Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методологические основы. Классификация методов↑ Стр 1 из 30Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 3. История юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки
Первые попытки использовать методы психологии в юридической практике были предприняты в XVIII в. Выводы о необходимости комплексного решения задач права и различные научные эксперименты стали предпосылкой к формированию новой науки — юридической психологии. М.М. Щербатов вошел в историю юридической психологии как приверженец гуманизма. Он посвятил этой идее свои многочисленные работы, направленные на учет личностных особенностей каждого отдельно взятого человека, а также одним из первых разработал теорию условно-досрочного освобождения граждан. М.М. Щербатов в своих работах делал акцент на трудовом перевоспитании личности человека, преступившего закон. Работы И.Т. Посошкова представляют интерес в связи с рассмотрением в них особенностей допроса обвиняемых, свидетелей, а также классификации лиц, преступивших закон. Появление научных трудов по юридической психологии способствовало распространению идей гуманизма, в частности перевоспитания преступника в процессе его трудовой деятельности. Эти и прочие вопросы были затронуты В.К. Елпатьевским, Л.С. Гордиенко, а также Хр. Штельцером и П.Д. Лодием. В это время психология как наука не была достаточно широко применяема на практике. Ученые не могли еще опираться на опыт психологов в своих исследованиях мотивов преступных деяний, перевоспитания преступников и других аспектов преступной деятельности и поведения лиц, преступивших закон. Наиболее остро эта проблема встала перед учеными в конце XIX в. Вопросы юридической психологии рассматривали И.С. Баршев, К.Я. Янович-Яневский, А.У. Фрезе, Л.Е. Владимиров и др. Их работы были посвящены идеям практического применения знаний психологической науки в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Важным вопросом, на котором заострялось внимание, стало не только знание психологии преступника, но и использование этих знаний в процессе судебной деятельности. Среди западных ученых-теоретиков известны работы немецких авторов И. Гофбауэра и И. Фридриха. Их труды были направлены на применение знаний психологии при расследовании преступлений. Известен также опыт французского ученого П. С. Лапласа. Будучи математиком, он рассматривал теорию вероятности на примере свидетельских показаний, а также приговоров суда по конкретному делу. Лаплас впервые систематизировал с некоторой точностью вероятность развития судебных решений. Он выделил несколько важных аспектов, основанных на выдвинутой им теории вероятности свидетельских показаний. Развитие юридической психологии как науки неразрывно связано с возрастающим интересом к собственно психологическим наукам, в том числе и психиатрии. В юриспруденции наибольшее развитие приобретает уголовное право. Многие ученые, такие как И.М. Сеченов, В.П. Сербский, создали немало трудов, давших развитие психологии, применяемой и в юриспруденции. Соединение этих наук (права и психологии) стало необходимым и выделилось в отдельную науку. Этот вопрос был поднят П.И. Ковалевским еще в 1899 г. В то же время две школы уголовного права спорили о возможном исправлении преступника. Антропологическая школа выступала против этой теории. Ее основатель и идейный лидер Ч. Ломброзо создал теорию о невозможности такого метода влияния на лицо, совершившее преступное деяние. Он провозглашал, что человек, преступивший закон, — это «врожденный преступник». Теоретики социологической школы считали, что виновна не сама личность, а социальная среда, породившая преступные деяния. С начала XX в. юридическая психология получила возможность исследования и практического применения. Деятельность ученых этого периода, в частности М.М. Хомякова, А.В. Завадского, А.И. Елистратова, была направлена на выявление особенностей показаний свидетелей. Психологии показаний свидетелей посвящены работы петербургского ученого О. Б. Гольдовского. Личности преступника посвящены труды Л.Е. Владимирова, М.