Деятельностный подход в психологии. Стр-ра деят-ти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельностный подход в психологии. Стр-ра деят-ти.



Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. activity approach) — совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности — одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева — с др. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Структура деятельности.

Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.

Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестические и волевые действия.

Теория деят-и наиболее полно рассматривалось в трудах А.Н.Леонтьева. Деят-ть это необходимые условия формирования личности. Личность выступает как субъект деят-и. Сознание первоначально формируется в деят-и, а затем обеспечивает ее регулирование. Деят-ть поним-я как активность живого организма направленная на удовлетворение потребности. Именно потребность выступает толчком деят-и.

Мотивы -то, что побуждает чел. к деятельности. Действия -относительно законченные элементы деят-и, направленные на достиж. промежуточных целей. Цели -то, на что направлена непосредственно деят-ть.

 


7.Развитие психики в филогенезе Соврем.псих, исходит из того, что психика возникает и развив. В процессе эвол.материи. Вся материя обладает свойством отражения. Зачаточной формой психического отражения является чуествительность-ло первая стадия развития психики,т.е. стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии отражаются отдельные свой-ва предмета в целом. Ведущ. Формой поведения яв.инстинктивное поведение-это цепь врожденных безусловных рефлексов.

В дальнейшем усложняется строение нерв. Системы, появл.спин. и головной мозг. На поздних этапах эволюц.появл. кора больших полушарий (анализ инф.) Появл. Новая форма психич.отражения - стадия перцептивной (восприним.) психики.Появляется способность к формиров.целостного образа. Появл. приобретен.формы повед. -навык. Приматы подним. Еще на одну ступень, возникают интеллект-е повед. Начинается история развития человеческого сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.005 с.)