Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Сознание. Ответственность и правосознаниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет изучения психологии правопослушного поведения — изучение внутренней структуры с ее отдельными компонентами, присущими личности и группам, которые в результате взаимодействия с внешней средой показывают разнообразные варианты реакции, но находящиеся в рамках действующего законодательства. Правопослушное поведение возникает в результате социализации, в ходе которой субъект усваивает социальные и моральные стереотипы, правовые запреты, что обусловлено и правосознанием личности и группы, их осознанием ответственности и социальной справедливости и т.д. Воздействие на отдельного индивида происходит при помощи социальных норм, которые устанавливаются обществом, и формирования самой личностью нормативного поведения. Эта система, являясь важным элементом внутреннего мира, образовывается в процессе деятельности индивида и его взаимодействия с обществом, контролируя при этом его поведение. Задача личности в процессе ее становления — усвоение такой системы. Важно уважение к праву, т.е. признание его норм индивидуумом в своей практической деятельности. Нормативное поведение определяется психологическими особенностями: - раскрывается при наличии проблемной ситуации; - охватывает процессы формирования и принятия решений; - сочетает компоненты (сознательные и несознательные) и уровни деятельности психики; - содержит сложные психические действия, где норма — условия нормативного поведения, и задачи. Сильное воздействие на нормативное поведение и процесс формирования решения оказывает общение в процессе совместной деятельности. Люди, имеющие похожие системы норм и ценностей, считаются номинальными нормативно-ценностными группами. Обнаружение их способствует прогнозированию поведения людей в проблемной ситуации. Благоприятные условия социализации ведут к тому, что у личности формируется социальный стереотип нормативного поведения, основывающийся на личном правосознании, вытекающем из общественных установок. Психические явления порождают и определяют действия. Регулирование процессов поведения личности возможно при создании у человека внутренней модели внешнего мира, в рамках которой происходит мысленное манипулирование, сопоставление с прошлым и представление будущих целей и задач. Отсюда предусмотрительность выступает в виде предсказуемости последствий своих действий еще до совершения и контролируется процесс, направленный на их осуществление. К особенностям структуры сознания относятся язык и речь как средства внутренней деятельности, способные манипулировать без наглядного восприятия через образные представления. Сознание формируется через отношение личности: - к материальной сфере; - другим людям как членам общества; - себе как члену общества. Правосознание складывается из сходных элементов: - материальная сфера становится частной, личной, государственной, т.е. является принадлежностью; - другие члены общества защищаются нормами закона; - личность воспринимает свои действия через правовые общественные нормы и законы. Виды ответственности систематизируются на базе субъекта ответственности, его нормативности и прилежной реализации своих обязанностей: - политическая; - юридическая; - моральная; - профессиональная; - родительская; - административная; - материальная; - дисциплинарная; - уголовная и др. Воспитание ответственности соединено с развитием гражданственности как ответственности и чувства долга, как наивысшей точки духовности личности. Ответственный человек — тот, который признает общественные ценности и оказывает содействие по их защите. Социальная ответственность показывает стремление личности к соблюдению общественно-социальных норм и способность отвечать за свои действия (поступки). Право выступает в виде комплекса социальных норм и отношений, базирующихся на них. Правовое регулирование основывается на соответствии прав и обязанностей человека и общества, где они выделяются как формы и способы осуществления минимальных потребностей человека и общества, обеспечивающих существование социума. Взаимоотношения между государством и личностью определяются системой прав, свобод и обязанностей, формирующих сферу и границы свободы личности. Эти категории (прав, свобод и обязанностей) принадлежат к политико-юридическим и этическим. Человек является гражданином, личность которого имеет определенную специфику, а главным выделяемым качеством становится моральная ориентированность. Правосознание — это правовой опыт поведения личности, группы и общества в целом; устройство правопослушного поведения и обусловленность дефектов личностного правосознания с противоправным поведением. Правосознание как форма сознания общества определяет его формирование и содержание материальных условий. Правосознание выражает отношения внутри общества, регулирующиеся правовыми нормами. Особенности правосознания: - отражает и воздействует на социальную действительность; отражает социально-экономические отношения в обществе; - выражается через речемыслительную деятельность; - существует только при определенном носителе: личности, группы и т.д. Индивидуальное правосознание определено влиянием на личность окружающей социальной среды. Отклонения от нормативного поведения часто обусловлены отрицательным воздействием при формировании личности: - правосознание преступника, как правило, не совпадает и противоречит общественным нормам права; - преступник отвергает норму права или группу, охраняющую отношения в обществе, явившиеся объектом его посягательства; - преступник принимает норму права, но в ее абстрактном понимании, полагая, что приговор был излишне суровым или несправедливым. Эффективность правосознания определяется при условиях: - социальные ценности, установленные нормами права, должны признаваться личностью; - нормы права должны формироваться и пересматриваться с учетом изменений в правосознании общества; - правовые нормы должны придерживаться изменений потребностей общества, их духовных и материальных интересов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.63.83 (0.006 с.) |