Л. Гернета. Судебной психологии уделялось недостаточно внимания, но в 1898 г. ситуация резко изменилась в связи с выходом работы Г. Гросса, посвященной различным вопросам (проблемам) криминальной психологии. Она основана на исследованиях патологий психологами с целью применения этих данных (знаний) в юридической практике. Важно то, что и сама психология получила возможность отталкиваться от экспериментов. Благодаря работе, проведенной французским психологом А. Бинэ, была исследована роль влияния взрослых на показания ребенка. В своей книге, посвященной внушаемости, он рассмотрел проблему воздействия на детскую психику извне. В 1902 г. немецкий ученый-психолог В. Штерн провел эксперименты, направленные на установление достоверности показаний свидетелей. Опыты привели его к мысли о том, что свидетельские показания не могут соответствовать истине в принципе. Свои выводы В. Штерн поведал широкой общественности, позже он стал автором концепции памяти (персоналистической), которая основывалась на идеалистических представлениях его самого. Эту идею разделяли и многие российские ученые, в частности О.Б. Гольдовский, А.В. Завадский и А.И. Елистратов. Они были не только сторонниками данной теории, но и подтвердили ее положения при помощи поставленных научных опытов. Они доказали, что свидетельские показания в большинстве своем неточны. Среди немецких ученых-практиков известны А. Крамер, О. Липпман, В. Ф. Лист, С, Яффа и др. Они изучали проблемы, присущие судебной психологии. Вопросами криминалистики занимались американские и французские ученые, а также их российские коллеги А.Н. Бернштейн, М.Л. Бухвалова, Е.М. Кулишер, М.М. Хомяков и др. Основная тема всех исследований — недостоверность показаний свидетелей. Социологические науки, активно развиваясь в XIX-XX вв., начали изучать природу криминалистики с точки зрения общества, влияющего на человека. Ученые пришли к выводу, что резкое увеличение преступности приходилось на период социальной нестабильности, войн и кризисов, что приводило к противоречиям в антропологической теории. В 1972 г. теория о влиянии генных изменений на преступность была опровергнута. Биологизаторский подход, связанный в основном с последователями 3. Фрейда и неофрейдистами, рассматривал агрессию как причину совершаемых преступлений. Ученые, которые опровергали данную теорию о врожденных склонностях к разрушениям, доказали ее несостоятельность, опираясь на социологические науки. А. Бандура относил явление агрессии к влиянию родителей на своих детей при помощи наказаний, тогда как Д. Бергковец считал, что у человека может быть выражена способность (готовность) к агрессивным действиям. Различные патологии, в том числе и неустойчивые состояния психики человека, обостряют возможность совершения преступных деяний, но они не являются первопричиной их совершения. В американской юридической практике преобладали идеи социально-психологического характера, которые раскрывали механизмы изучения морально-этических норм. Американские ученые провели исследования по проблеме преступности среди подростков. Юридическая наука продолжала активно развиваться в XX в., был создан институт, занимающийся вопросами исследования преступной деятельности. Рассматривались такие проблемы, как психологическая экспертиза, изучение психологии показаний свидетелей и др. Ученый-психолог А.Р. Лурия, работавший в Московской лаборатории, которая была основана при губернской прокуратуре, исследовал многие возможности практической психологии на стадии расследования. Впервые ученым были высказаны идеи, касающиеся практического применения «детектора лжи». Среди российских ученых существенный вклад внесли разработки юриста А.Ф. Кони и психолога В.М. Бехтерева. В 1923 г. на собраниях, посвященных вопросам психоневрологии, были созданы несколько подразделений криминальной психологии. В советское время был широко распространен гуманистический подход, на котором основывалось законодательство. Судебно-психологические вопросы, анализируемые в тот период времени, были предметом исследования причин, побудивших к преступлению. Они рассматривались неотрывно от групповой психологии преступников, свидетельских показаний, психологии осужденного и судебно-психологической экспертизы и др. В это время работы зарубежных ученых начали активно переводиться на русский язык. Книга А.Е. Брусиловского и М.С. Строговича, опубликованная в 1934 г., подытожила многие начатые ранее исследования. С 1930-х по 1950-е гг. работы по изучению юридической психологии были приостановлены. Они возобновились только после XX съезда партии (1956 г.). С этого периода юридическая психология продолжает активно развиваться. К 1965 г. юридическая психология выделяется как отрасль для отдельных исследований. Проводятся всесоюзные семинары (с 1966 г.) и конференции (с 1971 г.), где судебная психология уже является отдельной отраслью психологических знаний.
