Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наше пренебрежительное отношение к заучиванию наизусть сегодняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стремится к знанию душа всегда, когда услышит, Но не учу я никогда то знание, что собираю ненасытно. А на уроках я сижу и ничего не понимаю, Поскольку знание мое лишь в книгах, Ведь только там, не в голове его я сберегаю. И если в памяти знание хранить не будешь, осмысляя, То грош цена тем книгам, в которых знание ненасытно накопляешь. Для большинства искателей знания в наше время заучивание представляется тягостным занятием, и они пренебрегают им, увлекаясь беспрестанным чтением, поскольку заботятся лишь о собственном удовольствии. Они берутся за легкое и малополезное занятие, отстраняясь от трудного, но приносящего много пользы дела, растрачивая и попусту тратя, таким образом, свое время. Ибн аль-Джаузи сказал: «Я не видел ничего более тягостного для человека, чем заучивание и повторение (приобретенного) знания… И тот, кто не учил, будет страшно раскаиваться, когда столкнется с необходимостью решить вопрос или вынести фетву».[323]
4. Определенные средства, помогающие заучивать Священный Коран
1) Сильное желание, искреннее намерение и испрашивание помощи у Великого и Могущего Аллаха, ниспославшего Коран. 2) Вспоминание о достоинстве заучивания Книги Аллаха, о том, что человек, заучивающий Коран, берется хранить в своем сердце слова, сказанные Аллахом и ниспосланные Им своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Что может быть достойнее сего?! Это лучшее, на что может человек потратить свое время, это лучшее, к чему он может устремить свои желания. 3) Постоянное и, если это возможно, ежедневное чтение Корана учителю (шейху). Составление ежедневного плана занятий для заучивания как можно большего числа аятов, что довольно индивидуально и отличается в зависимости от человека, наличия у него свободного времени и условий жизни. 4) И тем не менее, надлежит строго следовать плану занятий и не отвлекаться от намеченного иначе, как в случае крайней необходимости. 5) Регулярное повторение всех заученных аятов один за другим.[324] 6) Уточнение смыслов недостаточно ясных аятов (аль-муташабихат), и в этом тебе помогут написанные по этой теме книги. Например, книга ас-Сахави «Хидайат аль-муртаб» («Истинный путь сомневающегося») с комментариями шейха Наджиба Хаййата, книга Абу Зарра аль-Каламуни «‘Аун ар-Рахман фи хифз аль-Кур’ан» («Помощь Всемилостивого в заучивании Корана»), книга шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль‘азиза аль-Муснада «Танбих аль-хуффаз ли-ль-айат аль-муташабихат аль-альфаз» («Напоминание заучивающим Коран о недостаточно ясных аятах») и др. Заучивание – не самоцель
В основе своей заучивают не ради заучивания, а лишь для того, чтобы понять и извлечь что-то новое. Это одно из важнейших средств осмысления, и следует остерегаться, чтобы заучивание не потеряло своего истинного предназначения, то бишь понимания. Аль-Джахиз сказал: «Говорят: “Заучивание – это враг ума, поскольку тот, кто заучивает, лишь подражает, а поиск нового приводит человека к твердой уверенности и глубокой убежденности”. На самом же деле, когда человек постоянно заучивает, это вредит его изысканиям. Когда он пренебрегает осмыслением, не скоро постигает значения (того, что заучивает). А когда он пренебрегает заучиванием, постигнутые им значения не остаются в его сердце и не задерживаются в его груди. Заучивание и изыскания, таким образом, различны по своему характеру».[325] И если ты увидишь кого-то, кто заучивает и не понимает того, что учит, а лишь непрестанно повторяет, словно попугай, то знай, что проблема не в заучивании, а в человеке, который, обладая разумом, не использует своих способностей к осмыслению и размышлению, предавшись слепому подражанию. Он похож на человека, который учит слова на неизвестном ему языке, повторяя их только языком, когда сознание занято чем-то иным. Мы видим звезду, что она так мала. Но ее не вини в том, что видят глаза.
