Предмет, задачи и особенности психологической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и особенности психологической науки.



Предмет, задачи и особенности психологической науки.

Предмет психологии конкретные факты, закономерности, механизмы психики.

Выделяют 5 основных психологических знаний:

1)житейская психология - знания накапливались и использовались человеком повседневной жизни.

2)Искусство-это знания носят образный характер. Особенности таких знаний- конкретность, эмоциональность, фрагментарность.

3)Научная псих. - направлена на поиск закономерностей психических явлений при помощи методов науки. Они характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний.

4)Практическая псих. Ее задач. Входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям.

5)Пара псих.

Задачи: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими; использовать получ.знания с целью повыш.эффективности тех отраслей практики, на пересечении с кот.лежат уже оформившиеся науки и отрасли; быть теоретической основой практики психологич.службы.


2.Методология психологии. Методы психологии. Системный подход Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается наука; это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, которая должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.Так как целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование, то психологическое исследованиеявляется важнейшей, неотложной частью методологии. Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические.При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин).

На рубеже 60-70-х годов широкую известность получила комплексная классификация Б. Г. Ананьева, в которой были представлены четыре группы методов, соответствующие этапам научного исследования:

1. организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.), комплексный ( позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физического, физиологического, психического, социального развития личности и т.п.)));

2. эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.; биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

3. приемы обработки данных(методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4. интерпретационные методы (генетический и структурный метод)


Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете.

Этапы развития психологии

Структура деятельности.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия.

Теория деят-и наиболее полно рассматривалось в трудах А.Н.Леонтьева. Деят-ть это необходимые условия формирования личности. Личность выступает как субъект деят-и. Сознание первоначально формируется в деят-и, а затем обеспечивает ее регулирование. Деят-ть поним-я как активность живого организма направленная на удовлетворение потребности. Именно потребность выступает толчком деят-и.

Мотивы -то, что побуждает чел. к деятельности. Действия -относительно законченные элементы деят-и, направленные на достиж. промежуточных целей. Цели -то, на что направлена непосредственно деят-ть.

 


7.Развитие психики в филогенезе Соврем.псих, исходит из того, что психика возникает и развив. В процессе эвол.материи. Вся материя обладает свойством отражения. Зачаточной формой психического отражения является чуествительность-ло первая стадия развития психики,т.е. стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии отражаются отдельные свой-ва предмета в целом. Ведущ. Формой поведения яв.инстинктивное поведение-это цепь врожденных безусловных рефлексов.

В дальнейшем усложняется строение нерв. Системы, появл.спин. и головной мозг. На поздних этапах эволюц.появл. кора больших полушарий (анализ инф.) Появл. Новая форма психич.отражения - стадия перцептивной (восприним.) психики.Появляется способность к формиров.целостного образа. Появл. приобретен.формы повед. -навык. Приматы подним. Еще на одну ступень, возникают интеллект-е повед. Начинается история развития человеческого сознания.


Развитие речи в онтогенезе.

В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития. 1-е полугодие – звуко-подражание (гуление). 2-е полугодие – лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

1 – 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 – 100 слов, 3 года – 1000 – 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

3 – 7 лет. Словарный запас 2500 – 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст. Контекстная и письменная реч ь.

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие – появляется сленг.

Классиф-я: Левитов

В зависимости от роли личности и ситуации (личностные, ситуативне); от доминирующих компонентов (интеллектуальные, волевые, эмоциональ-е и т.д.);от глубины (более глубокие, поверхностные);в зависимости от влияние на личность(полож, отрицат, стенические, астенические);в зависимости от осознанности (осозн., неосозн).,

Сосникова Ю.Е: по возрастному принципу, по характеризующего его деят-и, по видам, по принципу значимости и по наиболее выраженности личностных св-в.

*причины, следствия; случайные, закономерные; застойные, быстро текущие.

Прохоров: деятельность (состояние улучшающая выполнение деят-и, ухудшающая); взаимоотношения и общение; биологичес. струк-а личности (положит, психофизиологич. сост, отрицат.); эмоциональные компоненты сост.(«+», «-» эмоц. сост.), волевые черты характера.(«+», «-»); интеллектуальные черты характера. («+», «-»).

