Методы исследований в инженерной психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследований в инженерной психологии.



Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:

1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ.

2. Эмпирические способы:

психофизиологические методы: исследование - раскрывают механизмы и закономерности; испытания - выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

физиологич. методы (определ. затраты орг-ма-);

(само)наблюдение;

эксперимент;

диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью);

контект-анализ

метод моделирования - это наиболее специфич. для инженер. психологии метод, опреде-ый хар-ом работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

3. Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы;

4. Способы интерпретации данных - в контексте целостного, системного подхода.

Значимость разных методов моделирования:

o на первых этапах - преимущество за методами математического и статистического моделирования;

o на более поздних - за психологическим моделированием;

o на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).

Психологич. признаки труда (по Климову).

Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудо­вая деятельность.

Признаки труда (Е. А. Климов):

1) сознательное предвосхищение социально ценного результа­та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­ной значимости; аффективный тон соответствующего знания — отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­занные с применением средств деятельности);

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

 

Общие представления о психологическом стрессе.

В профессиональной деят-ти выделяют такие виды стресса, как: 1) информац-ый;2) эмоц-ный.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуации информац. перегрузок, ко­гда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в тре­буемом темпе при высокой степени ответственности за последствия этих решений.

Существуют большие индивидуальные различия в реакциях на стрессовые и дру­гие трудные ситуации.

Психолог. регуляторы труда.

Профессиональная деятельность — трудо­вая деятельность.

(Основные психологические регуляторы труда Е. А. Климов):

1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение);

2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества);

3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).

 

9. Клас. псих. признакитруд. деят-тиПризнака труда:1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Способ-ть предвосх-ть рез-т деят-ти очень развита у чел. Наличие мысленного предвосхищения рез-та актив-ти еще не делает ее трудом. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива.2. Сознание обязат-ти достиж. социально фиксированной цели. Сознание обязат-ти и, след-но, мобилизация волевых усилий могут характер-ть и деяте-ть по реализации чисто личных или даже асоциальных замыслов.Деят-ть становится трудом тогда, когда при прочих равных усл-ях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и одобрения этих целей.3. Сознат. выбор, применение, совершенств., создание орудий, ср-в деят-ти. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, ср-ва оказ-ся предметом особого внимания, интереса. Если иметь в виду конкретного труд-ся чел., то его деят-ть тем в большей степени будет иметь при прочих равных усл-х псих. признаки труда, чем лучше этот чел. ориентирован в орудийных ср-вах своей деят-ти и правилах их применения.4.Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений.Указанные выше психол. признаки труда можно использ. в качестве программы для экспертной оценки уровня сформированности чел. как субъекта труда.

10. Психол. содержание труда.

Профессиональная деятельность — трудо­вая деятельность.

Коллективный труд в психо­логическом плане характ-тся следующим (по А. Н. Леонтьеву).

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия.

Аспек­ты трудовой деятельности(В. Д. Шадриков):

1) предметно-действенный (как про­цесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»);

2) физиологи­ческий (как «функции человеч-го. организма»);

3) психологи­ческий (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). При этом отмечается, что «в психологич. исследовании последний ас­пект, несомненно, играет ведущую роль».

(Основные психологические регуляторы труда Е. А. Климов):

1) образ объекта труда (чувственный образ; репре­зентативный образ, например память, воображение);

2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представите­лем профессии, членом общества);

3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).

 

Человек как субъект труда

Отн-ие к чел. как субъекту труда предполагает уважит-ое отн-ие, к индивид. особен-ям. Каждый работает хорошо тогда, когда выработал свой инд. стиль в работе. Чем выше мастерство, профессионализм чел., тем меньше он похож на др. работников

Происх-т форм-ие труд. напр-ти. Разв-ие интересов к труду. Фор-ие индив. стиля труд. деят-ти.

Развитие субъекта труда.

Возрастное разв-ие чел. состоит из этапов:

1. Стадия предыгры – ( от рожд-ия приблизительно до 3 лет) (овлад-ие реб. сенсорно-перцеп. Функ-ми, речью, правилами поведения и морал. оценок).

2. Стадия игры. (от 3 до 7 ) (Овлад-ие реб. "основн. смыслами" чел. деятельности).

3. Стадия овлад. учебн. деят-ю ( 8-II лет) (Разв-ие способ-ей самоконтроля, самооценки, самоанализа).

4. Выделим стадию оптанта, ( подготовка к труду, планир. проф. жизн-го пути). Овлад-ие сис-мой соц-но знач-х ценностн. представл.

5. Стадия проф. подготовки (от 15-18 до 16-23 лет). В целом в это время происходит освоение сис-мы осн-ых ценностн. представл., характер-х профессию.

6. Стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста к работе.

7. Стадия или фаза интернала. (успешное решение с осн. проф. функц-ми на труд. посту.

8. Стадия мастера. Работник решает трудные проф. задачи, кот., не всем по плечу.

9. Стадия авторитета. Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в проф. кругу.

10. Стадия наставника. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться.

12. Проф. самоопределение субъекта труда. Психол. обеспеч. проф. самоопределения.

Исследования показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей.

В процессе обучения и воспитания ребенку передается общественно-исторический опыт предшествующих поколений, осуществляется планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Проф. самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Процесс проф. самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации.

Процесс проф. самоопредел. включает развитие самосознания, формирование сис-мы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопредел. человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.Большое влияние на процесс проф. самоопределения оказ. проф. самосознание. Речь идет о соотн-ии личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях со своими возможностями. Проф. самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

13.Проф. ориентация. Пр-пы проф. ориентации.

Проф. ориентация – проф. просвещение, информир-ие о мире профессий;

Профориентац. работа в школе, рассматривается как особая, специфич. деят-ть. Проф. ориентация – процесс ознакомления уч-ся с профессиями и видами труда, в соотв. с имеющ-ся склонностями и способностями.

Принципы:1)Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.2)Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. 3)Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. 4)Принципом развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и проф.мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.

Проф.пригодность.

В вопросах профпригодности нужно разбираться индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны.

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.

Степени профпригодности (Е.А.Климов):

· Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией.

· Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

· Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характ-ся не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

· Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.012 с.)