Тема 2. Методологические основы. Классификация методов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методологические основы. Классификация методов



Тема 3. История юридической психологии.

Оформление юридической психологии как науки

 

Первые попытки использовать методы психологии в юридической практике были предприняты в XVIII в. Выводы о необходимости комплексного решения за­дач права и различные научные эксперименты стали пред­посылкой к формированию новой науки — юридической психологии.

М.М. Щербатов вошел в историю юридической психо­логии как приверженец гуманизма. Он посвятил этой идее свои многочисленные работы, направленные на учет лич­ностных особенностей каждого отдельно взятого челове­ка, а также одним из первых разработал теорию условно-досрочного освобождения граждан. М.М. Щербатов в своих работах делал акцент на трудовом перевоспитании лично­сти человека, преступившего закон.

Работы И.Т. Посошкова представляют интерес в связи с рассмотрением в них особенностей допроса обвиняемых, свидетелей, а также классификации лиц, преступивших за­кон.

Появление научных трудов по юридической психоло­гии способствовало распространению идей гуманизма, в частности перевоспитания преступника в процессе его тру­довой деятельности. Эти и прочие вопросы были затронуты В.К. Елпатьевским, Л.С. Гордиенко, а также Хр. Штельцером и П.Д. Лодием.

В это время психология как наука не была достаточно широко применяема на практике. Ученые не могли еще опи­раться на опыт психологов в своих исследованиях мотивов преступных деяний, перевоспитания преступников и дру­гих аспектов преступной деятельности и поведения лиц, преступивших закон. Наиболее остро эта проблема встала перед учеными в конце XIX в. Вопросы юридической психологии рассматривали И.С. Баршев, К.Я. Янович-Яневский, А.У. Фрезе, Л.Е. Владимиров и др. Их работы были посвящены идеям практического применения знаний пси­хологической науки в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Важным вопросом, на кото­ром заострялось внимание, стало не только знание психо­логии преступника, но и использование этих знаний в про­цессе судебной деятельности.

Среди западных ученых-теоретиков известны работы немецких авторов И. Гофбауэра и И. Фридриха. Их труды были направлены на применение знаний психологии при расследовании преступлений.

Известен также опыт французского ученого П. С. Лап­ласа. Будучи математиком, он рассматривал теорию ве­роятности на примере свидетельских показаний, а также приговоров суда по конкретному делу. Лаплас впервые си­стематизировал с некоторой точностью вероятность развития судебных решений. Он выделил несколько важных аспектов, основанных на выдвинутой им теории вероят­ности свидетельских показаний.

Развитие юридической психологии как науки неразрывно связано с возрастающим интересом к собственно психологическим наукам, в том числе и психиатрии. В юриспруденции наибольшее развитие приобретает уголовное право. Многие ученые, такие как И.М. Сеченов, В.П. Сербский, создали немало трудов, давших развитие психологии, применяемой и в юриспруденции. Соединение этих наук (права и психологии) ста­ло необходимым и выделилось в отдельную науку. Этот вопрос был поднят П.И. Ковалевским еще в 1899 г.

В то же время две школы уголовного права спорили о возможном исправлении преступника. Антропологичес­кая школа выступала против этой теории. Ее основатель и идейный лидер Ч. Ломброзо создал теорию о невозможности такого метода влияния на лицо, совершившее преступ­ное деяние. Он провозглашал, что человек, преступивший закон, — это «врожденный преступник».

Теоретики социологической школы считали, что винов­на не сама личность, а социальная среда, породившая пре­ступные деяния.

С начала XX в. юридическая психология получила воз­можность исследования и практического применения. Де­ятельность ученых этого периода, в частности М.М. Хомя­кова, А.В. Завадского, А.И. Елистратова, была направлена на выявление особенностей показаний свидетелей. Психологии показаний свидетелей посвящены работы петербург­ского ученого О. Б. Гольдовского.

Личности преступника посвящены труды Л.Е. Владими­рова, М.Л. Гернета.

Судебной психологии уделялось недостаточно внимания, но в 1898 г. ситуация резко изменилась в свя­зи с выходом работы Г. Гросса, посвященной различ­ным вопросам (проблемам) криминальной психологии. Она основана на исследованиях патологий психологами с целью применения этих данных (знаний) в юридической практике. Важно то, что и сама психология получила воз­можность отталкиваться от экспериментов.