Способность заучивать – не то же самое, что способность понимать и извлекать что-то новое
Автор книги «аль-Хитта…» сказал: «(Умение) запоминать – это еще не способности к знанию. И кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знания. Поэтому ты можешь видеть, как тот, кто научился заучивать, ничего толком не смыслит ни в одной из областей знания, и, когда он обсуждает что-либо или спорит, ты находишь, что его способности к знанию ограниченны. И если кто думает, что способности человека к знанию – это заучивание, тот ошибается. Под этим подразумевается лишь способность извлекать и выводить что-то новое, быстро переходить от признаков к искомому, от обязательных составляющих к целому и наоборот. И если к этому добавить способность человека быстро вспоминать необходимое, то как прекрасно то, к чему мы стремимся».[326]
Предостережение Хотим обратить внимание на то, что те, кто порицает нас за заучивание, имеют в виду заучивание, лишенное осмысления и понимания. А что касается тех, кто побуждает к нему, то они имеют в виду заучивание, которое мы противопоставляем простому записыванию знания на бумагу, не запоминая его. И они говорят: Знание – не то, что мы храним лишь в сумках, А то, что в грудь запало к нам, а не осталось только в книжках. А также: Ты пишешь знание на бумагу, затем в корзину бросишь ты, И в голове не оставляя, не учишь, значит, не надейся ты На свой успех. А тот, кто учит, когда осмыслит и поймет, Когда ошибки все исправит, тогда успех его найдет. Один бедуин сказал: «Буква в уголке твоего сердца лучше, чем десять в твоих книгах». Аль-А‘маш сказал: «Заучивайте собранное вами (знание), поскольку (человек), который его собирает, но не учит, подобен человеку, который сидит за столом, берет кусок за куском и бросает назад. Когда же он насытится?!». Йунус ибн Хабиб услышал, как один человек прочел стихи: Он знание свое бумаге вверил на хранение и потерял. Как плохо знание хранится на бумаге! И, (услышав это), Йунус воскликнул: «Да разразит его Аллах! Как бережно хранит он знание, как усердно он его заучивает! Твое знание – часть твоей души, а богатство – часть твоего тела. Храни же знание, как ты оберегаешь свою душу, и храни свое богатство, как ты оберегаешь свое тело».
7. Яркий пример связи заучивания с пониманием
Заучивание текстов, их осмысление и извлечение из них нового я могу сравнить только с маслиной, брошенной в пресс для выжимания масла. Заученный текст – это та маслина, брошенная в пресс, это продукт, из которого выжимают масло, то бишь знание. А пресс – это обдумывание, размышление и непрестанное осмысление текста. И каждый раз, когда ты бросаешь тексты[327] в пресс раздумий, размышлений и осмысления, ты выжимаешь из них масло, т.е. знание и понимание религии. И никогда не говори: «Этот пример не убеждает меня в необходимости заучивать, поскольку эти тексты у меня всегда под рукой, даже если я их не выучу». Но, не заучив, ты не сможешь в полной мере извлечь из них пользу, они ускользнут от тебя. Лучшим примером для этого послужит то, как если бы мы представили двух ученых, которые хотят растолковать какую-то суру из Священного Корана и оба одинаково способны понимать и извлекать новое. Но один из них знает эту суру наизусть, а другой нет. И несомненно, что тот, кто знает ее наизусть, поймет ее лучше и извлечет больше содержащихся в ней смыслов. Это должно быть очевидно, ин ша Аллах.[328]
Глава третья Средства, помогающие закрепить заученное и понятое
1. Неустанное повторение. 2. Изучение и повторение пройденного: а) слова предшественников, побуждающих повторять изученное; б) необходимость повторения изученного; в) коллективное повторение и его правила. 3. Обучение. 4. Использование знания.
Во всем есть своя беда, а бедой знания является забывание, как сказал Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах. Аль-Хасан сказал: «Если бы не забывание, то знания было бы много». И мы предлагаем твоему вниманию, искатель знания, важнейшие средства, которые помогут тебе закрепить выученное и понятое тобой, как наставляли нас наши благочестивые предки.
Неустанное повторение
Ничто так не закрепляет заученное, как неустанное повторение.[329] Аль-Бухари сказал: «Я не знаю другого более полезного средства для запоминания, чем сильное желание и неустанное повторение». Аль-Халил сказал: «Больше стремись повторять то, что у тебя в сердце, а не в книгах». Что же касается того, кто знает Священный Коран наизусть, то ему особенно должно регулярно повторять его. Если бы он смог взять за правило повторять одну тридцатую часть Корана днем, затем читать ее, встав ночью на молитву, то совершил бы сразу два благих дела и удостоился двух добродетелей. В хадисе говорится:
إِنَّمَا مَثَلُ صَاحِبِ الْقُرْآنِ كَمَثَلِ الإبِلِ الْمُعَقَّلَةِ ، إِنْ عَاهَدَ عَلَيْهَا أَمْسَكَهَا ، وَإِنْ أَطْلَقَهَا ذَهَبَتْ «Поистине, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в подобном положении, то удержит их, а если отпустит их, то они убегут». [330] , [331] Аль-Хафиз ибн Абдульбарр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом хадисе дается указание на то, что если человек не будет повторять полученное знание, то потеряет его, ведь единственным их знанием в то время был Коран. И если Коран, запоминание которого облегчил нам (Аллах), забывается без повторения, то что же говорить о других вверенных нам знаниях?! А лучшие знания те, основа которых хорошо изучена, все, что к ним относится, выучено, они ведут к Всевышнему Аллаху и направляют к делам, угодным Ему».[332]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.011 с.) |