Отстранение от правителей и султанов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отстранение от правителей и султанов



 

Они мне сказали: стань ближе к султану.

А я им в ответ: сохрани, о Аллах,

Меня от того, чтобы к султанам стать ближе.

И если ты скажешь: ведь он же богат!

Тебе я отвечу, что он испытуем,

И нет у него ничего, так и знай.

Но если ты скажешь, что верой он славен,

Ведь он очарован, взял над ним верх соблазн,

В нем нет этой веры, он ее потерял.

Ничто так не приносит вред обладателю знания, как визиты к султану и его помощникам, ведь они превозносят мирские блага и легко относятся к порицаемым шариатом поступкам[243] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

ومَنْ أتى السُّلْطانَ افْتَتنَ

 

«Подвергается соблазну тот, кто посещает правителя»[244].

Суфьян сказал: «Знание могущественно до тех пор, пока оно не будет брошено к дверям королей, за что ученые получат от них награду. Тогда Аллах лишит их сердца услады и не даст им воспользоваться своим знанием».

Один из предшественников сказал: «Поистине, ты не сможешь получить от их мирских благ ничего до тех пор, пока они не заберут у тебя часть твоей веры, которая лучше, чем их блага».

В книге «Мухтасар минхадж аль-касидин» говорится: «Одним из качеств ученых, стремящихся к вечной жизни, является то, что они сторонятся султанов и избегают общения с ними. Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь мест искушений». Его спросили: «А что это за места?». Он ответил: «Двери правителей. Кто-то из вас может прийти к эмиру, удостоверить его во лжи и сказать то, чего нет».[245]

Как прекрасны слова Ибн аль-Мубарака:

О тот, кто знание приобрел,

Как сокола, что для охоты,

Имуществом людей несчастных желая обладать.

Ты хитрость возымел,

Мечтая насладиться благами,

Но лишился веры и стал безумным

Вслед за тем, как

Был лекарством для безумных,

И где слова, что повторять

Не забывал ты от лица Ибн Сирина и Ибн ‘Ауна?

Коль скажешь: вынужден я был,

То значит просто ты осел ученый,

Что поскользнулся и упал.

 

Истинные цари

 

Ар-Рашид сказал: «Мы, халифы и цари, умираем и истлеваем, а ученые живы, пока живо время». Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Короли управляют народом, а ученые управляют королями».

Аль-Ахнаф сказал: «Ученые – едва ли не господа, ведь любая сила, не подкрепленная знанием, превращается в унижение».

Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?». Он ответил: «аль-Хасан». Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем (в вопросах) своей религии, а он не нуждался в их мирских благах. И я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел присутствовать на его уроке, чтобы послушать, что он скажет и записать его знание». Тогда аль-Хаджжадж сказал: «Вот это, клянусь Аллахом, господство!».

Ма‘н ибн Заида послал Суфьяну триста динаров. Суфьян сказал посыльному: «Подойди к тому окошку и посмотри, что там лежит». Тот ответил: «Я нашел четыре мелкие монеты». Суфьян сказал: «Они лежат у меня уже три месяца, и я не знаю, что с ними делать. А что же мне делать с твоими динарами?».

Вот ‘Иса ибн Йунус рассказывает об аль-А‘маше: «Мы никогда ни на одном собрании не видели богачей и султанов такими жалкими, как на уроках аль-А‘маша, у которого нет ни дирхема».

В одной из историй о нем говорится, что Абу Джа‘фар аль-Мансур скрывался у одного человека, попитавшего его. Когда власть в халифате перешла к нему, тот человек пришел его поздравить. Абу Джа‘фар оказал ему почет и сказал: “Проси, что желаешь”. Он ответил: “Ты знаешь, что Аллах облагодетельствовал меня и я ни в чем не нуждаюсь. Я только хочу, чтобы аль-А‘маш научил меня хадисам. Напиши ему послание, пусть он меня научит”. И Абу Джа‘фар собственной рукой написал для него послание аль-А‘машу, в котором уведомил, что он должен исполнить его волю, и велел научить этого человека хадисам. Он отправился с этим посланием к аль-А‘машу, подошел к его двери и постучал в нее. Аль-А‘маш не любил, когда в его дверь стучали, и крикнул: “Кто там? Войди”. Он вошел. Аль-А‘маш в это время готовил жмыхи для своей овцы, и он спросил этого человека: “Что у тебя?”. Тот ответил: “Это послание от повелителя правоверных”. Он сказал: “Дай мне его”. Он взял послание, затем (позвал свою овцу): “Бусра!”. Она подняла голову, и он принялся кормить ее им, пока она его не съела. Затем спросил: “Что было в нем?”. Человек ответил: “Чтобы ты научил меня хадисам”. Аль-А‘маш сказал: “Я не стану тебя учить ни одной букве из хадиса”. Тот воскликнул: “Субхан Аллах[246]! Абу Мухаммад! Повелитель правоверных пишет тебе о чем-то, а ты не выполняешь (его волю)!”. Аль-А‘маш ответил: “Клянусь Аллахом! Я не стану рассказывать хадисы ни тебе, ни людям, в кругу которых ты сидишь”.

