Психология труда (П. Т. ) как область знаний, как наука. Объект, предмет и методы психол. Труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология труда (П. Т. ) как область знаний, как наука. Объект, предмет и методы психол. Труда.



Психология труда - отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования чел. как субъекта труда.

Цель чел. совершенствование способов и форм кот-ми он производит необходимые для существования средства, продукты. Существует 2 пути: технологический - совершенствование технологий, и организационный направлен на познание субъекта труда, где раскрываются его физиологические, биологические, соц-е, психич., и др. св-ва. Система субъективных особенностей разнообразна: чел. характеристики труда и др. особенности к-е обозначаются понятием чел. фактор трудового процесса. Трудовая дея-ть изучается многими дисциплинами: физиология труда, социология труда, экономика, инженерные науки.

Объект п.т. - трудовая деятельность. Предмет психол. труда психол. компоненты к-е побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, ч/з к-е эта активность реализуется (А.В.Карпов). Согл. Н.С. Пряжникову предмет труда это субъект труда, т.е. работник способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной дея-ти. Методы психол. труда - помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности: • для ПАД;' для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, проф. консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.); • для исследования-личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний. Две категории методов психол. труда: группу не экспериментальных методов - целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях, и экспериментальных методов - целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности. В не экспериментальные методы входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов и вспомогательных средств. Вторая группа включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Неэкспериментальные методы 1. Наблюдение два вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение). Внешнее, или непосредственное, позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям.

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют методы: фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности. Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т. п. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков.

Хронометраж измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психол. хронометраж проводится в рамках ПАД с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности анализ м/производить: материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Метод позволяет определить требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, модернизировать систему обучения тем или иным действиям; понять специфику процесса формирования навыков улиц с разной квалификацией; проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах, самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

В 1-м случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Это позволяет работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.

Во 2-м случае психол. сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше.

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).Беседа необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест.

Анкетирование получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психол. может не вступать в прямой контакт с работниками. А. проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки.

Метод экспертных оценок опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью постарения ответственного заключения. Метод обобщения независимых характеристик использ. при описании ПВК конкретного профессионала, его сущность закл. в получении информации о личности из разных источников: руководители организации или подразделения, коллег, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста.

Метод критических инцидентов. Сущность состоит в том, что работники хорошо знающие профессию приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

Метод анамнеза это сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности.

Экспериментальные методы достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Два вида: лабораторный и естественный.

Лабор. эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе).

Тестовый метод в отличие от наблюдения, опросных методов и эксперимента, которые могут применяться для исследования различных элементов профессиональной среды и ПВК, используется только при изучении субъекта труда.

В отечественной психодиагностике предлагается три основных подхода к изучению психологических особенностей субъекта три группы тестов: объективный, субъективный и проективный.

Объективный подход диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения.

Субъективный подход диагностика свойств, основанные на самооценке и самоописании чело веком своего поведения и личностных особенностей.

Проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.

47. Понятие и виды деятельности. Характеристики труда как основного вида деятельности.

Деятельность (Д) - индивидуальная форма существования общественных отношений характеризующая способ включения личности в существующую систему разделения труда (фил. определ.). Д - форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением соц. опыта.

Виды д. 1. классификац.- трудовая, игровая, учебная. В отличие от др. трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Игровая и учеб. д. рез-т индивидуально значимый: освоение субъектом социально выработанного опыта знаний. Деятельности сменяют др. др. обозначаясь ведущим видом дея-ти для каждого воз-та. Ведущая д. - выполняя кот-ю определ-ся возникновение и формирование основных психич-х новообразований. 2. классификац. индивидуальная (и) и совместная (с), (с) -реализуется коллективом - имеющими цель. Также это временное и пространственное соприсутствие участников, ролевая и инструментальная дифференциация на определ. задачах. Подразделяются на подтипы: «непосредственно - совместная» - дея-ть вместе, «опосредованно-совместную» - дея-ть рядом. 3. классиф. по проф.принадлеж: 5 типов: ч-ч, ч-природа., ч-знак., ч-худ. образ, чел-тех. 4. классиф. внутренняя - психол. дея-ть, внешняя дея-ть — действия, движения, экспрессия, коммуникация. 5. классиф. 1.исполнительская - воздействие субъекта на предмет, контакт с др. субъектами; 2. управленческая - организация деятельности др. людей. 6. классиф. непосред-я и опосредов-я. Непосред-я - воздействует на предмет и непосредственно получает информацию о его состоянии. Опосредов-я — информация о предмете труда ч/з опосредованные звенья: знаки на табло, пультах, индикационных устройствах. 7. классиф. умственная (интеллектуаль.) и физическая. 8. классиф. творческая и рутинная, инициативная (добровольная), навязанная (принудительная). По характеру итогового продукта — парциальная (порции) или полная.

Также видом дея-ти следует понимать конкретную профессиональную деятельность, характеризующуюся спецификой предмета, условий, содержания, и требований к ней.

Т&имовым Е.Л даны психол. признаки труда: 1. сознательное предвосхищение соц. ценного результата: знание о продукте, рез-те труда; осознание его соц. значимости; 2. сознание обязательности достижения заданного результата (понимание и переживания ответственности). 3. сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами дея-ти (знание средств, владение ими, переживание связанные с применением средств деятельности). 4. осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание, знание, переживание взаимоотношений).

