Тема 5. Система психических процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Система психических процессов



 

Личность воплощает себя в деятельности при помощи постижения окружающего мира, в котором человек занимает определенное место и контроли­рует равновесие (баланс), находясь в его сложной систе­ме. При этом познавательная деятельность различается по следующим процессам.

Сенсорные процессы познания (от лат. sensus — ощу­щение) отображают некоторые свойства явлений или пред­метов, в результате чего человек их ощущает.

Перцептивные процессы познания (от лат. p ercipere — воспринимать) воспроизводят явления и предметы, но в отличие от познавательных сенсорных процессов в целос­тном (едином) виде, что является для человека психичес­ким образом восприятия.

Мнемические (от греч. mneme — память) познаватель­ные процессы формируют образы памяти человека, и из­менение их в новых образах осуществляются, в свою оче­редь, процессами воображения.

Интеллектуальные, познавательные мыслительные процессы (от лат. inteilectus — разум) отображают только значительные связи между существующими явлениями.

Процесс познания включает все перечисленные процессы. Все они имеют отношение к чувственному по­знанию, которое, в свою очередь, взаимодействует с логикой человеческого мышления.

Чувственное познание базируется на языке и словах, тогда как логика — на опыте чувственного познания, т.е. памяти, восприятии и ощущениях. Все эти процессы тесно переплетены между собой в познавательном процессе. Са­мым первым процессом, происходящим в этой цепочке, яв­ляется ощущение, в котором отображаются качества объектов и интенсивность их воздействия на человека. Да­лее происходит восприятие, опираясь на органы чувств (анализаторов). В зависимости от особенностей личности, процесс восприятия происходит по-разному. Для сформи­рования понятия о предмете человек должен совершить несколько действий, чтобы получить восприятие зритель­ное, осязательное и т.д. Человек в зависимости от погоды, освещенности и других особенностей может по-разному видеть и, соответственно, воспринимать объект.

Результат психического процесса зависит, во-первых, от представлений человека, которые ото­бражаются в мозге, а во-вторых, от самого объекта и явления. Внимание человека может быть направлено на восприятие определенных предметов или объектов, в зависимости от его внимания или способностей. Поэтому при восприятии некоторых субъектов или объектов, уже зафик­сированных сознанием, воспроизводится представление и знание, полученное раньше. В этом и заключается основ­ная сложность показаний. В основе восприятия, прежде всего, лежат жизненный опыт и память. Сознательная дея­тельность во многом опирается на память, поэтому любой увиденный предмет/явление осмысливается человеком. Чаще всего в предмете личность видит, прежде всего, самые характерные или яркие, необычные черты, с помощью ко­торых и получает общую картину предмета. Если человек видел предмет часто, то характеризует его быстрее, а если редко сталкивался с подобным явлением, то характеристи­ка затруднительна.

Ошибки свидетелей можно классифицировать по нескольким закономерностям:

- неправильное восприятие (или иллюзии), связанные с наблюдением в условиях, недостаточных для хо­рошего восприятия;

- обман при неправильной интерпретации образа (объекта наблюдения);

- несовершенство наблюдения, вызванное недоста­точно хорошей оптикой глаз человека вследствие близорукости или иных заболеваний глаз (деформа­ции или изменения зрения).

В последнее время все больше допросов связано с вы­сокоскоростной аппаратурой, и потому психологами изу­чается качество и точность получаемых и воспринимаемых сигналов. Прежде всего, должно исследоваться внимание как сосредоточенность на конкретном объекте или явле­нии. Если человек заостряет свой взгляд на одном объекте, то остальные может не замечать совсем. В этой избиратель­ности присутствует интерес, что люди воспринимают по-разному. Сложность свидетельских показаний может про­являться и в неправильной трактовке отдельных слов разными сторонами.

Главная задача следователя — избежать предвзятости отношения.

Все прошлое как неотъемлемая часть накладывается на восприятие. Для того чтобы интерпретация показаний была верной, необходимо вычленить из всего материала допро­са основу восприятия допрашиваемого, а затем сравнить (предварительно проанализировав) с его логической трактовкой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)