Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к изучению неосознаваемого.

Поиск

Если говорить о современном состоянии изучения осознаваемых и неосознаваемых проявлений человеческой психики, то его наиболее характерной и прогрессивной чертой является нарастающая тенденция синтетического, системного подхода к этой проблеме с целью определить значение, роль и место сознания и бессознательного в целостной организации психической деятельности человека.

Рождение этого нового подхода было определено двумя решающими обстоятельствами: философией диалектического материализма и возникновением науки о высшей нервной деятельности, позволившей подойти к изучению психики с позиций материалистического естествознания. Можно со всей определенностью утверждать, что создатели этой науки отнюдь не прошли мимо неосознаваемых проявлений деятельности мозга«Темные ощущения» И.М. Сеченова, идея И.П. Павлова о возможности замыкания временных нервных связей (ассоциаций) вне «светового пятна сознания», «подсознательные доминанты» А.А. Ухтомского служат убедительным тому подтверждением. Большой вклад в анализ значения неосознаваемых компонентов психики для художественного творчества внес режиссер К.С. Станиславский, призывавший актера «сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества».

Последние десятилетия продемонстрировали эффективность строго научного экспериментального подхода к исследованию неосознаваемого психического. Г.В. Гершуни был первым, кто применил павловский метод условных рефлексов в этой области психофизиологии.

Непосредственное отношение к проблеме неосознаваемого психического имеют исследования закономерностей и механизмов вероятностного прогнозирования (И.М. Фейгенберг, О.К. Тихомиров и др.)Дело в том, что при совершении того или иного действия мы всегда прогнозируем не только цель этого действия, но и вероятность (возможность) достижения цели в данных условиях.

Значение неосознаваемых проявлений психики было в полной мере оценено «теорией установки», которую предложил глава грузинской школы психологов Д.Н. УзнадзеВ настоящее время эту теорию творчески развивают А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия, Ф.В. Бассин и другие советские психологиВот почему первый в нашей стране Международный симпозиум, посвященный природе, функциям и методам исследования неосознаваемого психического, состоявшийся 1...5 октября 1979 года в Тбилиси, был организован Академией наук Грузинской ССР и Тбилисским государственным университетом.

Публикуемая ниже статья П.В. Симонова посвящена одному из направлений изучения неосознаваемого психическогоЭто направление непосредственно связано с «информационной теорией эмоций», сформулированной автором в 1964 году.


10,11. Ощущение и восприятие: определение, классификации, св-ва (общие и продуктивные). Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Особенности восприятия пространства, времени и движения. Эффекты соц.восприятия. Сущность перцептивной защиты.

Ощущение-это отражение отдельных св-в предметов и явлений. Они возникают в следствии воздействия раздражителя на органы чувств. Физиологической основой ощущений яв-я деятельность анализатора. Виды: по модальности(Аристотель): зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные; по расположению рецепторов (Ч.Шеррингтон): экстероцептивные -рецепторы расположены на поверхности тела, отражают свойства явлений внешней среды; они бывают: а) контактные -передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (осязательный, вкусовой); б) дистантные -отвечают на раздражение, исходящее от удаленного объекта (зрительные, слуховые, обонятельные); интерацертивные - рецепторы расположены во внутренних органах и тканях, отражают состояние внутренних органов (ощущения боли, ощущения равновесия, ощущения ускорения);проприоцептивиыс — рецепторы расположены в мышцах, связках, информация о движении и положении тела (мышечно-двигательные).

Свойства: качества, что отражает мозг (запах, вкус); интенсивность(ечла ощущения) зависит от силы раздражителя; длительность определяется временем длительности раздражителя. Существует латентный скрытый) период ощущения, когда при воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу; пространственная локализация, где в пространстве располагается раздражитель.

Чувствительность (в психофизике)-величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Различаются чувствительность абсолютная- способность ощущать очень слабое раздражение. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Минимальная величина раздрожителя при кот.впервые возникает ощущ. называется нижним абсолютным порогом. Дифференциальная-чувствительность к различению силы раздражителя. Порог чувствительности - это величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответствующего вида чувствительности.

Основные характеристики анализаторов

1.Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Верхний порог -максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор 2. Дифференциальный, разностный порог

•наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные

3. Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

4. Временной порог - минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Виды адаптации: полное исчезновение ощущений возникает при продолжительном воздействии раздрожителя (обонятельное, тактильное); притупление чувствительности возникает под воздействием очень сильного раздрожителя (температура, зрительные); повышение чувствительности происходит под воздействием очень слабого раздражителя. Восприятие-отражение мозгом предметов и явлений в целом совокупности всех св-в возникающие при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Классиф-я: по основной модальности- зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. По форме существованиематерии:восприятин пространства-это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в кот. они находятся; восприятие двмжения-отражение во времени изменений расположения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Воспринимают:характер, форму, амплитуду, направление, скорость и ускорение движения. свойства восприятия:

избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес; зависит от интересов, установок и потребностей личности);

предметность (способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения)

категориальность -осмысленность (восприятие носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному класс).

• константность (определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия это постоянство обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов;);

• целостность (выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов).

Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состояний даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих. Перейдолические иллюзии обычно вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоих, трещины на стенах или на потолке воспринимаются как яркие картины, сказочные герои. необыкновенные растения.


12.Память:определение, процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание), виды, св-ва. Методы тренировки памяти. Память-процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Характеристики памяти: Объем количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации); быстрота (способность в процессе запечатавши, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости её обработки и использования); точность (способность в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание);готоеностб (предрасположенность человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию). Процессы памяти:

запоминание (запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения);сохранение (удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени);воспроизведение (активизация закрепленного ранее содержания психики);узнавание (сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать);забывание (оно в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее). Виды памяти: наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы);словесно- логическая (память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации); двигательная (память на движение)',эмоциональная (память на переживания).

По степени произвольности: непроизвольную намять (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работа; над информацией); произвольную память (информация запоминается целенаправленно при помощи специальных приемов). В зависимости от приемов заучивания различают механическую намять (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается, основанное на повторении материала без его осмысления), логическую(смысловую) (запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации). По длительности различают виды памяти: кратковременную (запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия), долговременную (память в интересах длительного с храпения информации, которая часто запоминается после многократного повторения), оперативную(сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.008 с.)