По делам несовершеннолетних
Знание психологических особенностей подростков содействует правильному решению задач расследования преступлений и перевоспитания несовершеннолетних преступников. Сотрудники правоохранительных органов и органов предварительного следствия, используя эти знания, способны дать правильную характеристику личности несовершеннолетнего, найти индивидуальный подход к нему, выбрать соответствующие тактические приемы и др. Изучение личности несовершеннолетнего на предварительном следствии соответствует следующей схеме: - изучение наследственно-биологических факторов: негативного влияния алкоголизма, предрасположенности к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей и др.; - социального окружения несовершеннолетнего: семьи, социального статуса родителей, взаимоотношений в семье, семейных ценностей, особенностей воспитания подростков, отношения к учебному процессу, взаимоотношений со сверстниками и с учителями, социального положения друзей и одноклассников, ценностных ориентации, статуса подростка в группе друзей; - личностных характеристик подростка: индивидуальных особенностей характера и темперамента, ценностных ориентации, самооценки и вероятных конфликтов в области самооценки, отношения к будущей профессии (сознательность выбора, планы на будущее); - правосознания подростка. Для изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (обвиняемого или подозреваемого) необходимо изучать семью, место учебы, работы. Необходимо обследовать условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Это имеет значение при определении судом вида наказания. Необходимо установить: - полностью состав семьи; - наблюдали ли члены семьи негативное поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись меры; - выяснить, интересовались ли родители или другие взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых друзей, среди которых несовершеннолетний проводил свободное время; - где и как проводил свободное от занятий время подросток (были ли случаи распития спиртных напитков, употребление наркотических средств и др.). Однако не всегда правоохранительные органы и лица, осуществляющие правосудие, могут использовать все данные и методы психологической науки при изучении личности несовершеннолетнего, и при возникновении дополнительных вопросов, требующих специальных знаний по уголовному делу, назначается судебно-психологическая экспертиза. Объект экспертизы — индивидуальные особенности протекания психических процессов у лица, которое дает показания. Без участия психолога следователь и суд не в состоянии определить, насколько сказались те или иные возрастные особенности на деятельности несовершеннолетнего. Большое значение имеет психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних, когда у следователя возникает сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, в степени развития его интеллекта, в частности, для решения вопросов, мог ли он полностью осознавать значение своих действий. При анализе причин антиобщественного поведения личности несовершеннолетнего психолог исследует особенности развития его правосознания, реальных жизненных ценностей, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями. При изучении особенности принятия решений исследуются индивидуальные свойства личности. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетних действуют характерные психологические закономерности, которые связаны с возрастными и другими особенностями личности.