Эмир Халид ибн Ахмад аз-Зухли, правитель Бухары, послал к имаму аль-Бухари: “Принеси мне книги «аль-Джами‘» и «ат-Тарих», чтобы послушать их из твоих уст”. Аль-Бухари сказал посланнику эмира: «Скажи ему: я никогда не унижаю знание, и не ношу его к дверям султанов. Если он нуждается в чем-то из него, то пусть придет ко мне в мечеть или ко мне домой. Если же тебе это не нравится, то запрети мне давать уроки, чтобы я мог оправдаться перед Аллахом в день Воскрешения в том, что я не скрывал знание”. И это стало причиной их неприязни друг к другу».

Аль-Фадль ибн ‘Умар сказал: «К аль-Хатибу аль-Багдади пришел один ‘алави[247] с динарами в рукаве и сказал ему: “Такой-то приветствует тебя и передает следующее: “Расходуй это на свои нужды”. Аль-Хатиб, нахмурившись, ответил: “Я не нуждаюсь в них”. ‘Алави сказал: “Похоже, что тебе этого мало”. – И, вытряхнув свой рукав на коврик аль-Хатиба, высыпал туда (все) динары, и сказал: “Здесь триста динаров”. Аль-Хатиб встал с покрасневшим (от гнева) лицом, выхватил свой коврик, просыпав деньги на пол, и вышел из мечети».

Аль-Фадль сказал: “Я не забуду, с каким величием вышел аль-Хатиб и какое унижение пришлось вытерпеть тому ‘алави, когда он, сидя на полу, подбирал динары, собирая и вытаскивая их из щелей циновки”.

‘Ата ибн Абу Раббах пришел к Абдульмалику, когда тот сидел на троне, а вокруг него собрались знатные особы. Это было в Мекке во время Хаджа в период его правления. Когда Абдульмалик увидел его, то встал, поприветствовал его, усадил рядом с собой на трон, а сам сел перед ним и сказал: “Абу Мухаммад, у тебя (ко мне какая-то) нужда?”. Тот ответил: “Повелитель правоверных, бойся Аллаха в отношении места, заповеданного Аллахом и Его посланником (Мекки), которое должно процветать; бойся Аллаха в отношении потомков мухаджиров и ансаров, ведь благодаря им ты занимаешь это место; бойся Аллаха в отношении воинов, (охраняющих наши) границы, ведь они – щит мусульман; интересуйся делами мусульман, ведь только ты ответственен за них; бойся Аллаха в отношении тех, кто стоит у тебя за дверью, не пренебрегай ими и не закрывай перед ними дверь”. И он ответил: “Я исполню”. Затем ‘Ата ибн Абу Раббах поднялся и (собрался) уходить, а Абдульмалик взял его за руку и сказал: “Абу Мухаммад, ты попросил нас только за других, и мы удовлетворили эти просьбы, а в чем твоя нужда?”. Он ответил: “У меня нет нужды к тому, кто лишь сотворен Аллахом”, – и ушел. Абдульмалик сказал: “Вот это достоинство, да станет твой отец искуплением за тебя!”.

Ибн ‘Аун пришел к эмиру Саламу ибн Кутайбе и сказал: “Ас-саламу ‘алайкум”, – ничего больше не добавив (к приветствию). Салам засмеялся и сказал: “Ибн ‘Ауну мы можем это простить”- имея в виду, что он не поприветствовал его так, как следует приветствовать эмира.

 

Глава девятая

Благонравие и благовоспитанность

 

Введение. 1. Правила поведения на уроке. 2. Как следует вести себя в обществе шейха. 3. Как задавать вопрос. 4. Правила обращения с друзьями и товарищами. 5. Правила обращения со всеми людьми.

 

Введение

 

‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Учитесь знанию и учитесь спокойствию и кротости, (присущим) ему, будьте скромны в отношениях с теми, у кого вы учитесь и кого обучаете».

