Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. История юридической психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оформление юридической психологии как науки
Первые попытки использовать методы психологии в юридической практике были предприняты в XVIII в. Выводы о необходимости комплексного решения задач права и различные научные эксперименты стали предпосылкой к формированию новой науки — юридической психологии. М.М. Щербатов вошел в историю юридической психологии как приверженец гуманизма. Он посвятил этой идее свои многочисленные работы, направленные на учет личностных особенностей каждого отдельно взятого человека, а также одним из первых разработал теорию условно-досрочного освобождения граждан. М.М. Щербатов в своих работах делал акцент на трудовом перевоспитании личности человека, преступившего закон. Работы И.Т. Посошкова представляют интерес в связи с рассмотрением в них особенностей допроса обвиняемых, свидетелей, а также классификации лиц, преступивших закон. Появление научных трудов по юридической психологии способствовало распространению идей гуманизма, в частности перевоспитания преступника в процессе его трудовой деятельности. Эти и прочие вопросы были затронуты В.К. Елпатьевским, Л.С. Гордиенко, а также Хр. Штельцером и П.Д. Лодием. В это время психология как наука не была достаточно широко применяема на практике. Ученые не могли еще опираться на опыт психологов в своих исследованиях мотивов преступных деяний, перевоспитания преступников и других аспектов преступной деятельности и поведения лиц, преступивших закон. Наиболее остро эта проблема встала перед учеными в конце XIX в. Вопросы юридической психологии рассматривали И.С. Баршев, К.Я. Янович-Яневский, А.У. Фрезе, Л.Е. Владимиров и др. Их работы были посвящены идеям практического применения знаний психологической науки в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Важным вопросом, на котором заострялось внимание, стало не только знание психологии преступника, но и использование этих знаний в процессе судебной деятельности. Среди западных ученых-теоретиков известны работы немецких авторов И. Гофбауэра и И. Фридриха. Их труды были направлены на применение знаний психологии при расследовании преступлений. Известен также опыт французского ученого П. С. Лапласа. Будучи математиком, он рассматривал теорию вероятности на примере свидетельских показаний, а также приговоров суда по конкретному делу. Лаплас впервые систематизировал с некоторой точностью вероятность развития судебных решений. Он выделил несколько важных аспектов, основанных на выдвинутой им теории вероятности свидетельских показаний. Развитие юридической психологии как науки неразрывно связано с возрастающим интересом к собственно психологическим наукам, в том числе и психиатрии. В юриспруденции наибольшее развитие приобретает уголовное право. Многие ученые, такие как И.М. Сеченов, В.П. Сербский, создали немало трудов, давших развитие психологии, применяемой и в юриспруденции. Соединение этих наук (права и психологии) стало необходимым и выделилось в отдельную науку. Этот вопрос был поднят П.И. Ковалевским еще в 1899 г. В то же время две школы уголовного права спорили о возможном исправлении преступника. Антропологическая школа выступала против этой теории. Ее основатель и идейный лидер Ч. Ломброзо создал теорию о невозможности такого метода влияния на лицо, совершившее преступное деяние. Он провозглашал, что человек, преступивший закон, — это «врожденный преступник». Теоретики социологической школы считали, что виновна не сама личность, а социальная среда, породившая преступные деяния. С начала XX в. юридическая психология получила возможность исследования и практического применения. Деятельность ученых этого периода, в частности М.М. Хомякова, А.В. Завадского, А.И. Елистратова, была направлена на выявление особенностей показаний свидетелей. Психологии показаний свидетелей посвящены работы петербургского ученого О. Б. Гольдовского. Личности преступника посвящены труды Л.Е. Владимирова, М.