

 

Обучай того, кто не знает, и учись у того, кто знает. Поступая так, ты узнаешь то, что не знал, и сохранишь в памяти то, что забыл. Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Пусть твое обучение превратится в учебу для тебя, споры по вопросам знания станут побуждать тебя к изучению нового для тебя, изучай же знание как можно больше, чтобы понять его, и выбирай из него ту небольшую часть, чтобы заучить ее». Абдуррахман ибн Махди сказал: «Были люди, которые, встретив кого-то, кто знает больше них, считали этот день приобретением для себя; встретив равного себе, постигали знание вместе с ним и учились у него, а встретив того, кто знает меньше них, скромно брались обучать его».

 

Использование знания

 

Используй приобретаемое тобой знание в жизни, и это поможет тебе заучивать его, что вполне осуществимо во многих областях знания, например при заучивании слов мольбы и поминания Аллаха (ду‘а и зикр), при изучении хадисов о благонравии и нравственных качествах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и др.

Аш-Ша‘би сказал: «Заучивать хадисы нам помогало то, что мы использовали их в жизни».

 

Глава четвертая

Основные правила чтения и изучения книг, содержащих знание

 

Прежде всего ты должен знать цену тому, чем занимаешься. Ведь ты изучаешь слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также то, что помогает тебе понять их смысл. Твоя учеба – это великое поклонение, так ощути же величие, в котором ты пребываешь. Знакомясь с биографиями наших предшественников, мы видим, что они считали лучшим для себя читать хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, только совершив омовение.[339]

Не забывай призывать благословение на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнося слова благословения всякий раз, когда читаешь, и писать эти слова всякий раз, когда пишешь его благородное имя.

Автор книги «Аль-Ба‘ис аль-хасис», рассказывая о правилах записывания хадисов, сказал: «Пусть он всегда восславляет Аллаха и призывает благословение на Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если эти слова повторяются многократно, он не должен от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо… И пусть он пишет слова благословения и приветствия полностью, а не обозначает условными символами… и пусть не ограничивается словами «‘алайхи-с-салам» («мир ему»), а четко и полностью пишет «салла-л-Лаху ‘алахи ва саллама» («да благословит его Аллах и приветствует»)».[340]

Не забывай исправлять опечатки, если в конце книги прилагается список опечаток. Ведь может случится так, что какая-нибудь ошибка, являющаяся всего лишь опечаткой, будет сопровождать тебя долгие годы, особенно это касается правильного прочтения имен собственных.

Введение к книге и различные ее указатели имеют особую важность. Поэтому тебе следует прочитать введение и указатели прежде основной части. Многие книги содержат особые выражения, свойственные только их авторам, и ты должен разобраться в них прежде, чем приступишь к чтению.

К вопросу о специальных выражениях (терминах): следуя по пути знания, помни, что многие специальные слова и выражения, встречающие в шариатских текстах, раньше употреблялись не в том значении, в котором мы их понимаем сегодня.[341]

Читай медленно, вникая в каждое предложение. Ничто так не вредит искателю знания в наше время, как быстрое чтение («чтение газет»), которое стало всеобщей потребностью.

Это ни в кое мере не означает, что мы принижаем значение просмотрового чтения. Ведь со многими книгами, особенно с теми, которые содержат указатель с подробным обзором приводимых в них тем, читателю достаточно лишь бегло ознакомиться, а затем (внимательно) прочитать то важное или новое, (что он найдет в них для себя).[342]

Если тебе повстречается какой-нибудь сложный вопрос и ты решишь, что понял его, то не удовлетворяйся лишь собственным предположением, пока, отложив книгу в сторону, не представишь себя в роли учителя, разъясняющего этот вопрос своим ученикам.[343]

Чтение вслух – по мере возможности – лучше, чем чтение про себя, поскольку наравне со зрением в работу включается и слух, а чем больше органов чувств задействовано при восприятии речи, тем легче она усваивается и заучивается.

