Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закят (очистительная милостыня) со знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бишра ибн аль-Хариса попросили: «Расскажи нам (что-нибудь)». Он спросил: «Выплачиваете ли вы закят с хадисов?». «А разве с хадисов выплачивается закят?!» – спросили его. Он ответил: «Да. Если вы услышите хадис и (узнаете) из него о (каком-нибудь) деле, молитве или словах прославления Аллаха (тасбих), то выполняйте». Когда имама Ахмада спросили о человеке, который записывает хадисы и (собирает их) в большом количестве, он сказал: «Чем больше он их соберет, тем больше он должен использовать их на деле». Затем добавил: «Знание схоже с богатством: чем больше богатство, тем больше с него выплачивается закят». Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» (1/37) после слов поэта «И вверено мне знанье о хадисах на хранение, И я им щедро одарю людей, Я правый путь им укажу, И для себя найду дорогу правды», сказал: «и для себя найду дорогу правды». Это означает: я смогу найти верный путь и для себя, ведь я не жалею своего знания для других, а знание увеличивается, когда из него расходуют. Как сказал имам Али, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда знающий одаривает своим знанием людей и расходует из него, для него пробиваются новые источники знания, и оно увеличивается, крепнет и проясняется. И, обучая других, он заучивает наизусть знание, полученное им ранее, и приобретает новое. И, быть может, какой-то вопрос остается для него неясным и имеет лишь внешние очертания. Когда же он говорит об этом и обучает других, эта проблема проясняется, на нее проливается свет, и ему открываются новые знания. Кроме того, награда дается соразмерно деяниям. Подобно тому, как он обучает людей и выводит их из (мрака) невежества, так же вознаграждает его и Аллах, давая ему знание и выводя его из (мрака) его невежества. В «Сахих Муслим»[89] передается со слов ‘Ийада ибн Химара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в большом хадисе сказал:
إِنَّ اللَّهَ قَالَ لِي أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْكَ
«И поистине, Аллах сказал мне: «Расходуй, и Я буду расходовать на тебя». [90]
Знай, что закят со знания выплачивается двумя способами: первый – обучение. И Аллах, хвала Ему и Он превыше всего, увеличивает тем самым знание обучающего и приумножает его; второй – воплощение знания в делах. Это также его увеличивает, приумножает и открывает перед его обладателем врата знания и его секреты. Поспеши же, искатель знания! «Выплачивай закят со знания, открыто говоря правду, побуждая к одобряемым шариатом поступкам и удерживая от порицаемых, различая между пользой и вредом, распространяя знание, желая принести пользу, жертвуя высоким положением, заступаясь за мусульман всегда: и в трудности, и в благоденствии. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِذَا مَاتَ الإنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاثَةٍ: إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме трех, прекращается: (он продолжает получать ее) только за непрерывную садаку (садака джарийя) [91], или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаха с мольбами за него» [92]. Некоторые из знающих людей говорят: «Эти три вещи могут сочетаться только в ученом, одаривающем своим знанием других. Его обучение – это милостыня, которой пользуются люди, а получающий эту милостыню становится для него как сын, потому что учится у него». Знание занимает почетное место, оно увеличивается, когда из него расходуют, и уменьшается, когда его жалеют, его беда – утаивание. И пусть утверждения о порочности нашего времени, преобладании нечестивых и малой пользе даваемых наставлений не мешают тебе исполнять свой долг и увещевать. Когда же ты будешь это делать, нечестивцы будут предлагать тебе чистое золото, чтобы ты молчал, желая покончить с добродетелью и поднять знамя порока».[93]
Одалживание книг
Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[94] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа». Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг». Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!» Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу». Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».
Часть вторая
При помощи чего мы учимся?…
или какими качествами должен обладать
Глава первая. Горячий пыл Глава вторая. Абсолютная преданность (знанию) Глава третья. Старание и усердие Глава четвертая. Бережливое отношение Глава пятая. Использование своего времени Глава шестая. Терпение и стойкость Глава седьмая. Справедливость Глава восьмая. Оберегание знания Глава девятая. Благонравие и благовоспитанность Глава десятая. Отстранение от гордыни, Глава одиннадцатая. Благородство
Введение ко второй части
Передают слова предшественников о том, благодаря чему приобретается знание: острый ум, старание и т.п. Это применимо ко всякому знанию, даже приносящему вред. Кроме того, передают их слова и о том, какими качествами и чертами характера должен обладать искатель знания. И эти два вопроса мы объединили в одну часть книги по причине их тесной связи между собой. Некоторые из предшественников сказали: «Знание достигается только благодаря шести вещам: проницательный ум, долгое время, способность, кропотливый труд, хороший учитель и сильное желание. По мере того, как не достает чего-либо из этих шести вещей, уменьшается и знание». Также говорят: «Желательно, чтобы ученый обладал десятью качествами: богобоязненность, благожелательность, снисходительность, выносливость, терпение, кротость, скромность, неприкасание к имуществу людей, постоянное изучение книг и невыстраивание преград, т.е. его двери должны быть открыты как для знатных, так и для простых людей. Аш-Шафи‘и сказал: Мой брат, ты не достигнешь знания, Пока шестью вещами не станешь обладать. Подробно их поведать тебе я буду рад: Твой острый ум, стремление к знанью и старание, Учитель знающий, немало времени, твоя способность знать Здесь мы можем сказать следующее: «Искателю знания необходимо обладать горячим пылом, искренним намерением, огромным желанием учиться, абсолютной преданностью (знанию), большим усердием, постоянством в занятиях, пригожим терпением, благонравностью и благовоспитанностью. И все это (дается человеку) только благодаря помощи Аллаха. Если помощь Аллаха к юнцу не придет, То первое, что он потеряет, – усердие.
Глава первая Горячий пыл [95]
Введение. 1. Твое положение будет зависеть от степени твоего усердия. 2. Как возобладать горячим пылом? 3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни.
Введение
Самое главное, что отличает сегодняшнего искателя знания от ученых-предшественников, – это слабая степень усердия. Ведь пыл наших предшественников был очень горячим, на что указывают написанные ими книги, которые есть смысл их жизни, как говорил Ибн аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах.[96] Горячий пыл – это то, благодаря чему все трудное становится легким, все далекое – близким, благодаря чему разрушаются преграды и преодолеваются трудности. Да, «горячий пыл, если он не сочетается с гордыней, что порицается и толкает своего обладателя к щепетильному и скверному обращению с людьми, – это наилучшее средство, которым вооружается человек, чтобы достичь превосходства в этой жизни. И никто другой не нуждается в горячем пыле так, как искатель знания».[97] Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, и пусть твое знакомство с историями жизни великих людей не вселяет в твою душу страх и почтение[98], заставляя тебя чувствовать свою ничтожность и слабость. Искатель знания! Для достижения тех вершин, которых добивались выдающиеся люди до тебя, ты не нуждаешься в каких-то других нравственных качествах, в другом воздухе, небе, земле, разуме или средствах, кроме тех, что уже имеешь. Но твоя душа должна быть такой же благородной, а твой пыл таким же горячим, как у них».[99] Тот, чья душа не знает благородства, Не может быть достойным свершения великих дел.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.007 с.) |