Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная психология.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под экспериментальной психологией понимают (вслед за Вундтом, С. Стивенсом и др. учеными) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.(М.В. Мэтлин). Классификация исследовательских методов в психологии В советской психологии выделяются 4 группы методов (по Б.Г. Ананьев у): Организационные методы: Сравнительный метод – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.Лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени). Комплексный метод (в исследвании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Эмпирические методы (зависит от выбранного организационного метода): 1.Наблюдение и самонаблюдение ( интроспекция); 2.Экспериментальные методы (Лабораторный эксперимент; Естественный эксперимент; Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент); 3.Психодиагностические методы (Социометрия; Стандартизированные и проективные тестовые методики - тест люшера; графология; Вербально-коммуникативные методы -- метод беседы; интервью (клиническое интервью); Метод опроса - анкеты и вопросники, личностные тесты; Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы) - Хронометраж, Циклография, Профессиография; Метод моделирования; Биографический метод.) Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. Интерпретационные методы: Генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.):
Классификация методов психологического исследования: 1. Эмпирические -осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. 1-я группа 2-я группа 3-я группа НеэкспериментальныеМетоды измеренияЭкспериментальные методы методы: Измерение в психологии наблюдение оценка выраженности у Эксперимент - беседа изучаемого субъекта проведение исследования «архивный метод» различных в специально созданных психологических качеств управляемых условиях, в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. 2. Теоретически е - субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования). 3. Интерпретация и описание -субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами). Теория психологического эксперимента: 1. Дедуктивный - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др. 2. Индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация. 3. Моделирование - конкретизация метода аналогий, «трансдедукция», умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/ или доступный для исследования. Результат - модель объекта, состояния, процесса. Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов. Если исследователь интересуется результатами двух разных методов обучения чтению в начальной школе, он может либо разделить детей на две группы и контролировать обучение (настоящий эксперимент), либо изучать уже существующие группы, которые учатся читать по разным методам (квазиэксперимент). Оба способа позволяют исследователю прийти к определённым выводам, но при этом выводы, полученные в результате квазиэксперимента, носят более спекулятивный характер из-за слабого контроля над ситуацией и факторами возможного воздействия. Корреляционные исследования - исследования процессов или явлений, при которых две или более переменные изменяются одновременно. Обычно проводятся с целью установления прямых взаимосвязей между этими переменными или одновременного изучения с целью поиска связи между ними. Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений (Шкала отношений — метрическая шкала, для которой возможно лишь преобразование подобия, т.е. умножение шкальных значений на константу, выступающей единицей измерения. По шкале отношений происходит измерение массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина.), интервальная(Интервальная шкала — метрическая шкала, отображающая помимо отношений наименований и порядка еще и отношение расстояний между парами объектов. Для такой шкалы возможно любое положительное линейное преобразование. По интервальной шкале происходит измерение физической температуры (шкалы Цельсия, Фаренгейта), а также различных субъективных феноменов по методу парного сравнения.), порядковая(Порядковая шкала — метрическая шкала, отображающая наряду с отношением эквивалентности еще и отношение порядка. Каждый элемент по выраженности шкалируемого признака сопоставляется с другими, но без использования единицы измерения; для такой шкалы возможно любое монотонное преобразование. По порядковой шкале ставятся оценки успеваемости в школе, порядковой является шкала твердости минералов Мосса.) и номинальная (Номинальная шкала — метрическая шкала, отображающая лишь отношение эквивалентности между элементами измеряемой области. При этом данные элементы группируются в отдельные непересекающиеся классы, получающие номера или названия, и номер класса фактически не имеет количественного выражения. По номинальной шкале происходит приписывание номеров игрокам спортивной команды.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.011 с.) |