Благодаря работе, проведенной французским психоло­гом А. Бинэ, была исследована роль влияния взрослых на показания ребенка. В своей книге, посвященной внушае­мости, он рассмотрел проблему воздействия на детскую психику извне.

В 1902 г. немецкий ученый-психолог В. Штерн провел эксперименты, направленные на установление достоверно­сти показаний свидетелей. Опыты привели его к мысли о том, что свидетельские показания не могут соответствовать истине в принципе. Свои выводы В. Штерн поведал широкой общественности, позже он стал автором концепции памяти (персоналистической), которая основывалась на идеалистических представлениях его самого. Эту идею раз­деляли и многие российские ученые, в частности О.Б. Гольдовский, А.В. Завадский и А.И. Елистратов. Они были не только сторонниками данной теории, но и подтвердили ее положения при помощи поставленных научных опытов. Они доказали, что свидетельские показания в большинстве своем неточны.

Среди немецких ученых-практиков известны А. Крамер, О. Липпман, В. Ф. Лист, С, Яффа и др. Они изучали про­блемы, присущие судебной психологии. Вопросами кри­миналистики занимались американские и французские ученые, а также их российские коллеги А.Н. Бернштейн, М.Л. Бухвалова, Е.М. Кулишер, М.М. Хомяков и др. Ос­новная тема всех исследований — недостоверность пока­заний свидетелей.

Социологические науки, активно развиваясь в XIX-XX вв., начали изучать природу криминалистики с точки зрения общества, влияющего на человека. Уче­ные пришли к выводу, что резкое увеличение преступнос­ти приходилось на период социальной нестабильности, войн и кризисов, что приводило к противоречиям в антро­пологической теории.

В 1972 г. теория о влиянии генных изменений на пре­ступность была опровергнута.

Биологизаторский подход, связанный в основном с последователями 3. Фрейда и неофрейдистами, рассмат­ривал агрессию как причину совершаемых преступлений. Ученые, которые опровергали данную теорию о врожден­ных склонностях к разрушениям, доказали ее несостоятель­ность, опираясь на социологические науки. А. Бандура от­носил явление агрессии к влиянию родителей на своих детей при помощи наказаний, тогда как Д. Бергковец считал, что у человека может быть выражена способность (готовность) к агрессивным действиям. Различные патологии, в том чис­ле и неустойчивые состояния психики человека, обостряют возможность совершения преступных деяний, но они не являются первопричиной их совершения.

В американской юридической практике преобладали идеи социально-психологического характера, которые рас­крывали механизмы изучения морально-этических норм. Американские ученые провели исследования по проблеме преступности среди подростков.

Юридическая наука продолжала активно развиваться в XX в., был создан институт, занимающийся воп­росами исследования преступной деятельности. Рас­сматривались такие проблемы, как психологическая экспертиза, изучение психологии показаний свидетелей и др. Ученый-психолог А.Р. Лурия, работавший в Москов­ской лаборатории, которая была основана при губернской прокуратуре, исследовал многие возможности практичес­кой психологии на стадии расследования. Впервые ученым были высказаны идеи, касающиеся практического приме­нения «детектора лжи». Среди российских ученых суще­ственный вклад внесли разработки юриста А.Ф. Кони и психолога В.М. Бехтерева.

В 1923 г. на собраниях, посвященных вопросам психо­неврологии, были созданы несколько подразделений кри­минальной психологии.

В советское время был широко распространен гумани­стический подход, на котором основывалось законодатель­ство. Судебно-психологические вопросы, анализируемые в тот период времени, были предметом исследования при­чин, побудивших к преступлению. Они рассматривались неотрывно от групповой психологии преступников, свидетельских показаний, психологии осужденного и судебно-психологической экспертизы и др.

В это время работы зарубежных ученых начали актив­но переводиться на русский язык.

Книга А.Е. Брусиловского и М.С. Строговича, опубли­кованная в 1934 г., подытожила многие начатые ранее исследования. С 1930-х по 1950-е гг. работы по изучению юридической психологии были приостановлены. Они во­зобновились только после XX съезда партии (1956 г.). С этого периода юридическая психология продолжает ак­тивно развиваться.