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Тому, кто читает книгу, следует читать ее вслух так, чтобы он мог слышать самого себя». Не менее поучительны слова аз-Зубайра ибн Баккара: «Когда ко мне зашел мой отец, я что-то читал про себя в тетради, и он сказал мне: “Когда ты так читаешь, твое сердце воспринимает (прочитанное) только через твое зрение. Если же ты хочешь читать (по-настоящему), то смотри (в тетрадь) и произноси (то, что видишь), вслух. Так твое сердце будет воспринимать и через зрение, и посредством слуха”.[344]

Один ученый сказал: «Когда учитесь, повышайте голос – это помогает лучше запомнить и лучше отгоняет сон. Чтение про себя (необходимо) для понимания, а чтение вслух – для заучивания и для понимания».

Некоторые ученые читали книгу, а затем учили ее, проговаривая каждую букву, словно повторяли за кем-то.

Аш-Ша‘би сказал: «Когда учащийся учится, он должен повышать свой голос так, чтобы мог слышать самого себя, поскольку то, что слышит ухо, прочно укореняется в сердце. Поэтому человек лучше понимает то, что слышит, нежели то, что читает». Абу Хилаль аль-‘Аскари после высказывания аш-Ша‘би говорит: «Если предметом изучения является то, что улучшает речь человека, и учащийся постигает его вслух, то он будет изъясняться более правильно».[345] И, быть может, это раскрывает нам причину того, почему многие ученые сегодня, хоть и читают множество книг, но не умеют правильно и красноречиво выражаться. Это происходит потому, что они читают глазами, а не языком.

Передают, что один шейх рассказывал:[346] «В одной из набатейских деревень я встретил юношу, который правильно и красноречиво изъяснялся, и я спросил его о том, как он научился так хорошо говорить, когда другие жители его деревни говорили плохо. Он ответил: “Я старался каждый день читать по пятьдесят страниц из книг аль-Джахиза, и я читал их вслух громким голосом. И уже совсем скоро я стал таким, каким ты видишь меня”.

(Всегда) читай, размышляя. Приучи себя к тому, чтобы во время чтения у тебя в руке всегда была ручка, и, найдя что-нибудь ценное и полезное, записывай, чтобы не забыть, откуда это было взято. В особенности записывай те сведения, которые обнаруживаешь не там, где искал. И не забудь упомянуть источник и номер страницы, «а рядом с тем, что выписал, добавь: “заимствовано”, чтобы не перепутать с тем, что не было заимствовано. Также пиши: “дошел до стр. …”, чтобы пометить то место, до которого дочитал, и впоследствии не пропустить непрочитанного текста».[347]

Не бойся заполнять книгу своими поправками и примечаниями. Некоторые из предшественников говорили: «Книга не станет излучать света до тех пор, пока не потемнеет (от сделанных в ней многочисленных поправок)»[348]. Они считали книгу достоверной, если видели в ней добавления и поправки.

Сколько книг я в жизни прочитал,

Сказав себе: теперь я их исправил.

Затем я вновь их в руки взял

И, прочитав, опять нашел ошибку и поправил.

У тебя должна быть специальная тетрадь (блокнот или записная книжка), которой ты будешь доверять свои жемчуга и перлы.

И будет лучше, если ты поделишь свой блокнот на (тематические) разделы и составишь оглавление, чтобы легче было с ним обращаться. А то, что не будет подходить ни под один из выделенных тобой разделов, записывай под рубрикой «Разное».

Автор «Тазкират ас-сами‘»[349] сказал: «Он не должен пренебрегать ничем полезным из того, что слышит, и легко относиться к правилам, которые узнает, а пусть побыстрее их запишет».

