Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора.

Поиск

Проф. отбор - мероприятия, позволяющие "принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам псих-х испытаний имеют больше шансов для пригодности к деятельности".

Профотбор сис-ма ср-в, обеспе. оценку взаимосоотв. чел. и профессии в тех видах деят-ти, кот. осущ. в условиях, требующих от чел. ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоц-но-волевой регуляции.

Основой проф. отбора явл. конкретные нормативные харак-ки профессии: социальные; организационные, позволяющие врачам, психологам, подбирать, разрабатывать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соотв. конкр. проф. деятельности.

Система психолог. отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс соц. диагностич. мет-к (Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии") и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации диагностич. Инф-ции и составления прогнозов; показатели проф. эффект-ти и критерии оценки успешности деят-ти; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

 

 

Работоспособность. Динамика работоспосбности.

Работоспособность отражает возможности человека произвести работу на определенном отрезке времени. В зависимости от вида трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Работоспособность определяется адаптированностью, подготовленностью работника к данному виду труда, степенью тренированности организма.

Фазы работоспособности:

1) фаза врабатывания (активность постепенно различных физиологических систем организма "настраивается" на оптимальное обеспечение данного вида труда).

2) фаза устойчивой работоспособности (максимальная производительность)

3) фаза снижения работоспособности.

После перерыва вновь повторяются все фазы - врабатывания, максимальной работоспособности, ее снижения.

Во второй половине рабочей смены максимальная работоспособность ниже, чем в первой. Работоспособность имеет свойства периодически изменяться в течение суток, по дням недели и сезонам года.

У большинства людей с чётким режимом дня, особенно современным, каждый день в одно и то же время отходом ко сну и утренним подъёмом, в вечерние часы в коре головного мозга всё интенсивнее нарастает торможение и работа в это время оказывается не продуктивной.

 

Соотн-ие личности и проф-ии

Проблема проф-ого становления личн. явл. проблемой соотн-ия личности и профессии в целом. Сущ-ют две ос­новные парадигмы этого взаимодействия. Первая заключается в отрицании влияния профессии на личность. Сторонники этого подхода исходят из тезиса об изначальной «про­фес-ти» человека. Это означает, что, выбрав профессию, личность не из­меняется на пути ее освоения и осуществления трудовых функций.

Американ. исследователь Ф. Парсонс считал, что для правильно­го выбора профессии индивиду необх-мо иметь ясное предста-ие о себе и сво­их способ-ях. Помимо этого он должен знать о треб-ях, предъявляемых к нему профессией, и возможностях реализации поставленных целей. Заканчивается этап выбора установл-ем соотв-ия м/у треб-ми профессии и способ­-ми личности.

Аналог. взгляд сущес-вал и на профессию, кот. восприним. как механич. сумма заданий и труд. функций

Вторая парадигма взаим-ия профессии закл-ся в признании факта влияния профессии на личность и изменении личности в ходе проф-ого развития. Этот пр-сс начинается с мо­мента выбора проф-ии и длится в теч-ии проф. жизни человека. Выделяют четыре этапа профессионализации:

1) поиск и выбор профессии;

2) освоение профессии;

3) соц-ая и профес. адаптация;

4) выполнение профес. деят-ти.

Професс. разв-ие явл. частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на после­дующих этапах.

 

Прогресс. и регресс. стадии проф-ого развития личности.

Прогрессивная стадия связана с фор­м-ем мотивов проф. деят-ти и стр-ры проф. способ-ей, ЗУНов.

Профессиональная мотивация – сис-ма в побужде­ний, кот. вызывают труд. актив-ть человека.

В проф. деят-ти удовлетв-ся все потребности, но способы их удовлетв-ния различные.

Профессиональные способности — это св-ва психич. процессов и психомоторные ф-ции, обеспеч. эффект-ть деятельности.

Выделят 4 этапа формир-ия проф. способ-ей:

1) вхождение в деятельность;

2) первич. профессионал-ция;

3)стабилизация;

4) вторич. профессионал-ция.

Регрессивная стадия

Труд положительно влияет на человека и его личностные особенно­сти. Полный регресс означает, что негативные процессы за­тронули отдельные стр-ры псих. сис-мы деят-ти, что м/т снизить эффект-ть выпол-ия деят-ти.

Другим проявл-ем отриц-ого возд-ия профессии на личн. явл. феномен психического выгорания. Осн. причиной выгорания явл. на­пряж-ые отн-ия м/у клиентами и работниками. Психолог. опасность таких взаимоотн-ий закл. в том, что профес-лы имеют дело с чел-ми проблемами, несущими в себе отриц. эмоц. заряд, кот. ложится на их плечи.

Психическое выгорание –синдром, включающий в себя эмоц. истощение, деперсонал-цию и редукцию проф. достижений.

Эмоциональное истощение –чув-во эмоц. опустошенно­сти и усталости, вызванное собственной работой.

Среди факт-ов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивид. особенности личности.

Надежность субъекта труда.

Обеспечение высокого качества деят-ти в разл. ее проф. сферах в значительной степени определ. ур-ем надежности.

Надежность субъекта труда – Ур-нь безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с технич. сис-мой или др. специалистами. Надежность явл. качеством, свойством чел., кот. обусл. его проф. подготовл-ю и опытом, степенью направленности личности на деят-ть, ур-ем способ. и др. проф. психологич. кач-вами.

Осн. критерием проф. надежности явл. понятия «отказ» – прекращение действий или деят-ти, и «ошибка» – неправильное действие, приводящее к отклонению в деят-ти управляемой техники (или человека) за допустимые пределы. Состояние функциональных систем организма и психики, степень развития и реактивности профессионально важных качеств и функций человека влияют на уровень профессиональной надежности человека. Наличие указанной связи определило необходимость использования понятия «функциональная надежность».

Функциональная надежность субъекта труда – свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватных требованиях деятельности уровня развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.

Наблюдение как м-д оценки уровня профессионализма.

Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда.

Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы.

Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи с изучением ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименные элементов.

Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.153 (0.006 с.)