Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика функциональных состояний.

Поиск

Проблема функциональных состояний традиционно занимает одно из централь­ных мест в науках о трудовой деятельности человека.

Оптимальность психического функцио­нального состояния (ПФС) человека является важнейшим условием успешности и надежности производственной деятельности. Поэтому между ПФС и деятельностью существует сложная диалектическая взаимо­связь, которое оказы­вает существенное, а в экстремальных условиях — опреде­ляющее влияние на характеристики деятельности.

Психическое функциональное со­стояние – система психофизиологических и психических функций, от которых зависит продуктивность профессиональной дея­тельности и работоспособность человека на данном отрезке времени.

Необходимо подчеркнуть, что различные неблагоприятные функциональные состояния, возникаю­щие в процессе труда (утомление, монотопия, стресс и др.).

 

Утомление. Причины и виды утомления.

Утомление - временное снижение работоспособности, вызванное предшествующей деятельностью. Оно проявляется в возрастании количества ошибочных действий. Со стороны психической сферы при утомлении ослабляются процессы внимания, его устойчивость и переключаемость, ослабляются выдержка, настойчивость, снижаются возможности памяти, мышления.

Причины утомления:

1) длительная умственная работа, требующая усилен­ной концентрации, чрезвычайного внимания или тонкого навыка;

2) тяжелый физический труд;

3) однообразная работа в монотонном ритме;

4) шум, слабое освещение и температура воздуха, неблаго­приятная для труда;

5) конфликты, озабоченность или отсутствие интереса к работе;

6) заболевание, боль и недостаточное питание.

Виды утомления:

a. 1) Зрительное – следствие нагрузки зрительной системы при работе за дисплеем;

b. 2) мышечное утомление– вследствие преобладания статической нагрузки мышц;

c. 3) общее утомление –следствие общей психической нагрузки и темпа работы;

d. 4) психическое утомление, обусловленное духовным перенапряжением;

e. 5) хроническое утомление, обусловленное комбинированным действием нескольких видов утомления;

f. 6) субъективное чувство утомления – следствие длит. воздействия информац. потока при работе за компьютером.

Психологическая готовность к деятельности.

Готовность – активно-действенное сост-ие личн., установка. на определ. поведение.

На процесс выработки решения оказывает влияние подготовленность, его темпер-нт и характер. Решения м/б импульс., риск., осторож.

Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Психолог. предпосылками возник. гот-ти к выпол. учебной или труд. задачи явл. ее понимание, осознание ответст-ти, жел-е добиться успеха. Недостат. гот-ти приводит к ошибкам, кот. предъявл. сит-ей.

Пр-сс форми-я сост-я пси-холог. гот-ти к деят-ти предст. собой послед-ть взаимосвя. действий:

1) осозн-ие своих потреб-ей, требований общества;

2) осозн-ие целей выполн. задач, решение кот. приведет к удовлетв-ию потребностей;

3) осмысливание и оценка усл-ий, в кот. будут протекать предстоящие события;

4) определ-ие на основе опыта и оценки предстоящих усл-ий деят-ти наиболее рационал. и возможных способов решения задач или выполнения треб-ий;

5) прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

6) мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Готовность к деятельности и адаптация. Факторы адаптации.

Проф. готовность формируется на основе внешних и внутренних условий. К внешним условиям исследователи относят обстановку, в которой осуществляется деятельность, внутренним - устойчивые психологические особенности, присущие личности.

В структуру готовности ими включается единство нравственных, психологических и профессиональных компонентов.

Психолог. подготовл-ть – устойчивая харак-ка личности и деятельности – целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и др. составляющие, соответств. определ. содержанию и условиям деятельности.

Психологическая готовность – особое психическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение профессиональных задач, принятие самостоятельных решений.

Соц. адаптация рассм. как приспособление инд-да к условиям новой соц. среды. к определённым видам деятельности, которые осуществляются в данной соц. среде.

Факторы адаптации:

1. Микроклимат

2. Организация труда (Условия работы)

3. Профессиональные знания, навыки и умения

4. Характера

5. Способности

 

Приемы управ.функц.сост-ми

Сохранение работоспособ. возможно путем:

создания системы обеспечения проф.пригодности специалистов (разработка м-ов и пок-ей для их отбора и подготовки);

разработка эргономич. рек-ций по проектир-ию, созданию и эксплуатации системы «ЧМС», основанных на учете психол., физиолог., антропометрич. и др. возмож-ей чел. в ср-вах, сод-ии, усл-ях и организации деят-ти;

использ. м-ов и ср-в возд-ия на конкр. специалиста, кот. можно объед-ть в классы по их сод-ию, процедуре использ., механизмам воздействия.

Кл. пр. управ. функц. сост-ми:

1. Организац. (инд. регламентация труда – рабочая нагрузка, режим труда, отдыха и питания). Величина раб. нагрузки не должна приводить к функц. перенапряж.

2. Псих. (психогенные –цветомузыка; рефлексолог. – возд-ия – электротоком, массажем на биолог. актив. зоны кожи)

3. Физиолого-гигиенич. и электрофизиол. (регул-ия среды обитания, закаливание орг-ма; возд-ие электромагнит. излуч-ий)

4. Фармаколог.(стимуляторы ЦНС, успокаивающие препараты).

Фармакол. ср-ва целесообразно использ. в кач-ве временной меры поддержания или повышения работоспособ. чел. в особых усл-ях деятельности.

5. Физич. (физич. подг-ка, спорт, актив. отдых, массаж, душ, ванны).

Эффект. ср-вом проф-ки функц-ых наруш-ий и сохран. высокой работоспособ. для некотор. проф-ий явл. регламентация труда с уч. инд. особ-ей конкр. субъекта.

При сильном утомлении показано прим-ие пассив. отдыха (продолж. сон, чтение литературы).

Проф. дезадаптация.

«Проф. дезадаптация» – нарушения трудовой деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими. Изменение профессиональной среды, связанное, например, с изменением технологии, с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, с переходом в другой цех или на другое предприятие, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека приводят к профессиональной дезадаптации.

Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиолог. адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Стойкие нарушения психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах и/или отказе от деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.242 (0.008 с.)