По сути, главным в психологическом понимании труда явл. то что происходит на уровне сознания. В каждом признаке выделенных Е.Климовым слова «сознание», „ «осознанность», стает на главных позициях. Г48^Объект и субъект труда, ^^войства человека как субъекта труда. Понятие 8 было употреблено Рубинштейном в 1935 году. Понимание человека как субъекта противостоит рассмотрению его пассивного существа. 8 — не Ч'ка человека, а человек обладающий Укой. 8 Д. яв-ся центром координации всех Ч'ких пр. Человек не рождается 8, а становится им в процессе Д. Понятие 8 позволяет ч/з внешние своеобразие активности человека, рассматривать внутр. хар-ки Д. Брушлинский А.В.: 8 - интеграция соц., природных и индивидуальных качеств человека, кот. осуществляется на протяжении всей жизни; Абульханова-Славская К.А.: 8 -высший уровень развития личности, кот. харак-ся ее способностью превращать собствен, жизнед-ть в предмет прктаического преображения; Климов А.А.: 8 - системная, разноуровневая организация Ч'ких пр. человека, которые соответствуют соц. ситуации развития, предмету, цели и усл. труда Д. Свойства человека как субъекта труда. 1. Самостоятельное, целенаправленное в Д. и проф. развитии. 2. Способность генерировать личностный смысл для поддержания соц. проф. активности. 3. Человек выступает источником приобразования действительности. 4. Разное проф. самосознание. 5. Наличие внутр. норм оц. самоэффективности в Д. 6. Соц.-проф. ответственность как следствие свободы выбора. 7. Целостность Л. и Ч'кой стр-ры проф. Д. 8. Способность к саморегуляции и творчеству. 9. Сп-ть к саморазвитию. 10. Использование Ч'ких ресурсов как средств в Д. 11. Наличие личной истории и жизненного пути. 12. Способность решать внешние и внутренние противоречия. Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности. Субъект труда обычно рассматривается как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа),источник активности, направленный на объект.(Пряжников) Субъект труда - некоторый социум, осуществляющей данную трудовую деятельность в системе. В этом смысле единичный субъект труда может рассматривать в различных субъект-субъектных отношениях как частный случай социума. 1.Развитие человека как субъекта труда

I. Условно выделяют следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):

-усвоение норм, опосредующих физическое развитие;

-формирование "социального слоя личности";

-формирование "духовного центра личности". Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым:

-стадия первая (от рождения до 3 лет): происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

-стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет): происходит овладение смыслом человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями;

-стадия овладения учебной деятельностью (от 6

- 8 до 11 —12 лет): интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п.;

-стадия "оптации" (от 11 — 12 до 14 — 18 лет): происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование и выбор профессионального пути; человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом;

-стадия адепта: профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ;

-стадия адаптанта: вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

-стадия интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне;

-стадия мастера: о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне;

-стадия авторитета: работник стал лучшим среди мастеров;

-стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста: работник становится Учителем, способным передать лучший свой опыт ученикам и воплотить в них часть своего профессионализма.

II. Коллективный субъект трудовой деятельности.

Коллективный субъект и совместная трудовая деятельность — объект и предмет исследования, изучаемый не только психологией труда, но и социальной, организационной, другими разделами психологии. Не всякая группа является субъектом совместной деятельности. Условия:

1)наличие общих целей деятельности

2) процесс достижения этих целей опирается на совместные действия и без них невозможен;

3) полученный результат является базой для оценки действий всей группы.

4)может рассматриваться наличие общих мотивов деятельности.

Е.В. Маркова выделяет следующие основные характеристики коллективного субъекта деятельности: а) целенаправленность (стремление к основной значимой цели); б) мотивированность (действенное отношение к совместной деятельности); в) интегрированность (взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива); г) структурированность (четкость взаимного распределения функций и ответственности); д) согласованность (взаимная обусловленность действий взаимодействующих субъектов); е) организованность или управляемость (подчиненность определенному порядку деятельности); ж) результативность (способность достигать положительного результата).

Кроме перечисленных содержательных характеристик, есть еще одна, скорее формального характера — это пространственно-временные условия трудовой деятельности.

Характеристика группы как целого не сводится к характеристике ее отдельных членов. С точки зрения психологии коллективный субъект деятельности имеет структуру, в которой выделяются две подструктуры: формальная (социальная, официальная, ролевая) и неформальная (психологическая, неофициальная, эмоциональная). Обе структуры взаимосвязаны, и степень их совпадения определяет уровень сплоченности коллектива

49. Общая характеристика профотбора. Психол. основы профотбора. Подбор, расстановка и аттестация кадров.

Профотбор (По) - комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц к-е по своим психол.-м и физиологич. качествам, состоянию здоровья и физ. развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (спец-ти). Понятие профотбора ведено Г. Мюнстенбергом, профотбор возник для преодоления несоответствия чел. и профессии, достижения высокой эффективности трудовой деятельности, и удовлетворенности работников своим трудом. Профотбор обусловлен усложнением техники и возрастанием цены ошибок, и особым вниманием субъект-субъектным видам деятельности. (По) - научно обоснованный допуск людей к определенному виду труда.

Профессиональный отбор — специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявление и определение с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, психологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение сложным, ответственным профессиям или на занятие соответствующих вакансий и, исходя из этого, оказание предпочтения тем и них, которые имеют высокий уровень (оценку) профессионально важных свойств и благоприятные перспективы их развития и потому могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к тому или иному виду труда. (ПО) осуществляется с помощью мед., физиологических образовательных, психол. аспектов.

Психологический профотбор — специализированная процедура, направленная на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требования ми конкретной профессии или специальности и способствуют успешному овладению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности. Др. ел., психологический профотбор - процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определенной профессии.

При проведении конкретной процедуры профотбора исследуются не все индивидуальные психологические качества, а только входящие в группу ПВК.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.024 с.)