Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 33. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судебных экспертиз. Экспертиза проводится лицом (психологом), обладающим специальными познаниями в области психологии, с целью дачи заключения, которое впоследствии будет служить доказательством по уголовному делу и средством установления истины. Предмет судебной экспертизы — изучение непатологических психических аномалий личности, свойств, состояний, процессов психической деятельности субъекта, имеющих существенное значение для установления истины в судопроизводстве. Объект судебно-психологической экспертизы — психическая деятельность здорового человека. Назначение экспертизы обязательно в следующих случаях: - наличия данных об умственном отставании в развитии несовершеннолетнего обвиняемого, неспособности полностью осознавать значение своих действий и руководить ими; - наличия сомнений в способностях свидетеля или потерпевшего адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по уголовному делу, и давать о них правильные показания. Поведение лиц с патологической психикой отличается неадекватностью. Неадекватность поведения преступника проявляется в эмоциональной неустойчивости — повышенной агрессивности, жестком обращении с жертвой, интеллектуальной неполноценности, крайне бедной речи, отсутствии логического мышления, демонстративном поведении на следствии и т.д. Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов: - изучение экспертом вопросов, закрепленных в постановлении о назначении экспертизы; - изучение материалов уголовного дела, отбор методов исследования; - проведение исследования; - анализ и обработка полученных данных в ходе исследования; - работа со специализированной литературой; - составление заключения эксперта. Заключение как источник доказательства должно быть изложено в письменной форме. Оно состоит из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной. Во вводной части указываются время, место составления заключения, сведения об эксперте, правовое основание, назначение и проведение экспертизы, вопросы, поставленные для исследования. В исследовательской части описываются все способы, методы, методики, используемые экспертом. В заключительной части даются четкие ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, и соответствующие выводы эксперта. Судебно-психологическая экспертиза может точнее произвести исследование личности преступника и выявить мотивы его преступного поведения. С помощью экспертизы можно дать оценку поведению обвиняемого, выявить стимулы, побудившие его к совершению противоправного деяния. Психологи определяют мотив преступного поведения субъекта как процесс, отражающий воздействие внутренних и внешних факторов на поведение субъекта. Судебно-психологическая экспертиза способна установить признаки личности, которые являются элементами состава преступления: мотив преступления, возраст субъекта, наличие аффективного состояния, беспомощное состояние потерпевшего. Экспертиза способствует раскрытию и расследованию конкретного вида преступления. Сведения, полученные в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, помогают организации исправительного воздействия на лицо, совершившее преступное деяние.
Тема 34. Судебно-психологическая экспертиза Эмоциональных состояний
Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний назначается при возникновении вопроса о возможности квалификации действий обвиняемого как действий, которые были совершены в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта). Преступления против личности, такие как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 107, 113 УК РФ) в состоянии аффекта, являются завершающей стадией конфликта, возникшего между потерпевшим и преступником. В конфликтной ситуации между ними возникает эмоциональное напряжение, которое, как правило, провоцируется действиями самого потерпевшего, что способствует возникновению у обвиняемого сильного душевного волнения на стадии, предшествующей наступлению преступного деяния. Законодатель учитывает условия, в которых находился обвиняемый при совершении преступления, и состояние аффекта считается смягчающим вину обстоятельством. Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — внезапно возникшее сильное душевное волнение, проявляющееся во временном сужении сознания. Оскорбление, издевательства, физическое насилие, противоправные и аморальные действия со стороны потерпевшего, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, могут вызвать аффект. Действия субъекта отличаются отсутствием осознанной цели, они совершаются под влиянием чувств, которые полностью парализуют личность. Аффективное состояние возникает мгновенно и продолжается короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут), затем происходят спад эмоционального возбуждения, постепенное осознание содеянного. Бывает, что субъект забывает некоторые эпизоды преступления. В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователь должен поставить перед экспертом следующие вопросы: 1) Какими индивидуально-психологическими качествами личности обладает обвиняемый? 2) Каковы особенности взаимоотношения между потерпевшим и обвиняемым? В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступления? 3) Какие личностные особенности обвиняемого могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации? 4) Находился ли обвиняемый в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на его поведение? Конфликтными эмоциональными состояниями, оказавшими существенное влияние на поведение обвиняемого в психотравмирующей ситуации, считаются фрустрация, стресс. Стресс (от лат. stress — напряжение) — нервно-психическое напряжение, возникшее у субъекта в процессе деятельности в сложных конфликтных ситуациях. Это адаптивно-защитные свойства организма человека на воздействия, которые вызывают психическую и физическую травму. Фрустрация (от лат. frustration — обман, неудача) — конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в связи с недостижением значимой потребности. Фрустрация связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора. В случае, когда нет возможности устранить причины фрустрации, может возникнуть депрессивное состояние, связанное со значительной продолжительной дезорганизацией психики (неспособностью к логическому мышлению, ослаблением памяти и др.). Поведение в это время выражается в двигательном беспокойстве, агрессии или в регрессии (возвращении к более ранней модели поведения). Фрустрационное поведение характеризуется тем, что оно не контролируется субъектом — ни его волей, ни его сознанием. Свобода осознания и волеизъявления у субъекта ограниченны в данный период времени. Такое эмоциональное состояние может проявляться не только в агрессивных формах поведения, но и в эмоциональном замыкании («уход в себя»). Состояние фрустрации определяется внутренним фактором — личностными особенностями субъекта. Это личности с неадекватной самооценкой, ригидностью, с низким уровнем психического развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.227.41 (0.01 с.) |