Имам Малик сказал: «Тот, кто ищет знание, должен обладать достоинством, спокойствием и богобоязненно-стью, а также идти по следам тех, кто были до него».

Искатели религиозного знания должны быть «самыми благовоспитанными, самыми скромными, самыми честными и набожными людьми, и они не должны проявлять недовольство и легкомыслие по отношению к рассказам, что всегда у них на слуху, о благонравии и благовоспитанности посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о жизни наших праведных предшественников».[248]

Знай же, искатель знания, что знание – это тело, а его душа – благовоспитанность (т.е. совершенствование человеческой души, осуществляемое при помощи этого знания). Абу Закарийа аль-‘Анбари сказал: «Знание без воспитания все равно что огонь без дров, а воспитание без знания все равно что душа без тела».

Ибн Вахб сказал: «Та благовоспитанность, которой я научился у Малика, лучше, чем его знание».

Наряду со знанием необходимо благонравие. Поэтому некоторые предшественники направляли своих учеников к ученым, обладавшим благонравием. Вот Абдуллах ибн аль-Мубарак говорит:

Искатель знания, иди к Хаммаду ибн Зайду,

И кротости и знанью научись,

И (в жизни) с ним не расставайся.

 

Правила поведения на уроке

 

1. Полное внимание, сосредоточенность и преданность душой.

Всевышний Аллах сказал:

Поистине, в этом напоминание тому, кто обладает сердцем (способным понимать), кто слушает (и внемлет руководству), присутствуя (умом и сердцем) («Каф», 37).

Аль-Хасан сказал: «Т.е. он слушает, отдавшись этому (всей своей) душой. Ведь если (человек) внемлет всей душой, то понимает то, что ему говорят, а если он не вкладывает душу, то не разумеет этих слов».

Знай, искатель знания, что «если душа (человека) присутствует (вместе с ним), если она внемлет тому, что ему говорят, готова и расположена (к восприятию), то он быстрее воспользуется и получит то, что дает ему шейх, в противоположность тому, чья душа витает, ум рассеян, и он не готов (к восприятию знания), поскольку сам он здесь, а его душа где-то в другом месте».[249]

Шейх должен видеть у тебя, искатель знания, искреннее желание, горячий пыл, высокую активность и хорошее воспитание, ведь деятельность шейха на уроке зависит от активности или пассивности ученика.

Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любую пользу следует передавать только тому, кто ее желает, и преподносить лишь тому, кто к ней стремится. Если говорящий заметит некоторую вялость со стороны слушателя, то пусть замолчит. Один писатель сказал: «Говорящий рассказывает по мере того, как понимает слушатель». Абдуллах сказал: «Рассказывай людям до тех пор, пока они взирают на тебя, а если заметишь с их стороны вялость, то остановись».[250]

2. Когда сидишь вместе с учеными, то старайся больше слушать, чем говорить. Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если будешь присутствовать на уроке, то сиди только как (ученик), желающий приумножить свое знание и получить награду (от Аллаха), а не как (человек), удовлетворенный своим знанием, желая найти ошибку, чтобы возбранить ее, или надеясь услышать что-нибудь странное, чтобы распустить об этом слухи. Так поступают подлые люди, которые никогда не преуспеют в постижении знания. (Но даже) если ты придешь на урок с подобными намерениями, то все равно получишь (какую-то) пользу… Так придерживайся же всего лишь трех нижеследующих правил, не более:

а) ты можешь молчать, как молчат невежды, и тогда получишь (от Аллаха) вознаграждение за свое намерение присутствовать (на уроке), услышишь похвалу в свой адрес за то, что не говоришь ненужных слов, удостоишься чести сидеть вместе (со знающими людьми) и заслужишь их симпатию.

б) если нет, то задай вопрос, как это следует ученику, и кроме вышеперечисленных четырех благ, получишь пятое – приумножишь свои знания…

в) проверяй (ответы других) так, как это делают ученые, т.е. опровергая (чей-либо) ответ, приводи неоспоримые аргументы (в свою пользу). Если же у тебя их нет и ты вновь повторяешь лишь сказанные тобой ранее слова или возражения, не убеждающие твоего оппонента, то воздержишь. Поскольку, повторяя уже сказанное тобой ранее, ты не только не получишь дополнительной награды (от Аллаха) и не дашь никому нового знания, но и вызовешь у себя и у своего оппонента гнев и вражду, которая может причинить (много) вреда».[251]

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.243.21 (0.035 с.)