Эмоциональных состояний
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний назначается при возникновении вопроса о возможности квалификации действий обвиняемого как действий, которые были совершены в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта). Преступления против личности, такие как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 107, 113 УК РФ) в состоянии аффекта, являются завершающей стадией конфликта, возникшего между потерпевшим и преступником. В конфликтной ситуации между ними возникает эмоциональное напряжение, которое, как правило, провоцируется действиями самого потерпевшего, что способствует возникновению у обвиняемого сильного душевного волнения на стадии, предшествующей наступлению преступного деяния. Законодатель учитывает условия, в которых находился обвиняемый при совершении преступления, и состояние аффекта считается смягчающим вину обстоятельством. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — внезапно возникшее сильное душевное волнение, проявляющееся во временном сужении сознания. Оскорбление, издевательства, физическое насилие, противоправные и аморальные действия со стороны потерпевшего, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, могут вызвать аффект. Действия субъекта отличаются отсутствием осознанной цели, они совершаются под влиянием чувств, которые полностью парализуют личность. Аффективное состояние возникает мгновенно и продолжается короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут), затем происходят спад эмоционального возбуждения, постепенное осознание содеянного. Бывает, что субъект забывает некоторые эпизоды преступления. В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователь должен поставить перед экспертом следующие вопросы: 1) Какими индивидуально-психологическими качествами личности обладает обвиняемый? 2) Каковы особенности взаимоотношения между потерпевшим и обвиняемым? В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступления? 3) Какие личностные особенности обвиняемого могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? 4) Находился ли обвиняемый в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение? Конфликтными эмоциональными состояниями, оказавшими существенное влияние на поведение обвиняемого в психотравмирующей ситуации, считаются фрустрация, стресс. Стресс (от лат. stress — напряжение) — нервно-психическое напряжение, возникшее у субъекта в процессе деятельности в сложных конфликтных ситуациях. Это адаптивно-защитные свойства организма человека на воздействия, которые вызывают психическую и физическую травму. Фрустрация (от лат. frustration — обман, неудача) — конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в связи с недостижением значимой потребности. Фрустрация связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора. В случае, когда нет возможности устранить причины фрустрации, может возникнуть депрессивное состояние, связанное со значительной продолжительной дезорганизацией психики (неспособностью к логическому мышлению, ослаблением памяти и др.). Поведение в это время выражается в двигательном беспокойстве, агрессии или в регрессии (возвращении к более ранней модели поведения). Фрустрационное поведение характеризуется тем, что оно не контролируется субъектом — ни его волей, ни его сознанием. Свобода осознания и волеизъявления у субъекта ограниченны в данный период времени. Такое эмоциональное состояние может проявляться не только в агрессивных формах поведения, но и в эмоциональном замыкании («уход в себя»). Состояние фрустрации определяется внутренним фактором — личностными особенностями субъекта. Это личности с неадекватной самооценкой, ригидностью, с низким уровнем психического развития.
Членов преступной группы
Такая экспертиза назначается в период предварительного следствия, когда преступное деяние было совершено в условиях сложившейся неформальной группы. Перед следователем возникают вопросы о роли каждого из участников преступной группы. Следователь должен внимательно изучить личности входивших в группу лиц. Психологическая структура преступной группы определяется индивидуальным поведением. Структура строго организована, во главе структуры стоит лидер, который руководит и организует преступление. Выделяются активные члены группы — «авторитеты» — лица, которые пользуются уважением других членов группы и у которых, как правило, есть криминальный опыт. Остальные участники группы — это исполнители преступления. При исследовании преступной группы необходимо выяснить причины, которые подталкивают к объединению в преступные группы: - невозможность совершить преступное деяние в одиночку; - единство преступных интересов; - личные симпатии; - общие убеждения; - аналогичные дефекты правосознания; - психологическая зависимость и др. Преступные группы делятся на виды в зависимости от структуры и межличностных отношений между участниками группы. Выделяют случайную группу, у нее нет четкой структуры, отсутствует заранее поставленная цель. Компании более организованны, их состав более стабилен, но они не имеют четкого плана своей деятельности, также отсутствует руководящее звено. В психологическом плане компании свойственны чувственные привязанности ее членов. При расследовании данной категории дел привлекаются судебные психологи для дачи заключения о степени влияния всей группы на отдельных участников. С этой целью следователь должен предоставить в распоряжение судебного психолога как можно более полно собранные характеристики на каждого участника преступной группы, материалы дела, всячески содействовать судебному психологу для того, чтобы тот мог правильно оказать квалифицированную помощь органам предварительного следствия. Психолог может установить роль каждого участника в преступной группе. При психологическом анализе организованной преступности необходимо определить антиобщественную направленность группы, цели и мотивы, эмоциональные связи между участниками преступной группы. При анализе эмоциональных связей необходимо изучить индивидуальные особенности каждого участника. В связи с этим перед психологом ставится следующий вопрос: у кого из участников преступной группы имеются такие особенности личности, как внушаемость, слабые волевые качества? В любой преступной группе может быть и оппозиционер. Ему свойственна высокая степень эмоциональности, повышенная активность. Психологический анализ помогает следователю раскрыть психологические особенности мотивационной линии поведения оппозиционера. Экспертиза направлена на установление внутренней структуры группы, в которую могут входить как несовершеннолетние правонарушители, так и совершеннолетние лица. Перед экспертом могут быть также поставлены следующие вопросы: 1) Каковы индивидуально-психологические особенности личности подследственных? 2) Кто из подследственных имеет такие индивидуальные психологические особенности, которые позволяют ему занимать в преступной группе лидирующую позицию? 3) Кто из подследственных обладает такими индивидуальными особенностями личности, как агрессивность, повышенная внушаемость, жестокость? 4) Обладает ли данная преступная группа высоким уровнем сплоченности, и если да, то в чем конкретно это проявляется?
