Тема 9. Психосемиотика в трудовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Психосемиотика в трудовой деятельности



 

Психическая деятельность личности в трудовом про­цессе отражает увеличение нагрузки на его психику, переработку большого потока информации и увели­чение ответственности перед другими людьми за принятое решение и вытекающие из него последствия.

Специфика анализа психосемиотики — это выявление отношений, возникающих внутри трудового процесса, и развитие предмета и средств человеческой деятель­ности в их сложной взаимосвязи «искусственных органов», которые необходимы для переустройства предме­тов его деятельности.

Среди средств выделяют внешние и внутренние. Вне­шним средствам деятельности присущи символические средства в трудовом процессе — это знаковая информация. Внутренними средствами считаются программы, модели и схемы поведения, а также различные навыки и умения.

В процессе допроса человек, имеющий в своем словар­ном запасе порядка 15—16 тыс. слов, старается излагать показания своими словами. Однако запас русского языка превышает 100 тыс. слов, поэтому человек неосознанно уменьшает количество материала, за счет чего облегчает себе запоминание.

По степени владения словом выделяют:

- высший уровень — это активный, употребляемый всеми участниками процесса словарный запас. Сло­ва, применяемые в устной и письменной речи (в ма­териале допроса);

- средний уровень — специальная терминология, вос­производимая при помощи следователя;

- низший уровень — слова, ранее не известные доп­рашиваемому лицу, но повторяемые при правильно оказанной помощи.

Трудность допроса состоит в том, что многие понятия сложно перевести на язык слов, поэтому некоторые из них искажаются путем неточного истолкования в процессе вер­бализации. Часто описание характеристики предмета воз­можно лишь при наличии знаний терминологии.

Для точных показаний необходимы:

- в случае употребления оценочных прилагательных, таких как «большой/мелкий», «белый/черный», необ­ходимо уточнить, что понимает под этими понятия­ми допрашиваемое лицо;

- то же при использовании отвлеченных понятий вре­мени, расстояния и др.;

- при описании внешности большинство мнений рас­ходятся, особенно в характеристике черт лица. Для правильного восприятия необходимо совершен­ствовать средства деятельности.

Информационная основа деятельности (ИОД) включает верность, полноту, а также своевремен­ность воспроизведения человеком условий действия в рамках предмета и субъекта. ИОД акцентируется на уров­не анализа информации, при применении способов и орга­низации той информации, которая нужна для деятельности. Возможно подключение внутренних условий, определяемых особенностями личности. Важную роль в создании ИОД иг­рает разумное применение знаковой информации.

Знаковая система рассматривается с точки зрения пси­хосемиотики. Значение этого подхода в том, что он:

- служит основой анализа (природы и структуры) зна­ковой информации;

- способствует обнаружению взаимосвязей между объектом и субъектом знаковой информации;

- формирует активный метод для создания требова­ний к системе ИОД с целью обучения.

Основные принципы психосемиотики:

- формирование знаковой функции как возможности человека использовать одни предметы как знаки других в ходе познания и общения;

- психологическая основа знаков, а также взаимоот­ношение между знаком и предметом, которые несут в себе характеристику структуры знаков и порядок взаимного перехода от предмета к знаку;

- акцентирование знаковых ситуаций и связей с дея­тельностью;

- действие знаков — установление ключевых значе­ний, проявленных в деятельности человека;

- система знаковой информации, ее приема и изме­нения.

Знаковая система имеет иерархию: знак как замена предмета или явления, знаковая система как замена общности предметов, знаковая модель как комплекс нескольких знаковых систем, применяемых для кодирова­ния сложной информации.

Знаки — важные составляющие мыслительного про­цесса.

Функции знаков:

- сигнальная — мотивация к действию;

- наглядно-образная — основа для решения оператив­ных задач;

- информирующая об особенностях предметов и яв­лений (кодовые знаки);

- интегративная — обобщение информации в знако­вой системе путем совмещением знаков;

- структурирующая — прием и переработка знаковой информации;

- коммуникативная — способ организации общения.

Типы деятельности:

- информационная — действие сигнальной и инфор­мационной функции;

- информационно-управленческая — действие ин­формирующей, наглядно-образной и структуриру­ющей функций;

- исследовательско-диагностическая совмещает в себе функции: интегративную, наглядно-образную, коммуникативную и структурирующую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)