Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как следует общаться с простыми людьми?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[174] В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями. И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о чем уже упомянуто. А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться. Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[175] Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[176] «Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах): Знание – друг преданный, Когда я одинок, то с ним уединяюсь, В тоске и горести в нем утешение ищу, Когда ж делами я не занят, То слаще знания услады не найду. Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”. Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя!”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”. Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него?”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого!”. Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе!”. Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя?”. Он ответил: “О повелитель правоверных! Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют. Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они. Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание, И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы? Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь, А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои». И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание. Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[177], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[178]
Душевный отдых и покой
В сущности искатель знания все свое время проводит в учебе, однако время от времени ему обязательно необходим отдых, чтобы (впоследствии он не был вынужден) прервать все (свои занятия). Ведь душа человека не терпит однообразия. Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Поистине, душа человека обладает стремлением и увлеченностью. Но ей также свойственна вялость и отсутствие интереса. Беритесь за дело, когда душа стремится, и дайте ей отдохнуть, когда пропадает интерес». «Время следует распределить так, чтобы было предусмотрено и время для отдыха, поскольку после длительной работы душа человека начинает испытывать к ней отвращение и устает так же, как устает тело. ‘Али сказал: «…и не пристало мусульманину обременять себя настолько, чтобы это отнимало у него силы и мешало ему продолжить то, что он делал».[179] В хадисе говорится:
إِنَّ هَذَا الدِّين مَتِين فَأَوْغِلْ فِيهِ بِرِفْقٍ ، فَإِنَّ الْمُنْبَتّ لا أَرْضًا قَطَعَ ، وَلا ظَهْرًا أَبْقَى
«Поистине, эта религия прочна, так проникай же в (глубины) ее постепенно. Поистине, отставший (от каравана все равно) не проедет необходимого расстояния, (чтобы догнать его), хотя и не щадит спины верблюда».[180] Автор книги «Тазкират ас-сами‘…» говорит: «Вместе с тем пусть он не возлагает на себя непосильное, чтобы у него не возникло чувства усталости и отвращения (к этому делу). И, быть может, он возненавидит его и уже не сможет побороть в себе это. Но пусть он будет умерен в подобных делах, да и каждый человек знает себя лучше».[181] Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа[182], да смилуется над ним Аллах, сказал о мудрости запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени: «В этом запрете заключено и другое благо, связанное с отдыхом в это время от тяжести поклонения подобно тому, как человек отдыхает во сне и т.п. Поэтому Му‘аз сказал: «Поистине, я рассчитываю на награду от Аллаха за свой сон так же, как за время, проведенное на ногах…». Ибн Таймиййа также сказал: «Но говорят, что одной из мудростей запрета на совершение любых добровольных видов поклонения в некоторые определенные промежутки времени является отдых в течение запретного времени с тем, чтобы набраться сил для молитв после него. Аллах лучше знает». Однако отдых искателя знания отличается от отдыха других людей, поскольку даже в это время или во время прогулки он старается приобрести какую-нибудь пользу: а) некоторые предшественники использовали перерывы во время меджлисов (уроков), на которых они рассказывали хадисы, для произнесения слов поминания Великого и Могущего Аллаха (зикр). Аль-Хатиб аль-Багдади, рассказывая о правилах поведения мухаддиса[183], сказал: «Когда он перестает рассказывать хадисы во время меджлиса, отдыхая, то произносит слова поминания Всевышнего Аллаха. Так поступали многие величайшие люди из числа предшественников». Затем аль-Багдади рассказывает о том, что, когда аль-Хасан прерывался (на время) и переставал рассказывать хадисы, он обычно произносил следующие слова: “Субхана Ллахи ва бихамдихи, субхана Ллахи-ль-‘Азым” (“Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому”). Мухаммад ибн Сирин в это время обычно говорил: “Аллахумма ляка-ш-шукр…” (“О Аллах! Тебя я благодарю…”)».[184] б) Если ты устал от изучения одного предмета, займись изучением другого, ведь это лучше, чем вовсе прекратить занятие. Перейди от одной формы занятия к другой, чтобы сменить род деятельности. Душа, что устала, ни на что не способна, И ты состояние ее поменяй одно на другое. в) Каждый раз, когда ты чувствуешь прилив энергии, займись заучиванием Корана, изучением хадисов и фикха. А изучение историй жизнеописаний и рассказов (из жизни предшественников), чтение мудрых изречений и стихов отложи на другое время, когда почувствуешь в себе усталость, причем тебе следует выбирать полезные стихи, как, например, диван аш-Шафи‘и, диван Абу аль-‘Атахии и других поэтов, прославлявших воздержанность и отрешенность (зухд). Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, когда утомлялся от речей, говорил: «Дайте мне диван (какого-нибудь) поэта». ‘Али сказал: «Дайте себе отдохнуть и отвлекитесь чтением занимательных мудрых изречений». Аз-Зухри говорил: «Давайте ваши стихи, давайте ваши рассказы! Ведь уши (больше) не способны воспринимать (знание), хотя душа и стремится к нему». Когда Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж уставал диктовать хадисы, он декламировал стихи. Глава шестая Терпение и стойкость
Введение. 1. Что поможет тебе быть терпеливым? 2. Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях. 3. (Необходимость) терпеть унижение на пути знания. 4. (Необходимость) терпеть бедность. 5. (Необходимость) терпеть голод. 6. Терпение, проявляемое в бодрствовании. 7. (Необходимость) терпеть трудности, встречающиеся во время пути и в поездках.
Введение Дни показали мне, что за терпение Награда славная вас ждет. Но нет уж тех, кто ради цели Усердие проявит и возьмет Себе в друзья терпение И добьется цели (и успеха в этом деле). Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа сказал: «Благодаря тер-пению и глубокому убеждению достигается руководство в религии (имамат)». Терпение, еще раз терпение, искатель знания! И пусть твоим девизом станет «с чернильницей до самой могилы». Ибн аль-Мубарака спросили: «Сколько же ты еще будешь записывать хадисы?». Он ответил: «,Быть может, я все еще не написал то слово, которое бы принесло мне благо». ‘Амра ибн аль-А‘ла спросили: «До какого времени человеку следует учиться?». Он ответил: «Пока он жив». Суфьян ас-Саури сказал: «Мы будем продолжать учиться до тех пор, пока есть кому нас учить». И тебе, искатель знания, не следует обращать внимания на упреки, укоры порицающих и слова невежественных людей, которые осуждают тебя за твое терпение на пути к знанию, ведь невежда не может по достоинству оценить знание. Ибн аль-Мукри’ сказал: «Чтобы получить экземпляр[185] Муфаддала ибн Фадаля, я прошел (огромное расстояние, сделав по пути) семьдесят остановок. Но если бы я предложил его пекарю взамен на лепешку, то он не взял бы его». Душа! Терпение прояви, Не долго длятся эти дни, Словно несвязанные сны. Душа! От жизни этой отрекись, Оставь ее, (не суетись), Ведь жизнь реальная начнется впереди.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.193 (0.009 с.) |