Точно так же все мысли и идеи, которые приходят тебе в голову, тебе следует записывать прежде, чем они разбредутся, как это делал Ибн аль-Джаузи в своей книге «Сайд аль-хатир». Не надейся на свою память и не обольщайся своей молодостью. Ведь придет старость, и тогда ты станешь сожалеть. Сколько полезного забывает искатель знания, а затем сожалеет о том, что не записал. Как верно наставление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданное некоторыми его сподвижниками: قَيِّدُوا الْعِلْمَ بِالْكِتَابةِ

«Закрепляйте знание, записывая его».[350]

Имам аш-Шафи‘и сказал: «Знайте, что это знание убегает, как убегают верблюды. Так сделайте же книги его защитниками, а калемы – его пастухами». Он также сказал:

Знание твое – твоя добыча,

А привязь для него – калем, что на бумаге пишет.

Добычу привяжи веревкою покрепче и потуже.

Ведь если ты, поймав газель, отпустишь

Ее на волю погулять, то это глупо!

Самым полезным чтением является то, когда ты кратко записываешь все, что прочитал. Это станет возможным после того, как ты достигнешь определенных результатов в знании и решишь взяться за чтение книг, написанных великими учеными, такими как Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн Раджаб, ан-Навави и др. Вот тогда старайся кратко записывать содержание каждой книги, которую ты хочешь изучить, и это не так сложно, как может показаться. Более того, подобное конспектирование поможет извлечь наибольшую пользу из прочитанного и избавиться от болезни, на которую жалуются искатели знания, что они много читают, но забывают большую часть прочитанного, словно и не читали вовсе. Ты можешь последовать следующему методу.

Прочитай книгу первый раз, соблюдая все перечисленные выше правила, с тем чтобы понять ее содержание, узнать ее особенности, познакомиться со стилем. Затем возьми ручку и прочитай ее второй раз, вычеркивая то, что можно пропустить: недостоверные сведения, повторяющиеся выражения или значения, то, что неактуально в наше время и т.п. Попутно записывай все сложные моменты и примечания, которые приходят тебе на ум… И испрашивай помощи у Великого и Могущего Аллаха.

 

В дополнение к сказанному

 

А) Ознакомление с многотомными трудами великих ученых

 

Ознакомление с многотомными трудами великих ученых является одним из важнейших дел. Ведь это увеличивает широту познаний, расширяет кругозор, раскрывает тайны, хранящиеся в их уникальных и бесценных знаниях, дает представление о том, где следует искать ответ на тот или иной вопрос, и знакомит с методами, к которым прибегали их авторы при составлении своих сочинений, а также терминами, которые они использовали.

Б) Составление книг

Ан-Навави сказал: «(искатель знания) должен заниматься составлением книг, если готов к этому. Тем самым он познает тонкости и истины, которые хранит в себе знание, и закрепит (то, чему научился). Ведь написание книг заставляет много искать, читать, проверять, обращаться и знакомиться с различными высказываниями имамов: разнящимися и одинаковыми по сути, ясными и не вполне понятными, достоверными и недостаточно убедительными, красноречивыми и слабыми, бесспорными (и встречающими возражения) и т.д. Так он сможет преодолеть в себе закоснелость, основанную на чистом подражании, и подняться до уровня имамов-муджтахидов, (обладающих правом на самостоятельное суждение), или хотя бы приблизиться к ним… Но пусть он всячески остерегается приниматься за составление книг, не имея на то знания. Это лишь нанесет вред его вере, знанию и чести. Он не должен выпускать своей книги до тех пор, пока не исправит в ней все ошибки, несколько раз не проверит и не просмотрит ее. В своей книге он должен стремиться к ясности изложения и краткости речи, не затрудняющей понимание, и касаться новых, актуальных тем, которые будут полезны всем».

 

Глава пятая

Сосредоточенность и преданность душой

 

Как выдержать долгие часы чтения и занятий?

Как сосредоточиться и вникнуть всей душой?

 

В справочнике по психологии «Фанн аль-кира’а ва-д-дарс» («Искусство чтения и учебы») говорится следующее: «Для продуктивной учебы необходимо сосредоточиться. Умение сосредоточиться в значительной степени зависит от окружения человека и особенно его физического состояния. Учись сосредотачиваться, иначе говоря, учись преодолевать все виды факторов, дезорганизующих (деятельность человека). Таковых три:

1. дезорганизующие факторы, вызванные средой или окружением человека (шум, сверкающие огни и т.п.);

2. дезорганизующие факторы, причина которых кроется в физическом состоянии человека (усталость и т.п.);

3. дезорганизующие факторы, представляющиеся в виде посторонних мыслей, не имеющих отношения к изучаемому предмету.

