Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Сознание. Ответственность и правосознание

Поиск

 

Предмет изучения психологии правопослушного пове­дения — изучение внутренней структуры с ее отдель­ными компонентами, присущими личности и группам, ко­торые в результате взаимодействия с внешней средой показывают разнообразные варианты реакции, но на­ходящиеся в рамках действующего законодательства.

Правопослушное поведение возникает в результате социализации, в ходе которой субъект усваивает со­циальные и моральные стереотипы, правовые запре­ты, что обусловлено и правосознанием личности и группы, их осознанием ответственности и социальной справедливо­сти и т.д. Воздействие на отдельного индивида происходит при помощи социальных норм, которые устанавливаются обществом, и формирования самой личностью нормативного поведения. Эта система, являясь важным элементом внутреннего мира, образовывается в процессе деятельно­сти индивида и его взаимодействия с обществом, контро­лируя при этом его поведение. Задача личности в процессе ее становления — усвоение такой системы. Важно уваже­ние к праву, т.е. признание его норм индивидуумом в своей практической деятельности.

Нормативное поведение определяется психологи­ческими особенностями:

- раскрывается при наличии проблемной ситуации;

- охватывает процессы формирования и принятия ре­шений;

- сочетает компоненты (сознательные и несознатель­ные) и уровни деятельности психики;

- содержит сложные психические действия, где нор­ма — условия нормативного поведения, и задачи.

Сильное воздействие на нормативное поведение и про­цесс формирования решения оказывает общение в процес­се совместной деятельности. Люди, имеющие похожие системы норм и ценностей, считаются номинальными нор­мативно-ценностными группами. Обнаружение их способ­ствует прогнозированию поведения людей в проблемной ситуации. Благоприятные условия социализации ведут к тому, что у личности формируется социальный стереотип нормативного поведения, основывающийся на личном пра­восознании, вытекающем из общественных установок.

Психические явления порождают и определяют действия. Регулирование процессов поведения личнос­ти возможно при создании у человека внутренней модели внешнего мира, в рамках которой происходит мыс­ленное манипулирование, сопоставление с прошлым и представление будущих целей и задач. Отсюда предусмот­рительность выступает в виде предсказуемости последствий своих действий еще до совершения и контролирует­ся процесс, направленный на их осуществление. К особенностям структуры сознания относятся язык и речь как средства внутренней деятельности, способные манипули­ровать без наглядного восприятия через образные пред­ставления.

Сознание формируется через отношение личности:

- к материальной сфере;

- другим людям как членам общества;

- себе как члену общества.

Правосознание складывается из сходных элементов:

- материальная сфера становится частной, личной, государственной, т.е. является принадлежностью;

- другие члены общества защищаются нормами за­кона;

- личность воспринимает свои действия через право­вые общественные нормы и законы.

Виды ответственности систематизируются на базе субъекта ответственности, его нормативности и прилеж­ной реализации своих обязанностей:

- политическая;

- юридическая;

- моральная;

- профессиональная;

- родительская;

- административная;

- материальная;

- дисциплинарная;

- уголовная и др.

Воспитание ответственности соединено с развити­ем гражданственности как ответственности и чувства дол­га, как наивысшей точки духовности личности. Ответствен­ный человек — тот, который признает общественные ценности и оказывает содействие по их защите.

Социальная ответственность показывает стремле­ние личности к соблюдению общественно-социальных норм и способность отвечать за свои действия (поступки). Право выступает в виде комплекса социальных норм и от­ношений, базирующихся на них.

Правовое регулирование основывается на соответствии прав и обязанностей человека и общества, где они выделя­ются как формы и способы осуществления минимальных потребностей человека и общества, обеспечивающих су­ществование социума.

Взаимоотношения между государством и личностью оп­ределяются системой прав, свобод и обязанностей, форми­рующих сферу и границы свободы личности. Эти категории (прав, свобод и обязанностей) принадлежат к политико-юри­дическим и этическим. Человек является гражданином, лич­ность которого имеет определенную специфику, а главным выделяемым качеством становится моральная ориентирован­ность.

Правосознание — это правовой опыт поведения лично­сти, группы и общества в целом; устройство правопослушного поведения и обусловленность дефектов лично­стного правосознания с противоправным поведением.

Правосознание как форма сознания общества опре­деляет его формирование и содержание материаль­ных условий. Правосознание выражает отношения внутри общества, регулирующиеся правовыми нормами.

Особенности правосознания:

- отражает и воздействует на социальную действи­тельность; отражает социально-экономические от­ношения в обществе;

- выражается через речемыслительную деятельность;

- существует только при определенном носителе: лич­ности, группы и т.д.

Индивидуальное правосознание определено влиянием на личность окружающей социальной среды.

Отклонения от нормативного поведения часто обуслов­лены отрицательным воздействием при формировании лич­ности:

- правосознание преступника, как правило, не совпа­дает и противоречит общественным нормам права;

- преступник отвергает норму права или группу, ох­раняющую отношения в обществе, явившиеся объектом его посягательства;

- преступник принимает норму права, но в ее абст­рактном понимании, полагая, что приговор был из­лишне суровым или несправедливым.

Эффективность правосознания определяется при условиях:

- социальные ценности, установленные нормами пра­ва, должны признаваться личностью;

- нормы права должны формироваться и пересматри­ваться с учетом изменений в правосознании обще­ства;

- правовые нормы должны придерживаться измене­ний потребностей общества, их духовных и матери­альных интересов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.63.83 (0.006 с.)