Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции: понятие, функции и формы эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности. Теории эмоций. Отличие чувств от эмоций, классификация чувств.

Поиск

Эмоции-психич.процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеят-и чел. К эмоциям принято относить: аффект - называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами м. служить сильный гнев, ярость, ужас и т.д. Чел. перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Может совершать беспорядочные движения и действия.

Собственно эмоции - отличаются от аффектов длительностью. Эмоции - это более длительное состояние. К эмоциям относят: радость - положит. эмоц. сост, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность; удивление - неимеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства; страдание; гнев; отвращение;

Чувства - еще более длительные, чем эмоции, психические состояния. Различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства, в большинстве случаев предметны и конкретны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства всегда индивидуальны. То, что нравиться одному, может вызвать негативные чувства у другого.

К Нравственным чувствам относят чувства долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм и т.д. К моральным можно отнести жадность, эгоизм, жесткость. Морально-политические чувства проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Успешность или неспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

Настроение - самое длительное, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья. Наст-я могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин - возраста, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, сила воли и т.д.

ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ.

Способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций).

Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим, быть верным чувству долга и т.п.).

ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность). Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ.

Это две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению к определенным психическим процессам, т.е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта.

1).Эта функция обсуждается под разными названиями:

закрепления - торможения (П.К. Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев); подкрепления (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.

2).Эвристическая функция.

Эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, т.е. использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или не приятном их исходе, выделяют предвосхищающую функцию эмоций. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию. В отношении этих двух функций эмоций важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснение психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы.

Функция компенсации информационного дефицита. Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой.

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.011 с.)