И интеллекта в решении задач



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И интеллекта в решении задач



 

Условия задачи — это те данные, которые способ­ствуют ее решению. В наглядном представлении это выражено через вещественные доказательства, вербально — в данных показаний, а также в сочетании нагляд­но-вербальных средств. Следователь решает задачи в про­цессе мышления, совершая познавательную работу, которую он затем анализирует, и строит возможные версии.

Интеллект определяется при помощи нескольких подходов:

- интеллект как способность к обучению;

- как способность абстрактно мыслить;

- как фактор, повышающий адаптацию к сложным си­туациям;

- как объект измерений интеллекта путем тестирова­ния.

Суть интеллекта чаще всего понимается через структурированные отношения между организмом и окружающей его средой, формирование которого выражается в виде адаптации. Положительный момент этого метода — види­мый процесс интеллекта, проявляющийся через возмож­ность абстрактно мыслить и обучаться.

При рациональном подходе следователя немаловажным фактором будет интуиция, которая является неотъемлемой частью творческого мышления. Эле­менты сложной ситуации подталкивают следователя к правильному решению, и внезапное чувство озарения стано­вится лишь подтверждением его интеллекта. Одним из исследователей данного явления стал Я.А. Пономарев, ко­торый предложил гипотезу о том, что задача может решить­ся правильно лишь в том случае, когда так называемая подсказка будет дана после основной задачи. Это объясняет­ся тем, что подсказка не способна помочь решению, когда она воспринимается до самой задачи, потому что некото­рые итоги действия, выступая своего рода ключом к решению, не рассматриваются, и соответственно не направле­на на решение. Но, соблюдая некоторые правила, это все же возможно: выделение действенного бессознательного итога может стать зарождением интуиции. В работе следо­вателя это происходит неожиданным для него образом, но на самом деле просто неосознанной интуицией, т.е. на уров­не подсознания.

Такое происходит в случаях:

- когда ситуация сопряжена с поисковой деятельнос­тью. Для следователя это происходит в эмоциональ­ной и мыслительной областях. В первом случае он будет стремиться к тому, чтобы снять эмоциональ­ное возбуждение, вызванное поиском, с помощью целенаправленного процесса мышления для разре­шения ситуации;

- вероятность решения задачи при помощи интуиции возрастает с увеличением содержания целенаправ­ленности действия, где следователь зачастую обна­руживает ключ, ведущий к решению;

- возможность решения задачи интуитивными мето­дами усиливается при непривычных для следовате­ля условиях.

Также возникновение интуиции возможно и при упро­щении задачи, но интеллектуальные процессы зачастую протекают достаточно быстро. Переход интуиции от под­сознательного процесса к сознательному сопровождается эмоциональными составляющими, которые возможно уб­рать только волевым усилием субъекта.

Интуиция, являясь неотъемлемым элементом творческого мышления, допускает сознательное мышле­ние, которое может, выделив подсказку и проверив ее через факты, выяснить, как она сформирована. Отсюда делается вывод о верности/ошибочности суждения. Инту­иция порождает гипотезы и помогает при доказывании, но не влияет на конечный результат.

Мышление возникает при необходимости решения задачи, активизируясь в зависимости от ее сложности. Задача этого процесса — вычленение взаимодействия явлений для получения картины действительности, в процес­се анализа и синтеза, через сравнения к обобщению и т.д. Далее во взаимодействие вступают память и мышление, свя­зывая опыт следователя и условия новой задачи.

Творческое мышление делится по качествам:

- проблемный характер — способность выделить воп­росы для исследования. Используется на стыке ре­конструкции и поиска;

- оперативность — приспособление своих возможно­стей для быстрого разрешения задачи;

- динамичность — творческая ориентированность в задаче и скорость ее решения, которая зависит от психологических особенностей темперамента лич­ности, ее опыта и знаний (при допросе);

- широта мышления — при расследовании преступ­лений, требующих рационального применения уме­ний;

- глубина мышления — сочетание анализа и синтеза;

- обоснованность, смелость, оригинальность — пред­шествующие логике качества, необходимые для по­строения версии;

- логичность — последовательный процесс мышле­ния;

- критичность и объективность — основные критерии следователя.

Мышление, как и воображение, нужно на всем про­тяжении уголовного дела. Воображение неразрыв­но связано с памятью и мышлением, оно является специфическим человеческим видом психической деятель­ности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхи­щая цель своей деятельности, человек непрерывно разви­вает свое воображение.

Воображение— это психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта.

Без развитого воображения следователя невозможно ни выдвижение версий, ни осуществление мысленного экспе­римента, ни оценка прошедших событий.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.013 с.)