Единственной проблемой обучения является проблема влияния этих дезорганизующих факторов на успешность занятий.

Лучшим способом преодоления некоторых из них является их устранение. Это – лучшее для искателя знания, желающего заняться продуктивной деятельностью, приступить к устранению всех дезорганизующих факторов. В отношении внешних факторов это означает, что следует выбрать место для учебы вдали от всякого шума, разговоров, движущихся предметов, людей, сверкающих огней, ярких цветов и др. В отношении факторов, связанных с физическим состоянием человека, это означает, что необходимо избегать переутомления, следить за своим здоровьем и твердостью намерений, стараться избавиться от расстройств желудочно-кишечного тракта, беречь глаза от перенапряжения и создавать благоприятные условия в том, что касается света, температуры и вентиляции.

Данные общие положения подразумевают ряд частных моментов и правил. Упомянем некоторые из них.

1. Занимайся в тихой комнате, насколько это представляется возможным. Комната должна быть в относительной изолированности как от зрительных отвлекающих факторов, так и от шума.

2. Заставь себя почувствовать необходимость выполнения той задачи, которая стоит перед тобой в данный момент, и четко уясни ее связь с твоей последующей учебой, с твоими главнейшими целями и устремлениями. Ведь есть сотни стимулов, побуждающих к учебе. Так собери же их все перед собой.

3. Поставь перед собой задачу. Точно определи, что тебе необходимо сделать, и время, в течение которого ты должен это выполнить. Если твоя задача представляется тебе слишком большой, то раздели ее на подзадачи, затем изучи содержание первой из них, и приступай к ее выполнению. Сконцентрируй все свои мысли на той подзадаче, выполнением которой ты занимаешься в данный момент.

4. Приступай к делу! Да, приступай к делу, каким бы трудным оно тебе ни представлялось. Отвлекись от мнимых трудностей и всех остальных забот. Забудь обо всем, чтобы, в тебе проснулся интерес к самому изучаемому тобой предмету, и чтобы тебе снова не пришлось насильно заставлять себя браться за это дело.

5. Создай для себя благоприятную учебную атмосферу. Возьми бумагу и ручку…

6. Сосредоточься. Не витай в облаках. Нет сомнения в том, что плутание мыслей – это первый враг учебы. Бесспорно, один час сосредоточенной учебы лучше, чем десять часов несобранной и рассеянной. Приступив к делу, работай напряженно и упорно. Остерегайся рассеянности своих мыслей, и, если почувствуешь в себе подобное, то постарайся вновь сосредоточиться, насколько сможешь. Ведь работа в благоприятной атмосфере и пробуждение интереса к собственной учебе – это два верных средства на пути к сосредоточенной деятельности, к которой ты стремишься».[351]

 

 

Часть четвертая

 

У кого тебе следует учиться?

 

 

Глава первая. Приобретение знания у шейхов

Глава вторая. Как выбирать учителя?

Глава третья. Путешествие в поисках знания

 

Глава первая

Приобретение знания у шейхов

 

Введение. 1. Побуждение брать знание из уст знающих людей. 2. Предостережение не ограничиваться лишь изучением книг.

 

Введение

 

Если Великий и Могущий Аллах даст тебе такое благо учиться у знающего и заслуживающего доверия шейха, то это явится залогом твоего успеха и удачи, поскольку он возьмет тебя за руку и приведет к знанию кратчайшим путем, угостит вкуснейшим нектаром из собранного им меда (знания). Он начнет твое обучение с самого нужного для тебя знания[352], последовательно закладывая и укрепляя в тебе его основы. Тебе ясно представится путь (к знанию), и тебе не придется в растерянности бросаться из стороны в сторону в его поисках.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.014 с.)