Закят (очистительная милостыня) со знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закят (очистительная милостыня) со знания



 

Бишра ибн аль-Хариса попросили: «Расскажи нам (что-нибудь)». Он спросил: «Выплачиваете ли вы закят с хадисов?». «А разве с хадисов выплачивается закят?!» – спросили его. Он ответил: «Да. Если вы услышите хадис и (узнаете) из него о (каком-нибудь) деле, молитве или словах прославления Аллаха (тасбих), то выполняйте».

Когда имама Ахмада спросили о человеке, который записывает хадисы и (собирает их) в большом количестве, он сказал: «Чем больше он их соберет, тем больше он должен использовать их на деле». Затем добавил: «Знание схоже с богатством: чем больше богатство, тем больше с него выплачивается закят».

Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» (1/37) после слов поэта

«И вверено мне знанье о хадисах на хранение,

И я им щедро одарю людей,

Я правый путь им укажу,

И для себя найду дорогу правды»,

сказал: «и для себя найду дорогу правды». Это означает: я смогу найти верный путь и для себя, ведь я не жалею своего знания для других, а знание увеличивается, когда из него расходуют. Как сказал имам Али, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда знающий одаривает своим знанием людей и расходует из него, для него пробиваются новые источники знания, и оно увеличивается, крепнет и проясняется. И, обучая других, он заучивает наизусть знание, полученное им ранее, и приобретает новое. И, быть может, какой-то вопрос остается для него неясным и имеет лишь внешние очертания. Когда же он говорит об этом и обучает других, эта проблема проясняется, на нее проливается свет, и ему открываются новые знания. Кроме того, награда дается соразмерно деяниям. Подобно тому, как он обучает людей и выводит их из (мрака) невежества, так же вознаграждает его и Аллах, давая ему знание и выводя его из (мрака) его невежества. В «Сахих Муслим»[89] передается со слов ‘Ийада ибн Химара, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в большом хадисе сказал:

 

إِنَّ اللَّهَ قَالَ لِي أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْكَ

 

«И поистине, Аллах сказал мне: «Расходуй, и Я буду расходовать на тебя». [90]

 

Знай, что закят со знания выплачивается двумя способами:

первый – обучение. И Аллах, хвала Ему и Он превыше всего, увеличивает тем самым знание обучающего и приумножает его;

второй – воплощение знания в делах. Это также его увеличивает, приумножает и открывает перед его обладателем врата знания и его секреты.

Поспеши же, искатель знания! «Выплачивай закят со знания, открыто говоря правду, побуждая к одобряемым шариатом поступкам и удерживая от порицаемых, различая между пользой и вредом, распространяя знание, желая принести пользу, жертвуя высоким положением, заступаясь за мусульман всегда: и в трудности, и в благоденствии.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

إِذَا مَاتَ الإنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلاَّ مِنْ ثَلاثَةٍ: إِلاَّ مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ

 

«Когда человек умирает, награда за (все) дела его, кроме трех, прекращается: (он продолжает получать ее) только за непрерывную садаку (садака джарийя) [91], или за знание, которое приносит пользу людям, или за праведного сына, который станет обращаться к Аллаха с мольбами за него» [92].

Некоторые из знающих людей говорят: «Эти три вещи могут сочетаться только в ученом, одаривающем своим знанием других. Его обучение – это милостыня, которой пользуются люди, а получающий эту милостыню становится для него как сын, потому что учится у него».

Знание занимает почетное место, оно увеличивается, когда из него расходуют, и уменьшается, когда его жалеют, его беда – утаивание.

И пусть утверждения о порочности нашего времени, преобладании нечестивых и малой пользе даваемых наставлений не мешают тебе исполнять свой долг и увещевать. Когда же ты будешь это делать, нечестивцы будут предлагать тебе чистое золото, чтобы ты молчал, желая покончить с добродетелью и поднять знамя порока».[93]

 

Одалживание книг

 

Аль-Хатиб аль-Багдади написал несколько глав в книге «Аль-Джами‘», посвященных теме одалживания книг, включил в них занимательные рассказы и стихи и назвал[94] «Глава о побуждении одалживать книги и о порицании тех, кто выбрал путь скупости и отказа».

Затем он приводит слова Ваки‘а: «Первым благословением хадиса является одалживание книг».

Абу аль-‘Атахию один из его братьев попросил: «Одолжи мне такую-то и такую-то тетрадь». На что он ответил: «Я не люблю одалживать тетради». Тогда он ему сказал: «А разве ты не знаешь, что благородные поступки совершаются против воли?!»

