Тема 35. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 35. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших



По делам о сексуальных преступлениях

 

Судебно-психологическая экспертиза назначается в отношении потерпевших, пострадавших от сексу­ального насилия.

Один из квалифицирующих признаков изнасилования (ст. 131 УК РФ) — использование виновным беспомощ­ного состояния потерпевшей. Такое состояние харак­теризуется неспособностью потерпевшей осознавать характер и значение совершаемых с ней действий и не­способностью оказать сопротивление из-за психическо­го состояния, малолетнего возраста, физических недостат­ков. Беспомощное состояние может быть вызвано другими причинами, такими как алкогольное опьянение и т.п. На­значение судебно-психологической экспертизы при рас­следовании преступлений, связанных с изнасилованием, обязательно.

Перед экспертом могут быть поставлены следу­ющие вопросы:

1) Находилась ли потерпевшая в состоянии беспомощ­ности в момент совершения в отношении ее противоправ­ных действий?

2) Могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, осознавать характер и значение совершаемых с нею дей­ствий?

3) Каковы индивидуально-психологические особенности потерпевшей?

4) Учитывая возрастные особенности потерпевшей, а также уровень интеллектуального развития, могла ли она осознавать характер и значение совершаемых с нею дей­ствий?

Непонимание характера совершаемых действий в отношении потерпевшей является одним из призна­ков беспомощности. Оно обусловливается:

- отставанием в психическом развитии;

- хроническими психическими заболеваниями;

- возрастными или индивидуально-психологическими особенностями потерпевшей;

- временным психическим состоянием, которое может наблюдаться у потерпевшей в момент совершения преступного деяния (состояние фрустрации, стрес­са, аффекта и т.п.).

Способность понимать характер и значение совер­шаемых действий означает, что у потерпевшей такой уро­вень психического развития, который позволяет правиль­но оценить сложившуюся ситуацию, понять сущность происходящего и прогнозировать последствия.

Особенно в экспертном исследовании важен анализ со­вершенного преступления. Если потерпевшая понимала и осознавала характер и значение совершенных с нею дей­ствий, то ставится вопрос о том, могла ли тогда потерпевшая в силу своих индивидуальных особенностей, типа характе­ра, эмоционального состояния оказать сопротивление.

Выделяют две группы потерпевших в зависимости от их характерологических особенностей.

В первую группу входят потерпевшие астенического, сенситивного, психастенического типов характера. У них преобладают такие черты характера, как пугливость, довер­чивость, внушаемость, эмоциональная неустойчивость. Они способны подчиниться воле насильника, выполнить его указания, которые ввергнут их в состояние шока, страха. Они становятся неспособными оказать активное сопротив­ление насильнику. Зачастую угрозы физической расправы являются мнимыми, однако потерпевшими они восприни­маются как реальные.

Во вторую группу входят потерпевшие неустойчиво­го, истероидного типа характера, которым свойственны возбудимость, расторможенность, впечатлительность. Та­кие люди не способны правильно и своевременно оценить ситуацию, когда положение становится критическим. Они могут сопротивляться, однако сопротивление оказывается сломленным грубыми действиями виновного.

Исследование личности потерпевшей по делам об изна­силовании имеет существенное значение для расследова­ния данного вида преступления и для назначения экспер­тизы. Поэтому должны быть представлены эксперту все материалы, которые отражали бы поведение потерпевшей и виновного до, во время и после совершенного преступ­ного деяния.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.81.42 (0.019 с.)