Тема 2. Методологические основы. Классификация методов
Исследование явления должно проводиться в комплексе с окружающими его системами. Исследование должно быть объективным. Системному подходу отвечают свойства и потребности формирования научных знаний. Юридическая психология — это самостоятельный предмет изучения, затрагивающий (рассматривающий) вопросы координирования человека и права в рамках одной системы. В юридической психологии используется принцип системной иерархии, где любая из систем выступает частью другой, отличающейся тем, что она включает несколько таких систем. Для того чтобы исследовать деятельность личности и ее взаимодействие с правовыми нормами, необходимо рассматривать ее неотрывно от условий социально-правового порядка. Непосредственный объект исследования юридической психологии, а также психологии юридического труда — это человек как участник правовых отношений и субъект их деятельности. Методология юридической психологии предлагает рассмотрение личности в непосредственной динамике правонарушения, которое воссоздается в ходе ознакомления с материалами дела. Один из основных принципов методологии — это личностный подход. Примером воплощения системного метода в психологии юридического труда служит профессиограмма, поделенная на несколько структур. При этом исследование личности (следователя) опирается на системный подход. Особенности методологии юридической психологии заключаются в том, что личность воспринимается как некий субъект деятельности, который отражен в познании. Метод юридической психологии — это определенный способ и порядок исследования предмета юридической психологии. Методы распределяются по целям изучения на три группы: 1) методы научного исследования, с помощью которых исследуются психические особенности отношений между людьми, управляемых при помощи правовых норм; разработка рекомендаций (научно аргументированных) для непосредственных работников, борющихся с преступностью; 2) методы воздействия на личность (различными) психологическими способами, которые производятся лицами, работающими в правоохранительных органах. Сферу деятельности этих методов сужают Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) и этические нормы. Методы направлены на возможность предупреждения совершения, преступлений, их раскрытия и обнаружение причин, а также исправление и адаптацию осужденных к нормальным условиям жизни в обществе; 3) методы судебно-психологической экспертизы, которые включают исследование, выполняемое экспертом-психологом. Рамки проводимого исследования сужает требование законодательства, постановившего провести экспертизу. Исследования в судебной психологии производятся следующими методами: - методом наблюдения, преимущество которого состоит в том, что процесс исследования не изменяет типичного хода деятельности личности; - интервью или беседы, который строится на доверии в общении с обследуемой личностью. При этом могут применяться косвенные вопросы, исключая наводящие; - эксперимента, включающего исследование подчинения психических процессов в зависимости от воздействия внешних факторов, стимулирующих изучаемую личность. Внешние стимулы строго подчинены определенной, упорядоченной системе; - анкетным, который отличается однородностью вопросов, задаваемых для получения информации. Участниками этого метода становится большое количество людей. Кроме этих, юридическая психология использует методы: - структурного анализа — сосредоточен на обнаружении зависимости в структурно-функциональных связях изучаемого явления; - биографический — направлен на извлечение сведений из автобиографии личности, его документов, личной корреспонденции и т.д.; - монографический (или метод изучения отдельного случая) — изучает явления социально-психологического характера на отдельно взятом объекте для выделения присущих ему типологических особенностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.168 (0.013 с.) |