Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследований в инженерной психологии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии: 1. Организационные методы, обеспечивающие комплексный подход к исследованию СЧМ. 2. Эмпирические способы: психофизиологические методы: исследование - раскрывают механизмы и закономерности; испытания - выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины; физиологич. методы (определ. затраты орг-ма-); (само)наблюдение; эксперимент; диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью); контект-анализ метод моделирования - это наиболее специфич. для инженер. психологии метод, опреде-ый хар-ом работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью. 3. Приемы обработки данных (количественные и качественные); математические способы; 4. Способы интерпретации данных - в контексте целостного, системного подхода. Значимость разных методов моделирования: o на первых этапах - преимущество за методами математического и статистического моделирования; o на более поздних - за психологическим моделированием; o на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование). Психологич. признаки труда (по Климову). Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудовая деятельность. Признаки труда (Е. А. Климов): 1) сознательное предвосхищение социально ценного результата (знание о продукте — результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания — отношение к этому знанию); 2) сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности); 3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности); 4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).
Общие представления о психологическом стрессе. В профессиональной деят-ти выделяют такие виды стресса, как: 1) информац-ый;2) эмоц-ный. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Информационный стресс возникает в ситуации информац. перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Существуют большие индивидуальные различия в реакциях на стрессовые и другие трудные ситуации. Психолог. регуляторы труда. Профессиональная деятельность — трудовая деятельность. (Основные психологические регуляторы труда Е. А. Климов): 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение). 9. Клас. псих. признакитруд. деят-ти Признака труда:1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Способ-ть предвосх-ть рез-т деят-ти очень развита у чел. Наличие мысленного предвосхищения рез-та актив-ти еще не делает ее трудом. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива. 2. Сознание обязат-ти достиж. социально фиксированной цели. Сознание обязат-ти и, след-но, мобилизация волевых усилий могут характер-ть и деяте-ть по реализации чисто личных или даже асоциальных замыслов.Деят-ть становится трудом тогда, когда при прочих равных усл-ях имеются не только идея обязательности, но и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и одобрения этих целей. 3. Сознат. выбор, применение, совершенств., создание орудий, ср-в деят-ти. Своеобразие труда сводится к тому, что его орудия, ср-ва оказ-ся предметом особого внимания, интереса. Если иметь в виду конкретного труд-ся чел., то его деят-ть тем в большей степени будет иметь при прочих равных усл-х псих. признаки труда, чем лучше этот чел. ориентирован в орудийных ср-вах своей деят-ти и правилах их применения. 4.Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений. Указанные выше психол. признаки труда можно использ. в качестве программы для экспертной оценки уровня сформированности чел. как субъекта труда. 10. Психол. содержание труда. Профессиональная деятельность — трудовая деятельность. Коллективный труд в психологическом плане характ-тся следующим (по А. Н. Леонтьеву). Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны. В плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия. Аспекты трудовой деятельности(В. Д. Шадриков) : 1) предметно-действенный (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); 2) физиологический (как «функции человеч-го. организма»); 3) психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). При этом отмечается, что «в психологич. исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль». (Основные психологические регуляторы труда Е. А. Климов): 1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение); 2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я»; обобщенный «Я-образ» — представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества); 3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).
Человек как субъект труда Отн-ие к чел. как субъекту труда предполагает уважит-ое отн-ие, к индивид. особен-ям. Каждый работает хорошо тогда, когда выработал свой инд. стиль в работе. Чем выше мастерство, профессионализм чел., тем меньше он похож на др. работников Происх-т форм-ие труд. напр-ти. Разв-ие интересов к труду. Фор-ие индив. стиля труд. деят-ти. Развитие субъекта труда. Возрастное разв-ие чел. состоит из этапов: 1. Стадия предыгры – (от рожд-ия приблизительно до 3 лет) (овлад-ие реб. сенсорно-перцеп. Функ-ми, речью, правилами поведения и морал. оценок). 2. Стадия игры. (от 3 до 7) (Овлад-ие реб. "основн. смыслами" чел. деятельности). 3. Стадия овлад. учебн. деят-ю (8-II лет) (Разв-ие способ-ей самоконтроля, самооценки, самоанализа). 4. Выделим стадию оптанта, (подготовка к труду, планир. проф. жизн-го пути). Овлад-ие сис-мой соц-но знач-х ценностн. представл. 5. Стадия проф. подготовки (от 15-18 до 16-23 лет). В целом в это время происходит освоение сис-мы осн-ых ценностн. представл., характер-х профессию. 6. Стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста к работе. 7. Стадия или фаза интернала. (успешное решение с осн. проф. функц-ми на труд. посту. 8. Стадия мастера. Работник решает трудные проф. задачи, кот., не всем по плечу. 9. Стадия авторитета. Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум, в проф. кругу. 10. Стадия наставника. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться. 12. Проф. самоопределение субъекта труда. Психол. обеспеч. проф. самоопределения. Исследования показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей. В процессе обучения и воспитания ребенку передается общественно-исторический опыт предшествующих поколений, осуществляется планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду. Проф. самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Процесс проф. самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации. Процесс проф. самоопредел. включает развитие самосознания, формирование сис-мы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопредел. человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.Большое влияние на процесс проф. самоопределения оказ. проф. самосознание. Речь идет о соотн-ии личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях со своими возможностями. Проф. самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.13.Проф. ориентация. Пр-пы проф. ориентации. Проф. ориентация – проф. просвещение, информир-ие о мире профессий; Профориентац. работа в школе, рассматривается как особая, специфич. деят-ть. Проф. ориентация – процесс ознакомления уч-ся с профессиями и видами труда, в соотв. с имеющ-ся склонностями и способностями. Принципы:1) Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. 2) Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. 3) Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. 4) Принципом развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и проф.мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.Проф.пригодность. В вопросах профпригодности нужно разбираться индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны. При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему. Степени профпригодности (Е.А.Климов): · Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. · Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области. · Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характ-ся не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий. · Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.45.228 (0.009 с.) |