Психич. сост.

неустойчивые длительные, хронические.

Методы ___ изучения состояний -,

физиологические (связаны с изменением параметров физиологических перемен), субъективное (основан на словесном отсчете).

Методы регуляции сост: методы оперативного управления: а)методы физиологич.регуляции (физич. Упражнения, рефлексы профилактики, термо­восстановительные процедуры, дыхат. гимнастика) б)методы психологич.регуляции (релаксация, медитация, самопрограммирование, телесно-ориентированное терапия, цвета терапия). методы программного управления: гигиенические (профилактика, рационализация сна, питания, влажная уборка, рациональный режим труда и отдыха), фармокологические (витаминотерапия, фитотерапия).

Классификация методов нейтрализация стрессов: психологические (аутотренинг, медитация, релаксация); физиологические (массаж, апукунтура, физич. упражнения); биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фототерапия); физические (баня, закаливания, водные процедуры, световое воздействие).

Функция регулирования. В психологическом словаре состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде.

Интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств. Состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства его духовной, психической и телесной организации.

Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.


ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ.

Способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций).

Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.).

ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность). Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.

Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

1).Эта функция обсуждается под разными названиями:

закрепления - торможения (П.К. Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев); подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.

2).Эвристическая функция.

Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию. В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы.

Функция компенсации информационного дефицита. Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.


Нейродинамические теории

Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Четыре типов высшей нервной деятельности. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы - темперамент сангвиника;

• Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) -темперамент флегматика;

• Сильный, неуравновешенный, подвижный - темперамент холерика;

• Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.

ТИП ВИД ТИП КОНСТИТУЦИИ Сильный Уравновешенный Подвижный Крепкий (прочный костяк; рельефная мускулатура: конечности нормальной длины; кожа нормальная; подкожного жира мало) Сильный Неуравновешенный Подвижный Крепкий сухой (тонкий костяк; мускулатура сухая; длинные конечности; тонкая кожа; подкожного жира мало) Сильный Уравновешенный Инертный Грубый (прочный костяк; рельефная, рыхлая мускулатура; короткие конечности; толстая кожа; много подкожного жира) Слабый Неуравновешенный Подвижность любая Нежный (тонкие кости; плохо развита мускулатура; длинные конечности; тонкая кожа; мало подкожного жира).

Исследования В.Д. Небылииына показали наличие трёх главных, ведущих компонентов темперамента - общей активности индивида, его моторики и эмоциональности

Факторные теории

В конце XIX и в начале XX в. появились исследования, которые сводилось к описанию проявления свойств темперамента людей в повседневных обстоятельствах. Так, К. Юнг разделил людей на экстравертов и интровертов, в зависимости от внешних или внутренних причин активности психики. Г. Хейманс и Э. Вирсма старались определить главные свойства темперамента в поведении индивидов. По их мнению к таким свойствам следует отнести:

1. эмоциональность - отсутствие эмоциональности, то есть частота проявления эмоциональных реакций в повседневных ситуациях;

2. активность - пассивность, как проявление поведения во время отдыха;

3. первичная функция - вторичная функция, как показатель силы и скорости возникновения и угасание реакций на раздражители внешнего мира.

Дж.Гилфорд 13-факторную теорию темперамента (активность, доминантность, мужество, уверенность в себе, общительность, сдержанность). 7-ми факторную теорию разработал Л.Терстон(активность, энергичность, импульсивность, доминантность, социабельность, рефлексивность)


Клиническая психология: предмет и объект, дефиниции и базовые категории, характеристики основных разделов клинической психологии. Практические задачи и функции клинических психологов. Принципы и подходы к оценке психической нормы и патологии.

Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

*Психические проявления различных расстройств.

*Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

*Влияние различных расстройств на психику.

*Нарушения развития психики.

*Разработка принципов и методов исследования в клинике.

*Психотерапия, проведение и разработка методов.

*Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Разделы клинической психологии

1. Психология больных людей

2. Психология лечения взаимодействий

3 .Психология девиантного поведения

4. Психосоматика (проблемы связанные с соматическими расстройствами). Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

5. Неврозология (причины возникновения и протекания неврозов)

6. Патопсихология и клиническая патопсихология. Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам. Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

7. Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей. Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

8. Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения.

Выделяют следующие методы: наблюдение, беседа, Психофизиологические методы (например, ЭЭГ), биографический метод, изучение продуктов творчества, анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства), экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальттерапия


Сенсорная информация - это информация, воспринимая с помощью органов чувств.

История развития

Важную роль в формировании (ОП), сыграл доклад Р.Гордона и Дж.Хоуэлла о состоянии образования в сфере бизнеса в университетах США. Утверждалось что эффективность управления бизнесом связана с применением психологических и поведенческих знаний к организационным проблемам. После чего приток специалистов по поведенческим наукам (психол.), в школы бизнеса стали возрастать. Все это подготовило появление научной дисциплины.

Окончательное становление ОП - как самостоятельной дисциплины исследователи относят ко второй половине 60-х годов, а ее формальное признание произошло в 1937 году. Это направление психологической науки стало признанным во всем мире, и превратилось в одну из наиболее популярных университетских специализаций. Принципы на которых основана современная организация, впервые сформулированы в конце XIX - начале XX века основоположниками научного управления Ф.Тейлором. В тот период ОП, преимущественно решала прикладные задачи, происходил психологический подход к управлению. В последние 10-летие ОП, вышла за рамки узкой прикладной дисциплины, перестала быть простым приложением психологических знаний к решению организационных проблем и механическим перенесением фактов.

объект человек как субъект управления и самоуправления.

предмет - являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие, (трудовая деятельность, личностно-ценностная сфера работников и их ПВК, групповые процессы, мотивация, лидерство, организационная культура).

методы организационной психологии- 1. метод наблюдения; 2. методы опроса; 3. экспериментальные методы; 4. специальные метод, обусловленные конкретными условиями орг. деятельности.

1. м. наблюдения: непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация организационных явлений и процессов. Самонаблюдение - полученные рез.-ты дают ценную психол.-ю информацию, о внутренних причинах орг. проблем. Вклют. наблюд. — глубокий анализ орг. проблем; Невкл. наблюд. -изуч. со стороны (открытым либо инкогнито).

2. м. анализа документов, под документами в организационном поведении в психологии понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах. Док. м/б: 1. по форме фиксированной информации: текстовые (печатные), иконографические (кино, видео), фонетические (магнитофонные записи).2. от статуса док: 1. официальные (правительственные материалы и др.); 2. неофициальные (анкеты, заявления, жалобы). 3. по источнику информации: 1. первичные (рез-ты наблюд, опроса); 2. вторичные (обработанные - из первичных источ.).

3. м. опроса - источник информации, словесное общение. Различают: 1. анкетирование: письменный, заочный опрос; 2. интервью - устная беседа, очный опрос; 3. социометрический опрос - выявляет взаимные чувства и симпатии и неприязни между членами группы, и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней.

4. м. эксперимента - м. познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

5. специальные метод, обусловленные конкретными условиями орг. деятельности, в эту группу можно отнести: м. описания критических ситуаций (наблюдение за наиболее важными для организации событиями).; анализ док.; контент-анализ; социометрический опрос.

53.Специфика работы психолога в организации.

В задачи психолога в организации входит: улучшение психологического климата в организации (повышение «боевого духа» сотрудников, формирование доброжелательной атмосферы); совершенствование практики подбора кадров; оказание поддержки сотрудникам в развитии их способностей; сплочение сотрудников в единую команду; помощь людям в преодолении стрессов; достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой; устранение конфликтов; снижение текучести кадров; консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке (включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д.).

Формы работы консультанта в организации: индивидуальные консультации, психодиагностика, обучение (лекции, семинары, тренинги).