Л. Гернета. Судебной психологии уделялось недостаточно внимания, но в 1898 г. ситуация резко изменилась в связи с выходом работы Г. Гросса, посвященной различным вопросам (проблемам) криминальной психологии. Она основана на исследованиях патологий психологами с целью применения этих данных (знаний) в юридической практике. Важно то, что и сама психология получила возможность отталкиваться от экспериментов. Благодаря работе, проведенной французским психологом А. Бинэ, была исследована роль влияния взрослых на показания ребенка. В своей книге, посвященной внушаемости, он рассмотрел проблему воздействия на детскую психику извне. В 1902 г. немецкий ученый-психолог В. Штерн провел эксперименты, направленные на установление достоверности показаний свидетелей. Опыты привели его к мысли о том, что свидетельские показания не могут соответствовать истине в принципе. Свои выводы В. Штерн поведал широкой общественности, позже он стал автором концепции памяти (персоналистической), которая основывалась на идеалистических представлениях его самого. Эту идею разделяли и многие российские ученые, в частности О.Б. Гольдовский, А.В. Завадский и А.И. Елистратов. Они были не только сторонниками данной теории, но и подтвердили ее положения при помощи поставленных научных опытов. Они доказали, что свидетельские показания в большинстве своем неточны. Среди немецких ученых-практиков известны А. Крамер, О. Липпман, В. Ф. Лист, С, Яффа и др. Они изучали проблемы, присущие судебной психологии. Вопросами криминалистики занимались американские и французские ученые, а также их российские коллеги А.Н. Бернштейн, М.Л. Бухвалова, Е.М. Кулишер, М.М. Хомяков и др. Основная тема всех исследований — недостоверность показаний свидетелей. Социологические науки, активно развиваясь в XIX-XX вв., начали изучать природу криминалистики с точки зрения общества, влияющего на человека. Ученые пришли к выводу, что резкое увеличение преступности приходилось на период социальной нестабильности, войн и кризисов, что приводило к противоречиям в антропологической теории. В 1972 г. теория о влиянии генных изменений на преступность была опровергнута. Биологизаторский подход, связанный в основном с последователями 3. Фрейда и неофрейдистами, рассматривал агрессию как причину совершаемых преступлений. Ученые, которые опровергали данную теорию о врожденных склонностях к разрушениям, доказали ее несостоятельность, опираясь на социологические науки. А. Бандура относил явление агрессии к влиянию родителей на своих детей при помощи наказаний, тогда как Д. Бергковец считал, что у человека может быть выражена способность (готовность) к агрессивным действиям. Различные патологии, в том числе и неустойчивые состояния психики человека, обостряют возможность совершения преступных деяний, но они не являются первопричиной их совершения. В американской юридической практике преобладали идеи социально-психологического характера, которые раскрывали механизмы изучения морально-этических норм. Американские ученые провели исследования по проблеме преступности среди подростков. Юридическая наука продолжала активно развиваться в XX в., был создан институт, занимающийся вопросами исследования преступной деятельности. Рассматривались такие проблемы, как психологическая экспертиза, изучение психологии показаний свидетелей и др. Ученый-психолог А.Р. Лурия, работавший в Московской лаборатории, которая была основана при губернской прокуратуре, исследовал многие возможности практической психологии на стадии расследования. Впервые ученым были высказаны идеи, касающиеся практического применения «детектора лжи». Среди российских ученых существенный вклад внесли разработки юриста А.Ф. Кони и психолога В.М. Бехтерева. В 1923 г. на собраниях, посвященных вопросам психоневрологии, были созданы несколько подразделений криминальной психологии. В советское время был широко распространен гуманистический подход, на котором основывалось законодательство. Судебно-психологические вопросы, анализируемые в тот период времени, были предметом исследования причин, побудивших к преступлению. Они рассматривались неотрывно от групповой психологии преступников, свидетельских показаний, психологии осужденного и судебно-психологической экспертизы и др. В это время работы зарубежных ученых начали активно переводиться на русский язык. Книга А.Е. Брусиловского и М.С. Строговича, опубликованная в 1934 г., подытожила многие начатые ранее исследования. С 1930-х по 1950-е гг. работы по изучению юридической психологии были приостановлены. Они возобновились только после XX съезда партии (1956 г.). С этого периода юридическая психология продолжает активно развиваться. К 1965 г. юридическая психология выделяется как отрасль для отдельных исследований. Проводятся всесоюзные семинары (с 1966 г.) и конференции (с 1971 г.), где судебная психология уже является отдельной отраслью психологических знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.167.33 (0.009 с.) |