Тема 33. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 33. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи



 

Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судебных экспертиз. Экспертиза проводится лицом (психологом), обладающим специальными познаниями в области психологии, с целью дачи заключе­ния, которое впоследствии будет служить доказательством по уголовному делу и средством установления истины.

Предмет судебной экспертизы — изучение непатоло­гических психических аномалий личности, свойств, состояний, процессов психической деятельности субъек­та, имеющих существенное значение для установления истины в судопроизводстве.

Объект судебно-психологической экспертизы — пси­хическая деятельность здорового человека.

Назначение экспертизы обязательно в следующих случаях:

- наличия данных об умственном отставании в разви­тии несовершеннолетнего обвиняемого, неспособ­ности полностью осознавать значение своих дей­ствий и руководить ими;

- наличия сомнений в способностях свидетеля или по­терпевшего адекватно воспринимать обстоятель­ства, имеющие значение по уголовному делу, и да­вать о них правильные показания.

Поведение лиц с патологической психикой отличает­ся неадекватностью. Неадекватность поведения преступника проявляется в эмоциональной неустой­чивости — повышенной агрессивности, жестком обращении с жертвой, интеллектуальной неполноценности, крайне бед­ной речи, отсутствии логического мышления, демонстратив­ном поведении на следствии и т.д.

Судебно-психологическая экспертиза состоит из следующих этапов:

- изучение экспертом вопросов, закрепленных в по­становлении о назначении экспертизы;

- изучение материалов уголовного дела, отбор мето­дов исследования;

- проведение исследования;

- анализ и обработка полученных данных в ходе ис­следования;

- работа со специализированной литературой;

- составление заключения эксперта.

Заключение как источник доказательства должно быть изложено в письменной форме. Оно состоит из трех час­тей: вводной, исследовательской и заключительной. Во вводной части указываются время, место составления зак­лючения, сведения об эксперте, правовое основание, на­значение и проведение экспертизы, вопросы, поставленные для исследования. В исследовательской части описыва­ются все способы, методы, методики, используемые экспер­том. В заключительной части даются четкие ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, и соответству­ющие выводы эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза может точнее произвести исследование личности преступника и выявить мотивы его преступного поведения. С помощью эксперти­зы можно дать оценку поведению обвиняемого, выявить стимулы, побудившие его к совершению противоправного деяния. Психологи определяют мотив преступного поведения субъекта как процесс, отражающий воздействие внут­ренних и внешних факторов на поведение субъекта.

Судебно-психологическая экспертиза способна устано­вить признаки личности, которые являются элементами соста­ва преступления: мотив преступления, возраст субъекта, наличие аффективного состояния, беспомощное состояние потерпевшего. Экспертиза способствует раскрытию и рас­следованию конкретного вида преступления. Сведения, полученные в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, помогают организации исправительного воз­действия на лицо, совершившее преступное деяние.

 

Тема 34. Судебно-психологическая экспертиза

Эмоциональных состояний

 

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний назначается при возникновении вопроса о возможности квалификации действий обвиняемого как действий, которые были совершены в состоянии силь­ного душевного волнения (физиологического аффекта).

Преступления против личности, такие как убий­ства и нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 107, 113 УК РФ) в состоянии аффекта, являют­ся завершающей стадией конфликта, возникшего между потерпевшим и преступником. В конфликтной ситуации между ними возникает эмоциональное напряжение, кото­рое, как правило, провоцируется действиями самого потер­певшего, что способствует возникновению у обвиняемого сильного душевного волнения на стадии, предшествующей наступлению преступного деяния. Законодатель учитыва­ет условия, в которых находился обвиняемый при совер­шении преступления, и состояние аффекта считается смяг­чающим вину обстоятельством.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение) — вне­запно возникшее сильное душевное волнение, проявля­ющееся во временном сужении сознания.

Оскорбление, издевательства, физическое насилие, противоправные и аморальные действия со стороны потер­певшего, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, могут вызвать аффект. Действия субъекта отли­чаются отсутствием осознанной цели, они совершаются под влиянием чувств, которые полностью парализуют личность. Аффективное состояние возникает мгновенно и продолжа­ется короткое время (от нескольких секунд до нескольких минут), затем происходят спад эмоционального возбужде­ния, постепенное осознание содеянного. Бывает, что субъект забывает некоторые эпизоды преступления.

В постановлении о назначении судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний следователь должен поставить перед экспертом сле­дующие вопросы:

1) Какими индивидуально-психологическими качества­ми личности обладает обвиняемый?

2) Каковы особенности взаимоотношения между потер­певшим и обвиняемым? В каком психическом состоянии находился обвиняемый в момент совершения преступле­ния?

3) Какие личностные особенности обвиняемого могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

4) Находился ли обвиняемый в состоянии физиологичес­кого аффекта или ином конфликтном эмоциональном со­стоянии, оказавшем существенное влияние на его поведе­ние?

Конфликтными эмоциональными состояниями, оказавшими существенное влияние на поведение обвиняемого в психотравмирующей ситуации, счи­таются фрустрация, стресс.

Стресс (от лат. stress — напряжение) — нервно-психи­ческое напряжение, возникшее у субъекта в процессе дея­тельности в сложных конфликтных ситуациях. Это адаптив­но-защитные свойства организма человека на воздействия, которые вызывают психическую и физическую травму.

Фрустрация (от лат. frustration — обман, неудача) — конфликтное эмоциональное состояние, возникающее в свя­зи с недостижением значимой потребности. Фрустрация связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора. В случае, когда нет возможности устранить причины фрустрации, может возникнуть депрессивное со­стояние, связанное со значительной продолжительной де­зорганизацией психики (неспособностью к логическому мышлению, ослаблением памяти и др.). Поведение в это время выражается в двигательном беспокойстве, агрессии или в регрессии (возвращении к более ранней модели поведе­ния). Фрустрационное поведение характеризуется тем, что оно не контролируется субъектом — ни его волей, ни его со­знанием. Свобода осознания и волеизъявления у субъекта ограниченны в данный период времени. Такое эмоциональ­ное состояние может проявляться не только в агрессивных формах поведения, но и в эмоциональном замыкании («уход в себя»). Состояние фрустрации определяется внутренним фактором — личностными особенностями субъекта. Это личности с неадекватной самооценкой, ригидностью, с низ­ким уровнем психического развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.017 с.)