Работающий в организации психолог может занимать одну из двух позиций: 1) «внешнюю» — психолога и исследователя связанную с оценкой и аттестацией персонала, изучением психологического климата, разрешением конфликтных ситуаций, обучением персонала и т. д.); 2) «внутреннюю» — практического психолога, работающего непосредственно в организации. Занимая вторую позицию, психологи чаще всего работают в структуре отдела кадров, отделов обучения, в качестве заместителя директора по персоналу. В решении многих вопросов они взаимодействуют и с другими специалистами фирмы - социологами, гигиенистами, юристами, экономистами.

Функций психолога.

1. Исследовательская (экспертная) функция. П. собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных от ношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда.

2. Консультационная функция, по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу заполнении вакансий, сокращении кадров). П. участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.

3. Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем.

Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.

I. Работа с персоналом:оценка персонала в целях найма, аттестация и перемещения (изучение фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей); профессиональная ориентация и консультирование; социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников; ускорение процессов адаптации работников в организации — взаимодействие руководителя с подчиненными.

II. Организация труда: аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограммы, должностных инструкций); изучение условий труда, организации рабочих мест; анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труд удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).

III. Организационное управление и социальное планирование:социально-психологическое обеспечение внедрения -нововведений и реорганизации; формирование групповых норм морали, орг. культуры: профилактика и разрешение конфликтов; контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление; создание «команды»; повышение дисциплины труда; лояльность по отношению к организации.

54. Психологические особенности организации и проведения деловых переговоров

Переговоры как социально-психологический процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Психологические механизмы представляют собой целостную совокупность психических процессов, которые обеспечивают движение к некоему результату в соответствии с часто встречающейся последовательностью.

Психологические механизмы переговоров:

1.Согласование целей и интересов. Стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и интересов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласованную общую иелъ.2.Стремление к взаимному доверию сторон. Осознание сторонами необходимости решения проблемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запускает механизм установления взаимного яоверия.3.Рефлексия. Для того чтобы обеспечить объективный подход к решению проблемы, необходимо анализировать не только свою собственную позицию и позицию оппонента, но также и то, как он воспринимает нашу позицию.4.Эл«па/иия как социально-психологический механизм взаимодействия крайне важна с точки зрения успешного ведения переговоров.5. Обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Важное значение имеет соотношение властных полномочий сторон, а также то, как каждый участник оценивает возможности другого по контролю за развивающейся ситуацией.

Организации и проведения деловых переговоров:

Согласно М. Лебедевой, переговоры состоят из этйпов.Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются с момента, когда одна из сторон (или посредник) выступит их инициатором.

К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Формирование делегации, определение ее главы, количественно го и персонального состава. Чтобы делегация представляла собой единую команду, где все работают на успех переговоров. Содержательная сторона подготовки к переговорам включает', анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Участники должны продумать предложения, отвечающие тому или иному варианту решения, а также их аргументацию. Предложения являются ключевыми элементами позиции. Даже хорошая идея, не будучи облеченной в ясную форму предложений, может погибнуть. Формулировка предложений должна быть объективной, простой и не допускать двусмысленности.

Ведение переговоров. Сама процедура переговоров начинается, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. В ходе уточнения интересов их позиций снимается информационная неопределенность по обсуждаемой проблеме. Этап уточнения проявляется в изложении сторонами позиций (внесение официальных предложений) и предоставлении разъяснений по ним. Этап обсуждения (аргументации) направлен на то, чтобы максимально понятно обосновать собственную позицию. Если стороны стремятся решить проблему путем переговоров, то результатом этапа аргументации должно быть определение рамок возможной договоренности. В ходе согласования позиций выделяют две фазы: сначала согласование общей формулы, а затем - деталей. При выработке общей формулы соглашения, а затем и при ее детализации стороны проходят как бы все три этапа: уточнение позиций, их обсуждение и согласование.

Анализ результатов переговоров. Принято считать, что если сторонами подписан определенный документ, значит, время на переговоры было потрачено не впустую. Наличие соглашения еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Их считают удавшимися, если стороны высоко оценивают итоги.

Другой важнейший показатель успешности переговоров - степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, пусть даже по-разному понимаемое сторонами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.102 с.)