Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отстранение от правителей и султановСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Они мне сказали: стань ближе к султану. А я им в ответ: сохрани, о Аллах, Меня от того, чтобы к султанам стать ближе. И если ты скажешь: ведь он же богат! Тебе я отвечу, что он испытуем, И нет у него ничего, так и знай. Но если ты скажешь, что верой он славен, Ведь он очарован, взял над ним верх соблазн, В нем нет этой веры, он ее потерял. Ничто так не приносит вред обладателю знания, как визиты к султану и его помощникам, ведь они превозносят мирские блага и легко относятся к порицаемым шариатом поступкам[243] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
ومَنْ أتى السُّلْطانَ افْتَتنَ
«Подвергается соблазну тот, кто посещает правителя» [244]. Суфьян сказал: «Знание могущественно до тех пор, пока оно не будет брошено к дверям королей, за что ученые получат от них награду. Тогда Аллах лишит их сердца услады и не даст им воспользоваться своим знанием». Один из предшественников сказал: «Поистине, ты не сможешь получить от их мирских благ ничего до тех пор, пока они не заберут у тебя часть твоей веры, которая лучше, чем их блага». В книге «Мухтасар минхадж аль-касидин» говорится: «Одним из качеств ученых, стремящихся к вечной жизни, является то, что они сторонятся султанов и избегают общения с ними. Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь мест искушений». Его спросили: «А что это за места?». Он ответил: «Двери правителей. Кто-то из вас может прийти к эмиру, удостоверить его во лжи и сказать то, чего нет».[245] Как прекрасны слова Ибн аль-Мубарака: О тот, кто знание приобрел, Как сокола, что для охоты, Имуществом людей несчастных желая обладать. Ты хитрость возымел, Мечтая насладиться благами, Но лишился веры и стал безумным Вслед за тем, как Был лекарством для безумных, И где слова, что повторять Не забывал ты от лица Ибн Сирина и Ибн ‘Ауна? Коль скажешь: вынужден я был, То значит просто ты осел ученый, Что поскользнулся и упал.
Истинные цари
Ар-Рашид сказал: «Мы, халифы и цари, умираем и истлеваем, а ученые живы, пока живо время». Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Короли управляют народом, а ученые управляют королями». Аль-Ахнаф сказал: «Ученые – едва ли не господа, ведь любая сила, не подкрепленная знанием, превращается в унижение». Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?». Он ответил: «аль-Хасан». Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем (в вопросах) своей религии, а он не нуждался в их мирских благах. И я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел присутствовать на его уроке, чтобы послушать, что он скажет и записать его знание». Тогда аль-Хаджжадж сказал: «Вот это, клянусь Аллахом, господство!». Ма‘н ибн Заида послал Суфьяну триста динаров. Суфьян сказал посыльному: «Подойди к тому окошку и посмотри, что там лежит». Тот ответил: «Я нашел четыре мелкие монеты». Суфьян сказал: «Они лежат у меня уже три месяца, и я не знаю, что с ними делать. А что же мне делать с твоими динарами?». Вот ‘Иса ибн Йунус рассказывает об аль-А‘маше: «Мы никогда ни на одном собрании не видели богачей и султанов такими жалкими, как на уроках аль-А‘маша, у которого нет ни дирхема». В одной из историй о нем говорится, что Абу Джа‘фар аль-Мансур скрывался у одного человека, попитавшего его. Когда власть в халифате перешла к нему, тот человек пришел его поздравить. Абу Джа‘фар оказал ему почет и сказал: “Проси, что желаешь”. Он ответил: “Ты знаешь, что Аллах облагодетельствовал меня и я ни в чем не нуждаюсь. Я только хочу, чтобы аль-А‘маш научил меня хадисам. Напиши ему послание, пусть он меня научит”. И Абу Джа‘фар собственной рукой написал для него послание аль-А‘машу, в котором уведомил, что он должен исполнить его волю, и велел научить этого человека хадисам. Он отправился с этим посланием к аль-А‘машу, подошел к его двери и постучал в нее. Аль-А‘маш не любил, когда в его дверь стучали, и крикнул: “Кто там? Войди”. Он вошел. Аль-А‘маш в это время готовил жмыхи для своей овцы, и он спросил этого человека: “Что у тебя?”