Затем аль-Хатиб написал другую главу с противоположным смыслом и назвал ее «Неприемлемость задержки возврата книги ее владельцу». А также он написал третью главу, назвав ее «Благодарность человека тому, у кого он одолжил книгу».

Некоторые из предшественников называли задержку возврата книги ее владельцу «воровством книг», а другие говорили: «Воровать страницы знания все равно, что воровать динары и дирхемы».

 

 

Часть вторая

 

При помощи чего мы учимся?…

 

или какими качествами должен обладать
и каким условиям удовлетворять
искатель знания

 

 

Глава первая. Горячий пыл

Глава вторая. Абсолютная преданность (знанию)

Глава третья. Старание и усердие

Глава четвертая. Бережливое отношение
к времени

Глава пятая. Использование своего времени

Глава шестая. Терпение и стойкость

Глава седьмая. Справедливость

Глава восьмая. Оберегание знания

Глава девятая. Благонравие и благовоспитанность

Глава десятая. Отстранение от гордыни,
тщеславия и высокомерия

Глава одиннадцатая. Благородство

 


Введение ко второй части

 

Передают слова предшественников о том, благодаря чему приобретается знание: острый ум, старание и т.п. Это применимо ко всякому знанию, даже приносящему вред. Кроме того, передают их слова и о том, какими качествами и чертами характера должен обладать искатель знания. И эти два вопроса мы объединили в одну часть книги по причине их тесной связи между собой.

Некоторые из предшественников сказали: «Знание достигается только благодаря шести вещам: проницательный ум, долгое время, способность, кропотливый труд, хороший учитель и сильное желание. По мере того, как не достает чего-либо из этих шести вещей, уменьшается и знание».

Также говорят: «Желательно, чтобы ученый обладал десятью качествами: богобоязненность, благожелательность, снисходительность, выносливость, терпение, кротость, скромность, неприкасание к имуществу людей, постоянное изучение книг и невыстраивание преград, т.е. его двери должны быть открыты как для знатных, так и для простых людей.

Аш-Шафи‘и сказал:

Мой брат, ты не достигнешь знания,

Пока шестью вещами не станешь обладать.

Подробно их поведать тебе я буду рад:

Твой острый ум, стремление к знанью и старание,

Учитель знающий, немало времени, твоя

способность знать

Здесь мы можем сказать следующее: «Искателю знания необходимо обладать горячим пылом, искренним намерением, огромным желанием учиться, абсолютной преданностью (знанию), большим усердием, постоянством в занятиях, пригожим терпением, благонравностью и благовоспитанностью. И все это (дается человеку) только благодаря помощи Аллаха.

Если помощь Аллаха к юнцу не придет,

То первое, что он потеряет, – усердие.

 

Глава первая

Горячий пыл [95]

 

Введение. 1. Твое положение будет зависеть от степени твоего усердия. 2. Как возобладать горячим пылом? 3. Примеры проявления горячего пыла нашими предшественниками и эпизоды из их жизни.

 

Введение

 

Самое главное, что отличает сегодняшнего искателя знания от ученых-предшественников, – это слабая степень усердия. Ведь пыл наших предшественников был очень горячим, на что указывают написанные ими книги, которые есть смысл их жизни, как говорил Ибн аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах.[96]

Горячий пыл – это то, благодаря чему все трудное становится легким, все далекое – близким, благодаря чему разрушаются преграды и преодолеваются трудности.

Да, «горячий пыл, если он не сочетается с гордыней, что порицается и толкает своего обладателя к щепетильному и скверному обращению с людьми, – это наилучшее средство, которым вооружается человек, чтобы достичь превосходства в этой жизни. И никто другой не нуждается в горячем пыле так, как искатель знания».[97]

Искатель знания! Пусть пыл твой будет горячим, и пусть твое знакомство с историями жизни великих людей не вселяет в твою душу страх и почтение[98], заставляя тебя чувствовать свою ничтожность и слабость.

Искатель знания! Для достижения тех вершин, которых добивались выдающиеся люди до тебя, ты не нуждаешься в каких-то других нравственных качествах, в другом воздухе, небе, земле, разуме или средствах, кроме тех, что уже имеешь. Но твоя душа должна быть такой же благородной, а твой пыл таким же горячим, как у них».[99]

Тот, чья душа не знает благородства,

Не может быть достойным свершения великих дел.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.013 с.)