К 1965 г. юридическая психология выделяется как от­расль для отдельных исследований. Проводятся всесоюз­ные семинары (с 1966 г.) и конференции (с 1971 г.), где судебная психология уже является отдельной отраслью психологических знаний.

 

По делам несовершеннолетних

 

Знание психологических особенностей подростков содействует правильному решению задач расследо­вания преступлений и перевоспитания несовершен­нолетних преступников.

Сотрудники правоохранительных органов и органов предварительного следствия, используя эти знания, способ­ны дать правильную характеристику личности несовершен­нолетнего, найти индивидуальный подход к нему, выбрать соответствующие тактические приемы и др.

Изучение личности несовершеннолетнего на предва­рительном следствии соответствует следующей схеме:

- изучение наследственно-биологических факторов: негативного влияния алкоголизма, предрасположен­ности к нервным или психическим заболеваниям од­ного из родителей и др.;

- социального окружения несовершеннолетнего: се­мьи, социального статуса родителей, взаимоотноше­ний в семье, семейных ценностей, особенностей воспитания подростков, отношения к учебному процессу, взаимоотношений со сверстниками и с учи­телями, социального положения друзей и однокласс­ников, ценностных ориентации, статуса подростка в группе друзей;

- личностных характеристик подростка: индивиду­альных особенностей характера и темперамента, ценностных ориентации, самооценки и вероятных конфликтов в области самооценки, отношения к будущей профессии (сознательность выбора, планы на будущее);

- правосознания подростка.

Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (обвиняемого или подозреваемого) необходимо изучать семью, место учебы, работы. Необходимо обследовать условия жизни несовершеннолет­него до и после совершения преступления. Это имеет значе­ние при определении судом вида наказания.

Необходимо установить:

- полностью состав семьи;

- наблюдали ли члены семьи негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, ка­кие применялись меры;

- выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом зна­комых друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время;

- где и как проводил свободное от занятий время под­росток (были ли случаи распития спиртных напит­ков, употребление наркотических средств и др.).

Однако не всегда правоохранительные органы и лица, осуществляющие правосудие, могут использо­вать все данные и методы психологической науки при изучении личности несовершеннолетнего, и при возникно­вении дополнительных вопросов, требующих специальных знаний по уголовному делу, назначается судебно-психологическая экспертиза.

Объект экспертизы — индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, которое дает показания. Без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на деятельности несовершенно­летнего.

Большое значение имеет психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возника­ет сомнение в умственном развитии несовершеннолетне­го, в степени развития его интеллекта, в частности, для ре­шения вопросов, мог ли он полностью осознавать значение своих действий. При анализе причин антиобщественного поведения личности несовершеннолетнего психолог иссле­дует особенности развития его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных устано­вок и соотносит их с выделенными индивидуально-типоло­гическими и характерологическими особенностями. При изучении особенности принятия решений исследуются ин­дивидуальные свойства личности. При производстве след­ственных действий с участием несовершеннолетних дей­ствуют характерные психологические закономерности, которые связаны с возрастными и другими особенностями личности.

 

Эмоциональных состояний

 

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний назначается при возникновении вопроса о возможности квалификации действий обвиняемого как действий, которые были совершены в состоянии силь­ного душевного волнения (физиологического аффекта).

Преступления против личности, такие как убий­ства и нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 107, 113 УК РФ) в состоянии аффекта, являют­ся завершающей стадией конфликта, возникшего между потерпевшим и преступником. В конфликтной ситуации между ними возникает эмоциональное напряжение, кото­рое, как правило, провоцируется действиями самого потер­певшего, что способствует возникновению у обвиняемого сильного душевного волнения на стадии, предшествующей наступлению преступного деяния. Законодатель учитыва­ет условия, в которых находился обвиняемый при совер­шении преступления, и состояние аффекта считается смяг­чающим вину обстоятельством.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — вне­запно возникшее сильное душевное волнение, проявля­ющееся во временном сужении сознания.

Оскорбление, издевательства, физическое насилие, противоправные и аморальные действия со стороны потер­певшего, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, могут вызвать аффект. Действия субъекта отли­чаются отсутствием осознанной цели, они совершаются под влиянием чувств, которые полностью парализуют личность. Аффективное состояние возникает мгновенно и продолжа­ется короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут), затем происходят спад эмоционального возбужде­ния, постепенное осознание содеянного. Бывает, что субъект забывает некоторые эпизоды преступления.

