Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морально-психологические особенности личности юриста

Поиск

 

Подготовленность молодого специалиста к профес­сиональной деятельности содержит следующие ком­поненты:

- мотивационные;

- познавательные;

- эмоциональные;

- волевые.

Мотивы служат выражением стремления личности стать следователем, прокурором или адвокатом, при этом осознавая необходимость выполнять свои должностные обязанности по расследованию дел, изучению возможных причин преступности. Мотивы управляют и стремлением к профессиональным достижениям (успехам).

Познавательный компонент включает осознание (уяс­нение) абитуриентом своих будущих профессиональных задач, четкое представление различных сторон и психоло­гической специфики деятельности, следственных ситуаций и др., возможность представить себя в роли специалиста, разрешающего подобные ситуации.

Эмоциональным аспектом выступает присущее буду­щему специалисту чувство личной ответственности за ре­зультаты своей деятельности в борьбе с преступностью. При этом важны чувства уверенности в своих способнос­тях, удовлетворения от полученных результатов.

Волевые составляющие формирования личности бу­дущего специалиста — это его концентрированность на выполнение задач, стремление к достижению гармонии в профессиональной деятельности соответственно с ее тре­бованиями и личностью самого человека. Для этого необ­ходимыми направлениями, разрешающими один вопрос, но различными способами, являются профессиональная ори­ентация и профотбор.

Профориентация исходит от самого человека и его желаний и устремлений, тогда как профотбор обусловлен особенностями требований данной профессии и выявляет наиболее подходящего из кандидатов, основываясь на осо­бенностях и характеристиках личности. При профотборе существенную роль играют психологические факторы, что осложняет этот процесс по сравнению с профориентаци­ей. У абитуриентов должны присутствовать задатки опре­деленных личностных качеств, которые бы в процессе уче­бы развивались, превращаясь в системы навыков и умений, способствующих успешной профессиональной деятельно­сти.

Личность юриста воспринимается как субъект про­фессиональной юридической деятельности, прикладываю­щий физические и психические стремления и преследую­щий определенные цели.

Личность рассматривается:

- на индивидуально-личностном уровне;

- в качестве портрета профессиональной группы лю­дей;

- как общественный тип.

Исследование личности юридической специальности проводится с целью:

- обнаружения системы качеств, сопоставляемых с его профессиональной деятельностью, оказываю­щих на него сильное либо слабое влияние, положи­тельное или отрицательное;

- изображения реально существующей системы ка­честв личности, создающих его профессиональный портрет и общественный тип;

- рассмотрения действенности и полезности этичес­ких и нормативно-правовых требований социума, предъявляемых к личности юриста.

При изучении структуры личности необходимо по­нимать качества, интегрированные в сознание под внутренней структурой:

- психические компоненты отражения объективных жизненных внешних обстоятельств личности (инте­ресы, воля, цели и мотивы, обусловленные потреб­ностями);

- психические личностные качества (характер и спо­собности);

- «идеологические» черты сознания (ориентирован­ность, установки);

- определенные биологические признаки (темпера­мент, инстинкт).

Группы свойств, выделяемые из структуры личнос­ти юриста:

- мировоззренческие — это отношения к установлен­ным в обществе социальным ценностям, к личности, правосознанию и др.;

- интеллектуально-мыслительные — к ним относятся общие знания профессии, способность к наблюда­тельности, решению задач, способности концентра­ции и др.;

- психологические — активность волевого начала, психологическая восприимчивость и правдивость, самооценка и др.;

- физические свойства — возрастные качества, осо­бенности состояния здоровья, утомляемость и др.

В ходе этого в личности специалиста юридической про­фессии реформируется система свойств, соответствующих или противоречащих друг другу, но при взаимодействии представляющих единое уникальное явление. Но свойства и систему в целом необходимо анализировать с точки зре­ния юриста и его профессиональной деятельности, т.е. не­обходимости создания в обществе правовой безопасности на основании соответствия личности специалиста юриди­ческой профессии и нуждам общества.

