Социализация и социальная справедливость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация и социальная справедливость



 

Социальная психология изучает особенности соци­альных норм поведения и механизмы воздействия со­циальных норм на индивида и группу. Предмет ис­следования — нормативное поведение личности и группы в целом. Воспитание личности происходит при помощи де­ловых и личных отношений.

Малая (контактная) группа — это социальное единство, позволяющее людям общаться.

Развитая группа — это коллектив, в котором регулируются межличностные отношениях для осуществления интересов группы.

Социальные группы бывают малыми (семья) и больши­ми (нация, государство).

Каждая личность входит в несколько малых социальных групп. Круг близких людей создает первичную (иногда референтную) группу. Референтная (эталонная) группа признается личностью как источник ценностных норм, объясняя многие поступки индивида его стремлением к рас­положению остальными участниками социальной группы. При помощи определенных мер, социальные группы регу­лируют поведение, направляя деятельность индивида в нуж­ное русло.

Статус личности определяется положением ее в социальной группе, а социальной ролью считается поведение в рамках своего общественного статуса. Выполняя одновременно несколько ролей, человек выра­жает свою социальную функцию, но с присущей ему твор­ческой индивидуальностью. Отношения в группе регули­руются официальным/неофициальным лицом, занимающим лидирующую позицию.

Конформность — подчинение условиям группы, проти­воречащим личным установкам индивида.

Взаимоотношения в социальной группе систематизиро­ваны и контролируемы. Каждая личность интернализирует роль, т.е. вкладывает в нее свое индивидуальное начало. В течение этого процесса социальные категории проходят через взаимодействие убеждений и принципов личности и социальной группы. В процессе общения в пределах одной группы лица с похожими системами норм показывают и похожий тип поведения, который может считаться ценно­стью для всей социальной группы, что дает возможность предсказать их возможное поведение в той или иной ситу­ации или проблеме.

Конформизм как явление рассматривает не только взгля­ды человека, но и его поведение, зачастую не схожее с ин­дивидуальными установками самой личности.

Во взаимодействии явлений конформизма и соблюдения правовых норм выделяются следующие ситуации:

- личность соблюдает нормы права, соглашаясь с их содержанием;

- не соглашается, но принимает;

- соглашается, но не подчиняется.

Степень конформности в действиях индивида опреде­ляется степенью его отождествления с социальной группой и ее реакцией на этот поступок. Высокая степень целост­ности группы требует высокого процента конформности.

Социальная психология выделяет «формальные» и «неформальные» объединения. При этом группы де­лятся:

- на созданные и закрепленные внешней структурой;

- созданные только на основании взаимоотношений.

Неформальные организации отличаются ярко выра­женными реакциями членов группы в эмоционально-реф­лекторной степени, тогда как формальные группы интен­сивнее прививают положительные наклонности.

Социальная направленность групп:

- социальные;

- антисоциальные.

Индивид, входящий в социальную группу, может отдавать предпочтение референтной группе организации людей, не соблюдающих правовых и моральных норм. Психологичес­кая структура деятельности преступной группы выявляет и правонарушения конкретного лица. Подростки часто не осознают своей личной ответственности, совершая группо­вое преступление, что ведет их к десоциализации.

Социальная роль как объединение ожиданий от конк­ретного индивида накладывает на него и соответствующие обязанности. Ведь человек, одновременно пребывающий в положительной семье и выбирающий себе референтную группу лиц, занимающихся преступной деятельностью, не сможет соблюдать правовые нормы. Потому часто случа­ется их конфликт, ведущий человека к совершению проти­воправных действий.

Социализация личности — это процесс, в ходе которо­го приобретается социальный опыт и культура личнос­ти, когда правила норм общественности воспринимают­ся как индивидуально-личностные установки.

Эти качества формируются в процессе нравствен­ного, политического и трудового воспитания. При этом вырабатываются и такие качества, как социаль­но-активная ответственность, сознание личного долга пе­ред окружающими и соблюдение правовых норм, приводя человека к нормативному поведению в обществе. Высшая степень социализации личности — ее реализация и само­утверждение, происходящие в условиях, определенных социально-психологическим наполнением самого индивидуума и общества.

Отрицательная форма социализации — асоциализация, а прохождение отрицательных моментов в процессе их за­мещения положительными называется ресоциализацией. Процесс правовой социализации часто не протекает долж­ным образом, что происходит в связи со смягчением пози­ций государства и общества в ходе его регулирования, неуделением должного внимания проблемам молодежи и т.д.

Особенности процесса правовой социализации:

- развивается при помощи жизненных комплексных обстоятельств;

- изменение и развитие зависит от возраста. При этом характерно внесение оценок в переменах психоло­гии людей для создания в дальнейшем прогрессив­ных методов воздействия на личность;

- воздействия могут носить стихийный характер, что во многом способствует негативным изменениям в правовой социализации;

- главное условие для успешного регулирования пра­вовой социализации — желание (инициатива) под­ростков к самореализации;

- образ жизни людей как социально-психологический феномен непрерывно воздействует на их правовую социализацию. Под образом жизни подразумевает­ся круг людей, находящихся в непосредственном общении с личностью, и ее индивидуальная актив­ность.

Отсюда следует сделать вывод о возможных влияниях этой микросистемы и отношения к ней (в виде принятия/ непринятия) с целью воздействия на личность в целях раз­вития у неё правовой социализации.

Усвоение правовых вопросов должно начинаться для молодежи в учреждениях, занимающихся воспитанием под­ростков при помощи специальных технологий, позволяю­щих проводить занятия на основе методов психологии и педагогики. Следует обеспечить их необходимыми нагляд­ными методическими пособиями и учебной литературой.

Социальная справедливость раскрывает возможности самореализации в целях достижения социаль­ной гармонии. Развитие личности, ее реализация и социализация — противоречивые процессы, присущие ин­дивидууму и социуму в целом. Общество, являясь системой, в которой отдельные личности способны реализоваться полностью, будет более организованным и устойчивым при сохранении баланса для достижения социальной гармонии.

Для этого необходимо освоение отдельными людьми пра­вовых, моральных и этических норм в процессе социализа­ции и их соблюдение.

Социальная несправедливость, в свою очередь, при­водит к обратному процессу, который вызывает противо­речия в обществе.

Главная задача, стоящая перед любой системой обще­ства, — это возможность или невозможность помочь лич­ности в раскрытии своего внутреннего потенциала, направ­ленного на развитие общества. Когда интересы и цели индивидуума и общества совпадают, такое социальное устройство можно считать зрелым. Важно, чтобы индивид сознавал свою ответственность за совершаемые поступки, долг перед обществом, вырабатывал способность контро­лировать ситуацию и исправлять свои ошибки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.008 с.)