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователь должен поставить перед экспертом сле­дующие вопросы:

1) Какими индивидуально-психологическими качества­ми личности обладает обвиняемый?

2) Каковы особенности взаимоотношения между потер­певшим и обвиняемым? В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступле­ния?

3) Какие личностные особенности обвиняемого могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

4) Находился ли обвиняемый в состоянии физиологичес­кого аффекта или ином конфликтном эмоциональном со­стоянии, оказавшем существенное влияние на его поведе­ние?

Конфликтными эмоциональными состояниями, оказавшими существенное влияние на поведение обвиняемого в психотравмирующей ситуации, счи­таются фрустрация, стресс.

Стресс (от лат. stress — напряжение) — нервно-психи­ческое напряжение, возникшее у субъекта в процессе дея­тельности в сложных конфликтных ситуациях. Это адаптив­но-защитные свойства организма человека на воздействия, которые вызывают психическую и физическую травму.

Фрустрация (от лат. frustration — обман, неудача) — конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в свя­зи с недостижением значимой потребности. Фрустрация связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора. В случае, когда нет возможности устранить причины фрустрации, может возникнуть депрессивное со­стояние, связанное со значительной продолжительной де­зорганизацией психики (неспособностью к логическому мышлению, ослаблением памяти и др.). Поведение в это время выражается в двигательном беспокойстве, агрессии или в регрессии (возвращении к более ранней модели поведе­ния). Фрустрационное поведение характеризуется тем, что оно не контролируется субъектом — ни его волей, ни его со­знанием. Свобода осознания и волеизъявления у субъекта ограниченны в данный период времени. Такое эмоциональ­ное состояние может проявляться не только в агрессивных формах поведения, но и в эмоциональном замыкании («уход в себя»). Состояние фрустрации определяется внутренним фактором — личностными особенностями субъекта. Это личности с неадекватной самооценкой, ригидностью, с низ­ким уровнем психического развития.

 

Членов преступной группы

 

Такая экспертиза назначается в период предвари­тельного следствия, когда преступное деяние было совершено в условиях сложившейся неформальной группы. Перед следователем возникают вопросы о роли каждого из участников преступной группы.

Следователь должен внимательно изучить личности вхо­дивших в группу лиц. Психологическая структура преступ­ной группы определяется индивидуальным поведением. Структура строго организована, во главе структуры стоит лидер, который руководит и организует преступление. Выделяются активные члены группы — «авторитеты» — лица, которые пользуются уважением других членов груп­пы и у которых, как правило, есть криминальный опыт. Ос­тальные участники группы — это исполнители преступ­ления.

При исследовании преступной группы необходимо выяснить причины, которые подталкивают к объединению в преступные группы:

- невозможность совершить преступное деяние в оди­ночку;

- единство преступных интересов;

- личные симпатии;

- общие убеждения;

- аналогичные дефекты правосознания;

- психологическая зависимость и др.

Преступные группы делятся на виды в зависимости от структуры и межличностных отношений между участниками группы.

Выделяют случайную группу, у нее нет четкой струк­туры, отсутствует заранее поставленная цель.

Компании более организованны, их состав более ста­билен, но они не имеют четкого плана своей деятельности, также отсутствует руководящее звено. В психологическом плане компании свойственны чувственные привязанности ее членов. При расследовании данной категории дел привлекаются судебные психологи для дачи заключения о степени влияния всей группы на отдельных участников.

С этой целью следователь должен предоставить в распоря­жение судебного психолога как можно более полно собран­ные характеристики на каждого участника преступной группы, материалы дела, всячески содействовать судебно­му психологу для того, чтобы тот мог правильно оказать квалифицированную помощь органам предварительного следствия. Психолог может установить роль каждого учас­тника в преступной группе.

При психологическом анализе организованной преступности необходимо определить антиобще­ственную направленность группы, цели и мотивы, эмоциональные связи между участниками преступной груп­пы. При анализе эмоциональных связей необходимо изу­чить индивидуальные особенности каждого участника.

В связи с этим перед психологом ставится следующий вопрос: у кого из участников преступной группы имеются такие особенности личности, как внушаемость, слабые во­левые качества?