Успех работы юриста заключается в стремлении и реализации своей направленности при помощи де­ловых качеств, главными из которых считаются мо­рально-психологические особенности его подготовки.

Морально-психологические особенности подготовки юриста выражены в его поведении и службе в виде:

- стремления при любых обстоятельствах соблюдать требования профессионального, гражданского, че­ловеческого и патриотического долга;

- непреклонной устремленности в жизни и профес­сиональной деятельности к установлению справед­ливости и борьбе с преступностью;

- знания норм морали, понимания их значимости и не­обходимости подчинения им в своей личной и про­фессиональной деятельности;

- осознания человеческой ценности, прав, достоин­ства, интересов и, прежде всего, жизни — наивыс­шей общественной и духовной его ценности;

- осмысления взаимоотношения профессиональной деятельности с проблемами морали и нравственно­сти, важности достижения как правовых, так и нрав­ственных результатов;

- умения и устремления ориентироваться в деталях своих профессиональных действий с учетом их осо­бенностей в решении поставленных задач;

- владения навыками требований морали, исполнение которых происходит не под влиянием контроля и боязни наказания, а является духовной потребно­стью;

- обладания сильной устойчивостью, находясь под воздействием факторов, толкающих к игнорирова­нию моральных норм;

- умения сохранять наилучшее морально-психологи­ческое состояние духа в каждой ситуации.

Подобные действия регулируются индивидуальными и комплексными морально-психологическими особенностя­ми, профессиональной подготовкой юриста, его культурой и т.д.

К морально-психологическим познаниям и взглядам относится мировоззрение сотрудника правоохрани­тельных органов, которое дает правильное осознание морально-этических вопросов его профессиональных дей­ствий. Они охватывают постижение гуманистических идей (общечеловеческое миропонимание), дающих возможность обеспечения справедливости и реализации позиции неиз­бежности наказания. Эти знания, сформировавшись, созда­ют осознание конкретности морали.

Морально-психологическая направленность и ориен­тированность — это часть, определяющая обращение знаний морали в образование личностное, с понятными и принятыми для себя нормами, что выражается появлением в сознании моральных норм и ориентиров, направляющих к индивидуальному решению проблем. При этом выраба­тываются определенные границы, которые служат крите­риями в решении различных проблем о справедливом и дол­жном, запретном, допустимом и др.

Морально-нравственные знания и умения — это эле­мент практических навыков юриста, подтверждающих дополнение этих знаний возможностью практического применения своих мировоззрений. Этот элемент мораль­но-психологических особенностей требует специального формирования.

Моральные привычки — это навыки и умения, превра­щенные в индивидуальную потребность каждого конкрет­ного юриста. Появление привычки — это его стремление совершать действие, руководствуясь внутренней необхо­димостью, выполнение которого приятно воздействует на личность человека. Невыполнение же, напротив, сопровож­дается угрызениями совести.

Морально-психологические свойства — это постоян­ные индивидуально-личностные детерминанты нравствен­ных действий и конечный результат формирования и взаи­модействия всех элементов морально-психологической подготовленности специалиста юридической профессии и главный показатель ее уровня.

Эти компоненты делятся по содержанию на четыре группы:

1) общетрудовые — как вид знаний морали, умений, на­выков, убеждений, установок и привычек. Они управляют взглядом индивидуума на свой труд. Этим фактором обосновывается активность, ответственность и добросовест­ность, другие подобные качества;

2) профессионально-трудовые — вид составляющих элементов, управляющих работой профессионального спе­циалиста. Их развитие влияет на отношение личности к ис­тине, справедливости, принципиальности и т.д.;

3) человеческие — регулируют уважительное отноше­ние юридического работника к другим лицам: гуманность и справедливость, умение выслушать и др.;

4) самооценочные — компоненты, которые контроли­руют отношение специалиста к себе. Это, прежде всего, са­мооценка, скромность, саморазвитие и самообразование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.007 с.)