Тема 24. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Подросток и преступление



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 24. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. Подросток и преступление



 

Преступность несовершеннолетних связана со взаим­ным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего.

Как правило, преступления совершаются так назы­ваемыми «трудными», педагогически «запущенными» подростками.

При изучении личности несовершеннолетнего правона­рушителя отмечается, что данным подросткам свойственен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Идеалы таких несовершеннолетних правонару­шителей — старшие по возрасту с антиобщественным опы­том поведения. При исследовании личности такого несовер­шеннолетнего можно заметить, что в нем преобладают отрицательные качества: лень, безответственность, кон­формизм, агрессивность и т.д.

Одно из главных условий, которое влияет на форми­рование личности «трудного» подростка, — отрица­тельные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье, в которой воспитываются, как правило, негативные качества. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков вызывают нарушение тормозных процессов, и это приво­дит к тому, что ребенок становится вспыльчивым, легко возбудимым.

Если в ходе учебной деятельности для многих под­ростков преобладают познавательные мотивы, то для «трудных» подростков, напротив, в учебном процессе до­минирует мотив принуждения. Данный факт обостряют конфликтные отношения отрицательного подростка с уча­щимися в классе и педагогами, вызывая в его поведении явление негативизма.

В процессе взросления несовершеннолетний испы­тывает определенные кризисные периоды, харак­теризующиеся качественно новыми изменениями в его психике и организме, приводящие к развитию опреде­ленных психологических новообразований. Конфликтная ситуация возникает в отношениях со взрослыми, родите­лями и учителями, так как подросток стремится разрушить сложившуюся систему взаимоотношений: «мораль подчи­нения», которая раньше характеризовала отношения ребен­ка со взрослыми, вследствие обостренного чувства взрос­лости подросток стремится заменить на «мораль равенства». Стремясь отстраниться от влияния взрослых, подросток начинает весьма критично относиться к родителям, обо­стренно чувствовать и замечать недостатки, подвергать сомнению их советы и мнение. Возникают поводы для воз­никновения конфликтных ситуаций между взрослыми и подростками, как в семье, так и на улице, в общественных мес­тах.

Подростковому возрасту свойственна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к са­моутверждению в их среде. Это может вызвать чувство раздражения у взрослых. В подростковом возрасте зак­ладываются самооценка, основа личности, которая играет решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования. Формирование самооценки, самосоз­нания происходит в общении, в процессе активного взаи­модействия с другими.

Препятствие для нормального развития личности подро­стков с завышенной самооценкой — их пониженная кри­тичность к себе. Некоторые «трудные» подростки харак­теризуются различными искажениями в эмоциональной сфере. Специалисты наблюдали у «трудных» подростков неврозы и невротическое развитие.

Социальную адаптацию несовершеннолетнего могут затруднять различные нервно-психические за­болевания, отклонения, акцентуации. В данном слу­чае необходимы вмешательство и помощь психиатров, психологов, невропатологов, психотерапевтов вместе с мерами воспитательного воздействия, осуществляющих медицин­ское исправление.

Антисоциальные формы поведения подростков связа­ны с органическим поражением нервной системы, явлени­ями интеллектуальной неполноценности и психопатичес­кими чертами личности. Такие подростки отличаются большей степенью внушаемости, а их наклонности приоб­ретают нередко извращенный характер (садистский отте­нок агрессии и т.д.). Исходя из этого, можно сделать вывод, что антисоциальное поведение подростка сформировано под влиянием факторов внешней социальной среды, а так­же индивидуальных особенностей личности подростка, ко­торые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Социальную опасность представляет организация преступной группы, в которую входят несовершен­нолетние лица, так как многие преступления техни­чески не могут быть выполнены одним подростком.

Криминальная направленность группы характери­зуется следующими факторами:

- участием в составе данной группы ранее судимых, которые не работают, употребляют алкоголь или наркотические, психотропные средства, играют в азартные игры;

- наличием в группе выбранного лидера;

- криминальной направленностью группы;

- формированием субкультуры группы (жаргон, осо­бое поведение и т.п.).

При систематической преступной деятельности в группе происходит распределение ролей и функций при соверше­нии преступлений. Характерная особенность насильствен­ных преступлений, убийств и тяжких телесных поврежде­ний, совершенных несовершеннолетними — неадекватная реакция на действия, которые воспринимаются ими как ос­корбление, которое в итоге становится мотивом таких пре­ступлений.

Психологически объяснить данный феномен можно так: подростки не доверяют взрослым из-за сравнения ими соб­ственных ненормальных взаимоотношений и переноса этих отношений на других людей. При изучении личности несо­вершеннолетнего необходимо уделить особое внимание антиобщественному поведению на различных этапах его формирования.

Неосознанные мотивы преступного поведения изучаются особо, и в первую очередь исследуется неосознаваемая психическая деятельность. В исследованиях психологов первостепенное значение уделяется выявлению содержания неосознаваемой психической деятельности, которая, безусловно, не сводится только к криминальной мотивации. Особенно тщательно исследует­ся вопрос происхождения неосознаваемых регуляторов, а также выявления их места и роли в общей системе внут­ренней регуляции психической деятельности. Подросток может, как воспринимать и усваивать неблагоприятные вне­шние воздействия, так и не воспринимать их, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями складываются положительные качества личности.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.013 с.)