В любой преступной группе может быть и оппозицио­нер. Ему свойственна высокая степень эмоциональности, повышенная активность. Психологический анализ помога­ет следователю раскрыть психологические особенности мотивационной линии поведения оппозиционера. Экспер­тиза направлена на установление внутренней структуры группы, в которую могут входить как несовершеннолетние правонарушители, так и совершеннолетние лица.

Перед экспертом могут быть также поставлены следу­ющие вопросы:

1) Каковы индивидуально-психологические особенно­сти личности подследственных?

2) Кто из подследственных имеет такие индивидуальные психологические особенности, которые позволяют ему за­нимать в преступной группе лидирующую позицию?

3) Кто из подследственных обладает такими индивиду­альными особенностями личности, как агрессивность, повышенная внушаемость, жестокость?

4) Обладает ли данная преступная группа высоким уров­нем сплоченности, и если да, то в чем конкретно это прояв­ляется?

 

 

Тема 2. Методологические основы. Классификация методов

 

Исследование явления должно проводиться в комп­лексе с окружающими его системами. Исследование должно быть объективным. Системному подходу от­вечают свойства и потребности формирования научных знаний.

Юридическая психология — это самостоятельный пред­мет изучения, затрагивающий (рассматривающий) вопро­сы координирования человека и права в рамках одной сис­темы.

В юридической психологии используется принцип си­стемной иерархии, где любая из систем выступает час­тью другой, отличающейся тем, что она включает несколь­ко таких систем. Для того чтобы исследовать деятельность личности и ее взаимодействие с правовыми нормами, не­обходимо рассматривать ее неотрывно от условий соци­ально-правового порядка.

Непосредственный объект исследования юридической психологии, а также психологии юридичес­кого труда — это человек как участник правовых отношений и субъект их деятельности. Методология юри­дической психологии предлагает рассмотрение личности в непосредственной динамике правонарушения, которое вос­создается в ходе ознакомления с материалами дела. Один из основных принципов методологии — это личностный подход.

Примером воплощения системного метода в психологии юридического труда служит профессиограмма, поделенная на несколько структур. При этом исследование личности (следователя) опирается на системный подход.

Особенности методологии юридической психологии заключаются в том, что личность воспринимается как некий субъект деятельности, который отражен в познании.

Метод юридической психологии — это определенный способ и порядок исследования предмета юридической психологии.

Методы распределяются по целям изучения на три группы:

1) методы научного исследования, с помощью которых исследуются психические особенности отношений между людьми, управляемых при помощи правовых норм; разра­ботка рекомендаций (научно аргументированных) для не­посредственных работников, борющихся с преступностью;

2) методы воздействия на личность (различными) пси­хологическими способами, которые производятся лицами, работающими в правоохранительных органах. Сферу дея­тельности этих методов сужают Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) и этические нормы. Методы направлены на возможность предупреждения совершения, преступлений, их раскрытия и обнаружение причин, а так­же исправление и адаптацию осужденных к нормальным условиям жизни в обществе;

3) методы судебно-психологической экспертизы, кото­рые включают исследование, выполняемое экспертом-психологом. Рамки проводимого исследования сужает требо­вание законодательства, постановившего провести экспер­тизу.

Исследования в судебной психологии производятся следующими методами:

- методом наблюдения, преимущество которого со­стоит в том, что процесс исследования не изменяет типичного хода деятельности личности;

- интервью или беседы, который строится на доверии в общении с обследуемой личностью. При этом мо­гут применяться косвенные вопросы, исключая на­водящие;

- эксперимента, включающего исследование подчине­ния психических процессов в зависимости от воздей­ствия внешних факторов, стимулирующих изучаемую личность. Внешние стимулы строго подчинены опре­деленной, упорядоченной системе;

- анкетным, который отличается однородностью воп­росов, задаваемых для получения информации. Уча­стниками этого метода становится большое количе­ство людей.

Кроме этих, юридическая психология использует методы:

- структурного анализа — сосредоточен на обнару­жении зависимости в структурно-функциональных связях изучаемого явления;

- биографический — направлен на извлечение сведе­ний из автобиографии личности, его документов, личной корреспонденции и т.д.;

- монографический (или метод изучения отдельного случая) — изучает явления социально-психологи­ческого характера на отдельно взятом объекте для выделения присущих ему типологических особен­ностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.066 с.)