. Тот ответил: “Это послание от повелителя правоверных”. Он сказал: “Дай мне его”. Он взял послание, затем (позвал свою овцу): “Бусра!”. Она подняла голову, и он принялся кормить ее им, пока она его не съела. Затем спросил: “Что было в нем?”. Человек ответил: “Чтобы ты научил меня хадисам”. Аль-А‘маш сказал: “Я не стану тебя учить ни одной букве из хадиса”. Тот воскликнул: “Субхан Аллах[246]! Абу Мухаммад! Повелитель правоверных пишет тебе о чем-то, а ты не выполняешь (его волю)!”. Аль-А‘маш ответил: “Клянусь Аллахом! Я не стану рассказывать хадисы ни тебе, ни людям, в кругу которых ты сидишь”. Эмир Халид ибн Ахмад аз-Зухли, правитель Бухары, послал к имаму аль-Бухари: “Принеси мне книги «аль-Джами‘» и «ат-Тарих», чтобы послушать их из твоих уст”. Аль-Бухари сказал посланнику эмира: «Скажи ему: я никогда не унижаю знание, и не ношу его к дверям султанов. Если он нуждается в чем-то из него, то пусть придет ко мне в мечеть или ко мне домой. Если же тебе это не нравится, то запрети мне давать уроки, чтобы я мог оправдаться перед Аллахом в день Воскрешения в том, что я не скрывал знание”. И это стало причиной их неприязни друг к другу». Аль-Фадль ибн ‘Умар сказал: «К аль-Хатибу аль-Багдади пришел один ‘алави[247] с динарами в рукаве и сказал ему: “Такой-то приветствует тебя и передает следующее: “Расходуй это на свои нужды”. Аль-Хатиб, нахмурившись, ответил: “Я не нуждаюсь в них”. ‘Алави сказал: “Похоже, что тебе этого мало”. – И, вытряхнув свой рукав на коврик аль-Хатиба, высыпал туда (все) динары, и сказал: “Здесь триста динаров”. Аль-Хатиб встал с покрасневшим (от гнева) лицом, выхватил свой коврик, просыпав деньги на пол, и вышел из мечети». Аль-Фадль сказал: “Я не забуду, с каким величием вышел аль-Хатиб и какое унижение пришлось вытерпеть тому ‘алави, когда он, сидя на полу, подбирал динары, собирая и вытаскивая их из щелей циновки”. ‘Ата ибн Абу Раббах пришел к Абдульмалику, когда тот сидел на троне, а вокруг него собрались знатные особы. Это было в Мекке во время Хаджа в период его правления. Когда Абдульмалик увидел его, то встал, поприветствовал его, усадил рядом с собой на трон, а сам сел перед ним и сказал: “Абу Мухаммад, у тебя (ко мне какая-то) нужда?”. Тот ответил: “Повелитель правоверных, бойся Аллаха в отношении места, заповеданного Аллахом и Его посланником (Мекки), которое должно процветать; бойся Аллаха в отношении потомков мухаджиров и ансаров, ведь благодаря им ты занимаешь это место; бойся Аллаха в отношении воинов, (охраняющих наши) границы, ведь они – щит мусульман; интересуйся делами мусульман, ведь только ты ответственен за них; бойся Аллаха в отношении тех, кто стоит у тебя за дверью, не пренебрегай ими и не закрывай перед ними дверь”. И он ответил: “Я исполню”. Затем ‘Ата ибн Абу Раббах поднялся и (собрался) уходить, а Абдульмалик взял его за руку и сказал: “Абу Мухаммад, ты попросил нас только за других, и мы удовлетворили эти просьбы, а в чем твоя нужда?”. Он ответил: “У меня нет нужды к тому, кто лишь сотворен Аллахом”, – и ушел. Абдульмалик сказал: “Вот это достоинство, да станет твой отец искуплением за тебя!”. Ибн ‘Аун пришел к эмиру Саламу ибн Кутайбе и сказал: “Ас-саламу ‘алайкум”, – ничего больше не добавив (к приветствию). Салам засмеялся и сказал: “Ибн ‘Ауну мы можем это простить”- имея в виду, что он не поприветствовал его так, как следует приветствовать эмира.
Глава девятая Благонравие и благовоспитанность
Введение. 1. Правила поведения на уроке. 2. Как следует вести себя в обществе шейха. 3. Как задавать вопрос. 4. Правила обращения с друзьями и товарищами. 5. Правила обращения со всеми людьми.
