Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Понятие и виды памяти. Мышление. Внимание

Поиск

 

Память — это сложный психический процесс воссоздания прошлого опыта человека посредством его запо­минания, хранения и повторения.

Запоминание предмета или явления происходит бла­годаря ассоциации, т.е. человек, для того чтобы что-то запомнить, связывает запоминаемое с уже извес­тным, образуя ассоциацию. Выделяют два вида ассоциаций: сложные и простые.

Ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству — это простые ассоциации.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные между собой во времени и пространстве. Дан­ная ассоциация возникает тогда, когда при упоминании од­ного явления вспоминается другое, следующее за ним.

Ассоциации по контрасту объединяют два противо­положных явления.

Ассоциации по сходству объединяют два явления, ко­торые имеют схожие свойства. При воспроизведении од­ного явления вспоминается другое.

Основу знаний человека составляют сложные ассоциа­ции — смысловые. В них объединяются два явления, кото­рые в действительности неизменно связаны между собой: часть и целое и т.д.

Выделяют четыре вида памяти в зависимости от со­держания запоминаемого: двигательная, словесная, эмоциональная, образная.

Двигательная память — воспроизведение человеком движений. Такая память лежит в основе выработанных дви­гательных навыков.

Словесная память — запоминание, хранение, а впос­ледствии повторение услышанного или же прочитанного материала в словесной форме.

Эмоциональная память хранит чувства, пережитые человеком.

Образная память позволяет запоминать, а впослед­ствии воспроизводить обстановку, лица, запахи, картины природы и др.

По продолжительности сохранения материала выделя­ют кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память используется, когда мате­риал запоминается человеком на непродолжительный от­резок времени с целью его вспомнить, а дальнейшее его сохранение считается лишним. Например, перед экзаменом или уроком учащиеся выучивают материал, а после его вос­произведения моментально забывают.

Долговременная память используется тогда, когда но­вый материал нужно запомнить на продолжительное время. Как правило, такой материал является для человека значи­мым. Кратковременная память может трансформироваться в долговременную. Это происходит тогда, когда человек пользуется одним и тем же материалом постоянно. Напри­мер, незначимый для человека номер телефона запомнится в памяти на долгое время, если им постоянно пользоваться.

Основные процессы памяти — запоминание, со­хранение и последующее воспроизведение инфор­мации.

Запоминание — процесс, направленный на хранение полученной информации, этот процесс служит предпосыл­кой сохранения.

Сохранение — процесс усвоения, переработки получен­ной информации, а также овладение ею.

Воспроизведение — процесс последующего воссозда­ния полученного материала.

В зависимости от наличия или отсутствия цели у субъек­та запоминание может быть непроизвольным и произволь­ным.

Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, который происходит непосредственно. Человек не ставит перед собой цель запомнить материал. Запоминание про­исходит само по себе. Продуктивно запоминаются собы­тия личной жизни, которые произвели на человека сильное впечатление. Особенно непроизвольно запоминается то, что имеет непрерывную связь с целью деятельности.

Произвольное запоминание характеризуется сознатель­ной целью — усвоить, запомнить полученную информацию. Человек прибегает к специальным приемам, обеспечиваю­щим запоминание: заучивает материал, прикладывает воле­вые усилия. Сохранение полученного материала зависит от того, понял, осмыслил ли его субъект. Осмысленная инфор­мация, а также значимая для субъекта информация не забы­ваются.

Мышление — это процесс мыслительной деятельности человека, благодаря которому происходит углубление четких знаний человека о предмете и явлении и обоб­щенное отражение их в действительности.

Выделяют следующие операции мышления:

- анализ — это деление целого объекта на части;

- синтез — это соединение частей объекта, его эле­ментов, свойств и т.д.;

- сравнение — это нахождение тождества или разли­чия при сопоставлении предметов, явлений, их свойств;

- систематизация — это классификация предметов или явлений по малозначительным признакам;

- конкретизация — это познание и воссоздание целос­тного объекта в совокупности его существенных признаков;

- абстрагирование — это выделение отдельных суще­ственных свойств, признаков предмета от несуще­ственных;

- обобщение — это сравнение предметов и нахожде­ние в них сходных элементов.

Формы мышления:

- понятие — это знание группы предметов, явлений, которые объединены по существенным признакам;

- суждение — это отражение связи между предмета­ми и явлениями или между их признаками и свойства­ми;

- умозаключение — это определенные выводы, кото­рые делает человек при наличии у него конкретных данных.

Виды мышления:

- наглядно-действенное осуществляется путем реаль­ного действия с предметами;

- наглядно-образное характеризуется тем, что для ре­шения поставленной задачи человек оперирует не самими предметами, а их образами;

- абстрактно-логическое осуществляется на основе логических рассуждений.

Внимание — это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, который имеет для него значе­ние в данный момент.

Виды внимания:

- непроизвольное характеризуется отсутствием стой­кого интереса для выполнения какой-либо деятель­ности;

- произвольное характеризуется наличием стойкого интереса к выполнению какой-либо деятельности, а также и к процессу его выполнения;

- послепроизвольное — это вид внимания, при кото­ром происходит сосредоточение на определенном объекте, имеющем значение для личности.

Свойства внимания:

- объем — измеряется количеством объектов, кото­рые человек способен охватить вниманием в опре­деленный период времени;

- распределение — это способность человека охва­тить и удержать в центре внимания разнородные объекты одновременно;

- концентрация — сосредоточение внимания на опре­деленном объекте;

- устойчивость — акцентирование внимания на одном объекте продолжительное время;

- переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

- рассеянность — неспособность человека акценти­ровать свое внимание на каком-либо объекте или действии длительное время.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.122 (0.006 с.)