Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и стандартизация теста:основные положения.

Поиск

1.Формулирование цели будущего теста. (для чего необходима?) 2.Спецификация будущего теста (определение количества заданий). Удобнее делать в виде табл. По горизонтали располагаются содержательные образы, то что предполагается измерить. По вертикали их монифистации, т.е. пути по кот. эти содержательные области м.проявляться. 3.Разработка заданий. В каждом задании

м.задан быть только один вопрос или сформулировано одно утверждение; формулировки д. быть ясные, четкие; стремиться к тому, чтобы обследуемый не догадался для измерение какой черты предназначено задание; стремиться избегать слов «часто», «редко» и т.д.

В личностных опросниках используются как правило 3 типа заданий: дихотомические, трихотомические (пред. 3 варианта ответа), задания с рейтинговыми шкалами. 4.оформление теста: блок основной инф-и, инструкция, текст опросника. 5.Пилотажное исследование. Цель: выявить и устранить самые грубые ошибки, отобрать наилучшие задания для окончательной версии теста. (Высчитывается индекс трудности по фомуле: Ит=И_п_. нк>%. п

Оптимальным яв-я индекс трудности кот.находится в пределах согласно данным Бурлачук от 25% до 75%. Если меньше 25% задание не эффективно, т.к. задание явл-я слишком трудным. Больше 75%-слишком легкий.

6.Проверка эффективности теста. определение: объективности-измерительная процедура считается объективной, если ее использованиев психологич-м исследовании разными исследователями при измерении одного и того же св-ва на разных выборах дает одинаковый рез-т; надежность-относительная постоянство и устойчивость рез-в измерения при первичном и повторном измерении с использованием одной и той же измерит-й процедуры на одних и тех же испыт-х; понятие валидность используется д/характеристики способности измерит-й процедуры измерять действительно то, д/чего эта процедура используется; дискриминативность- различительная способность теста (нап-р:низкий, средний высокий).

Тестовая нор.ма-количест. и качеств, критерии оценки рез-в теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологич-х св-в, кот.яв-я объектами измерения. Нормальное распределение вид распределения переменных. Наблюдается при измерении признака переменной под влиянием множества относительно независимых факторов. 7.Стандартизация теста-приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста. С?С1^ Классификация средств психол. диагностики, ее основания. Сущ. несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагност, методик. 1. М-но разл. диагност, методы, основан, на заданиях, кот. предпол. правильн. ответ, либо на заданиях, относит, кот. правильных ответов не сущ-ет. К первому типу относ, многие тесты интеллекта, тесты спец. способностей, некоторых личност. черт. Диагност, методики 2 гр. сост. из заданий, кот. хар-ся лишь частотой того или иного ответа, но не его правильностью. 2. м-но различать вербал. и невербал. психо­диагност, методики. Первые опосредованы реч. активностью обследуемых; составляющ. эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредован, языком форме. Вторые вкл. реч. способность испытуем, т-ко в плане понимания инструкций, само же вып. задания опирается на невербал. способности - перцептив., моторные. 3 основание, исп. для классификации психодиагност, инструментов,- это хар-ка того осн. метод, принципа, кот. положен в основу данного приема. По этому основанию обычно разл.: 1) объектив, тесты; 2) стандартизован, самоотчеты, кот. в свою очередь вкл.: тесты-опросники; открыт, опросники, предполаг. последующий контент-анализ; шкальн. техники; и методики классификации; инд.-ориентирован. техники типа ролевых репертуар, решеток; 3) проектив. техники; 4) диалог, техники.

Объектив, тесты - это те методики, в кот. возможен правильн. ответ. Общим для всей гр. методик стандартизован, самоотчета яв-ся исп. вербал. способностей испытуем., а также обращение к его мышлению, воображению, памяти. Тесты-опросники предпол. набор пунктов, относит, кот. испытуемый выносит суждения.

Одна и та же психол. переменная представляется гр. пунктов. Пункты теста-опросника м.б. прямыми, апеллирующими непосредствен, к опыту субъекта или к мнениям, суждениям испытуемого, в кот. косвенно прояв. его личный опыт или пережи­вания. Опросники строятся одномер. или многомер., вкл. целый ряд психол. переменных. Открыт. опросники не предусматрив. стандартизован. ответа испытуемого; стандартизация обработки достиг, путем отне­сения произвол. ответов к стандарт, категориям.

Шкал, техники предпол. оценку объектов по выраженности в них качества, задан, шкалой. Обычно исп. Зх-, 5и- и 7точечные шкалы. Особый вариант шкалирования - это субъектив. классификация, предпол. выявление субъектив. структурации объектов на уровне шкалы наименований. Инд.-ориентированные техники типа репертуарных решеток м-т по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их отличие от тест-опросников сост. в том, что параметры, кот. оцениваются, не задаются извне, а выдел, на основе индивид, ответов данного конкрет. испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью сост. в том, что репертуарные решетки позвол. осуще.ь применение современ. статистич. аппарата и делают надежными диагност, выводы относит, индивид, особенностей субъекта.

Проектив. техники основаны на том, что недостаточно структурирован. материал, выступающ. в качестве "стимула", при соот-ветствующ. организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в кот. раскрываются те или иные хар-ки субъекта. В клиническом употреблении проектив. техники часто строятся на интуиции и теорет. подготовке психодиагноста, кот. оказываются необход, на этапе интерпретации данных. Исследоват. употребление проектив. техник предпол. примен. контент-аналитических процедур, стандартизируют,, обработку данных. Диалогич. техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагност, результатов за счет специф. особенностей этого контакта, релевантных диагност, задаче. Так, доверит, контакт необхо­дим при диагностике семейных затруднений, хар-ра личност. развит, ребенка и др.. в кот. диагност одновременно выступает или в роли консультанта, или психотерапевта. Ситуация диагност, патопсихол. обследования диктует построение общения по принципу экспертизы. Диалог, техники м.б. вербал. и невербал.. Разл. метод, приемы, на основе кот. строятся те или иные методики, м-но распол. на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности в диагност, процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики. Аппаратур, методики и объектив, психол. тесты обладают наименьшей вовлеченностью психодиагноста в процедуру психодиагностики, миним. влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагност, обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психодиагноста обладают и некоторые формы стандартизован, самоотчетов - многие опросники и шкальные техники. В этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики, сама же процедура обследования, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, кот. в принципе м-т вып. с пом. лаборанта-непсихолога или по программе ЭВМ. Диалог, диагност, техники хар-ны макс, степенью вовлеченности психодиагноста в процесс психодиагностики, макс, влиянием его опытности, проф. навыков, способностей в сфере общения на результаты психо­диагностики.


29. Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.55.63 (0.008 с.)