Введение
‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Учитесь знанию и учитесь спокойствию и кротости, (присущим) ему, будьте скромны в отношениях с теми, у кого вы учитесь и кого обучаете». Имам Малик сказал: «Тот, кто ищет знание, должен обладать достоинством, спокойствием и богобоязненно-стью, а также идти по следам тех, кто были до него». Искатели религиозного знания должны быть «самыми благовоспитанными, самыми скромными, самыми честными и набожными людьми, и они не должны проявлять недовольство и легкомыслие по отношению к рассказам, что всегда у них на слуху, о благонравии и благовоспитанности посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и о жизни наших праведных предшественников».[248] Знай же, искатель знания, что знание – это тело, а его душа – благовоспитанность (т.е. совершенствование человеческой души, осуществляемое при помощи этого знания). Абу Закарийа аль-‘Анбари сказал: «Знание без воспитания все равно что огонь без дров, а воспитание без знания все равно что душа без тела». Ибн Вахб сказал: «Та благовоспитанность, которой я научился у Малика, лучше, чем его знание». Наряду со знанием необходимо благонравие. Поэтому некоторые предшественники направляли своих учеников к ученым, обладавшим благонравием. Вот Абдуллах ибн аль-Мубарак говорит: Искатель знания, иди к Хаммаду ибн Зайду, И кротости и знанью научись, И (в жизни) с ним не расставайся.
Правила поведения на уроке
1. Полное внимание, сосредоточенность и преданность душой. Всевышний Аллах сказал:
Поистине, в этом напоминание тому, кто обладает сердцем (способным понимать), кто слушает (и внемлет руководству), присутствуя (умом и сердцем) («Каф», 37). Аль-Хасан сказал: «Т.е. он слушает, отдавшись этому (всей своей) душой. Ведь если (человек) внемлет всей душой, то понимает то, что ему говорят, а если он не вкладывает душу, то не разумеет этих слов». Знай, искатель знания, что «если душа (человека) присутствует (вместе с ним), если она внемлет тому, что ему говорят, готова и расположена (к восприятию), то он быстрее воспользуется и получит то, что дает ему шейх, в противоположность тому, чья душа витает, ум рассеян, и он не готов (к восприятию знания), поскольку сам он здесь, а его душа где-то в другом месте».[249] Шейх должен видеть у тебя, искатель знания, искреннее желание, горячий пыл, высокую активность и хорошее воспитание, ведь деятельность шейха на уроке зависит от активности или пассивности ученика. Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Любую пользу следует передавать только тому, кто ее желает, и преподносить лишь тому, кто к ней стремится. Если говорящий заметит некоторую вялость со стороны слушателя, то пусть замолчит. Один писатель сказал: «Говорящий рассказывает по мере того, как понимает слушатель». Абдуллах сказал: «Рассказывай людям до тех пор, пока они взирают на тебя, а если заметишь с их стороны вялость, то остановись».[250] 2. Когда сидишь вместе с учеными, то старайся больше слушать, чем говорить. Ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если будешь присутствовать на уроке, то сиди только как (ученик), желающий приумножить свое знание и получить награду (от Аллаха), а не как (человек), удовлетворенный своим знанием, желая найти ошибку, чтобы возбранить ее, или надеясь услышать что-нибудь странное, чтобы распустить об этом слухи. Так поступают подлые люди, которые никогда не преуспеют в постижении знания. (Но даже) если ты придешь на урок с подобными намерениями, то все равно получишь (какую-то) пользу… Так придерживайся же всего лишь трех нижеследующих правил, не более: а) ты можешь молчать, как молчат невежды, и тогда получишь (от Аллаха) вознаграждение за свое намерение присутствовать (на уроке), услышишь похвалу в свой адрес за то, что не говоришь ненужных слов, удостоишься чести сидеть вместе (со знающими людьми) и заслужишь их симпатию. б) если нет, то задай вопрос, как это следует ученику, и кроме вышеперечисленных четырех благ, получишь пятое – приумножишь свои знания… в) проверяй (ответы других) так, как это делают ученые, т.е. опровергая (чей-либо) ответ, приводи неоспоримые аргументы (в свою пользу). Если же у тебя их нет и ты вновь повторяешь лишь сказанные тобой ранее слова или возражения, не убеждающие твоего оппонента, то воздержишь. Поскольку, повторяя уже сказанное тобой ранее, ты не только не получишь дополнительной награды (от Аллаха) и не дашь никому нового знания, но и вызовешь у себя и у своего оппонента гнев и вражду, которая может причинить (много) вреда».[251]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.007 с.) |