Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Личностный подход в психологии

Поиск

 

Проблема личности занимает центральное место сре­ди всех проблем юридической психологии. В системе «человек — право» в первую очередь реализуются лич­ностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя созна­ния, в частности правосознания.

Свойства, присущие конкретному человеку, могут быть общими (или родовыми), типовыми (особенными) и единич­ными (свойства отдельно взятого индивида).

К первой категории кратковременных процессов, происходящих в психике человека, относятся вос­приятие и ощущения, далее идут мышление, память и другие процессы восприятия окружающей действитель­ности. Каждый из этих процессов не может протекать дли­тельное время.

Ко второй категории психических состояний челове­ка относятся: активность/пассивность, бодрость/уста­лость, хорошее настроение/ раздражительность. Их дей­ствие происходит более длительно. Изучение психического состояния не в пределах патологий стало возможным благодаря ученому Н.Д. Левитову.

К третьей категории можно отнести психические осо­бенности самой личности. Их отличает большая устойчи­вость, но они способны к изменениям, часто это процессы, происходящие в результате развития человека, связанные с его взрослением, старением, перенесенным заболевани­ем и т.д. Чаще всего причиной таких изменений служат ус­ловия социума, в которых находится человек, особенно его воспитание и самосознание.

Названные категории считаются частно-психологичес­кими, и связаны они общим наименованием психических явлений.

В юридической психологии нередко возникают воп­росы, характерные только для правовых наук. Например, вопросы об осознании человеком своих действий, о том, может ли индивид за счет своих личност­ных особенностей совершать противоправные действия. Каждый человек индивидуален не только по психическим особенностям, но и по свойствам восприятия действитель­ности, что может отражаться на памяти, запоминании и т.д. В зависимости от этого процессы могут побудить личность к совершению определенных действий. При этом выполня­ются определенные задачи, поставленные самим человеком, его способностями и общим уровнем развития.

Сознание доминирует над действиями и способно ими руководить. В каком направлении будет происходить стремление личности к активности, зависит от ее потреб­ностей и методов, которыми будет, достигнут конечный ре­зультат. Отсюда следует, что необходимо изучение всего процесса развития личности.

Система мотивов у каждого отдельного человека фор­мируется под воздействием воспитания и подчиняется об­щей направленности личности. Чаще она выражена в от­ношении общества, своей профессии и самого человека. Поэтому изучая психологические особенности личности, необходимо составить полный ее портрет, опираясь на взаимодействие личности с обществом в целом, с коллегами по работе и т.д. Ведь определенные свойства человека (пове­дение, отношение к окружающим) так или иначе, выража­ют его убеждения. Важно учитывать не только само качество, но и то, как оно применяется человеком и на какую цель направлено. Сфера мотивации может быть направле­на на то, что индивид пытается устранять обстоятельства, которые угнетают его психику, причем часто это происхо­дит и под влиянием окружающей среды.

Источниками, которые направляют человека на совершение действия, считаются:

- характер потребностей, обусловленный каким-то предметом или занятием, которым субъект хочет обладать, желая получить удовлетворение;

- осознание потребности и переживания;

- побуждение к обладанию потребностью и поиск возможностей ее получения;

- уменьшение потребности или резкое изменение отношения при ее удовлетворении;

- вторичное ощущение потребности в результате не­обходимости.

Потребность часто лежит в основе мотивов соверше­ния противоправных действий. Чем выше развитие психи­ческого состояния человека, тем более он способен конт­ролировать свои потребности. Именно стремление к удовлетворению потребностей приводит к совершению деяний, направленных против общества. Это происходит в результате интереса, который тесно переплетается с по­нятием потребностей, т.е. интерес ведет к осознанному формированию потребности.

Для преступников характерны:

- потеря соотношения между потребностью и инте­ресом;

- искаженные потребности;

- скудость интересов и потребностей;

- безнравственные способы получения потребностей.

Нравственный аспект во многом контролирует поведе­ние личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.128 (0.007 с.)