Психологические проблемы суицидологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы суицидологии



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

О. П. Макушина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДОЛОГИИ

Учебная программа курса

и планы семинарских занятий для вузов

 

ВОРОНЕЖ 2010

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-6 от 17.06.2010.

 

 

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 4 курса очной формы обучения специальности психологии факультета философии и психологии ВГУ.

 

 

Для специальности: 030301 − Психология.

ДС.12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неуклонный рост количества суицидов и суицидальных попыток, наблюдающийся в современном обществе, обуславливает необходимость обращения пристального внимания специалистов разных специальностей к явлению самоубийства. В настоящее время наблюдается опасная тенденция, связанная с «омоложением» суицида: статистические данные показывают, что наибольшая частота самоубийств приходится на возраст 15 – 24 лет, а количество самоубийств среди детей 5 – 14 лет за последние 30 лет возросло в 8 раз, что делает суицидальное поведение важнейшей социальной проблемой. Осуществление эффективной профилактики и коррекции суицидального поведения невозможно без психологической разработки вопросов, связанных с пониманием механизмов, причин, факторов и особенностей самоубийств у представителей различных категорий населения. Особую проблему составляет рост числа самоубийств среди военнослужащих. В связи с этим изучение основ суицидологии представляется абсолютно необходимым для студентов-психологов. Данный курс преподается у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и получающих специализацию «Военная психология».

Цель дисциплины «Психологические проблемы суицидологии» – формирование у будущих специалистов–психологов готовности стать руководителями и организаторами процесса предупреждения и преодоления суицидального поведения у различных категорий людей, особенно военнослужащих.

Основными задачами курса являются: 1) формирование знаний о психологии суицидального поведения как отрасли психологической науки; 2) формирование знаний о структуре, мотивах и механизмах развития суицидального поведения; 3) обоснование структуры и сущности процесса психологической профилактики суицидального поведения; 3) знание и умение выделять основные социально-экономические, политические, духовные, педагогические, психологические и физиологические причины и факторы суицидального поведения у различных категорий населения, особенно военнослужащих; 4) знание организации, содержания и методики психологической диагностики суицидального поведения.

Данная учебная дисциплина имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей, возрастной, клинической, социальной, юридической психологии, психологии девиантного поведения, психодиагностике и ряду других учебных дисциплин.

В результате изучения курса студенты должны усвоить следующие основные дидактические единицы: понятия суицида и суицидального поведения, соотношение суицида, суицидального поведения и аутодеструктивного поведения, сформировать навыки выявления суицидальной мотивации, уметь применять в психокоррекционной деятельности основные методы, приемы и средства предупреждения и преодоления различных суицидальных форм поведения.

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины и подразумевает проведение как лекционных, так и семинарских занятий. Изучение психологических проблем суицидологии рассчитано на один семестр, включает проведение текущего контроля (в форме понятийного диктанта) и завершается зачетом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
  Введение в суицидологию        
  Понятие и виды самоубиств        
  Отношение к самоубийству в истории человечества        
  Суицидальное поведение        
  Постсуицидальный период        
  Теоретические подходы к пониманию самоубийства        
  Психологические особенности личности суицидента        
  Причины, мотивы и факторы суицидального поведения        
  Возрастные особенности суицидального поведения        
  Гендерные особенности суицидального поведения        
  Этно-культурные особенности суицидального поведения        
  Суицидальное поведение личности, страдающей психическими заболеваниями        
  Суицидальное поведение военнослужащих        
  Психологические реакции близких человека, совершившего суицид        
  Психологическая помощь суициденту. Профилактика суицидального поведения        
  Итого        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В СУИЦИДОЛОГИЮ

 

Суицидология как наука, история ее возникновения. Предмет, задачи и методы суицидологии. Суицидальное поведение как психологическая проблема.

Проблема самоубийства в современном обществе. Традиционные стереотипы в отношении к самоубийству. Проблема эстетизации самоубийства в художественной литературе и кинематографе.

Признаки суицидального риска. «Предсуицидальный синдром». Психологическая помощь потенциальному суициденту. «Кризисная интервенция». Оказание экстренной психологической помощи человеку в процессе совершения им суицидальной попытки.

Работа телефона доверия. Принципы и методы телефонного консультирования. Этапы беседы с суицидальным абонентом.

Индивидуальная, групповая и семейная формы кризисной терапии.

Юридические и этические аспекты проблемы самоубийства.

Профилактика суицидального поведения: первичная, вторичная, третичная. Структура отечественной суицидологической службы. Концептуальные модели превенции самоубийства, рекомендуемые Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): медицинская, социологическая, экологическая. Содержание превентивных мер. Психологическая профилактика рецидивов самоубийства.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. – СПб.: Союз, 1998. – 492 с.

3. Ефремов В. С. Основы суицидологии / В. С. Ефремов. – СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. – 480 с.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

5. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

6. Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Д. Батчер, С. Минека. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с.

7. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / Ю. А. Клейберг. – М.: Сфера, 2001. – 160 с.

8. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – 608 с.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 539 с.

10. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. – М.: Аперель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 406 с.

11. Лукас К. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства / Кристофер Лукас, Генри М. Сейден. – М.: Смысл, 2000. – 254 с.

12. Меннингер К. Война с самим собой / Карл Меннингер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 477 с.

13. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. М.: Смысл, 2005. 310 с.

14. Паперно И. Самоубийство как культурный институт / И. Паперно. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 252 с.

15. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 376 с.

16. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных тестах / сост. А. Н. Моховиков. – М.: Когито-Центр, 2001. – 569 с.

17. Сыромятников И. В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика: учеб. пособие / И. В. Сыромятников, В. Г. Чайка. – М.: Тип. ВУ, 2001. – 108 с.

18. Чхартишвили Г. Ш. Писатель и самоубийство / Г. Ш. Чхартишвили. – М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 573 с.

19. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 336 с.

20. Шнейдман, Э. С. Душа самоубийцы / Э. С. Шнейдман. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

21. Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/)

22. Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981–2009 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2009. – (CD–ROM)

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Вопросы для обсуждения

1. Мотивации суицидального поведения женщин.

2. Способы совершения самоубийства женщинами.

3. Личностные особенности суициденток.

4. Профилактика женского суицидального поведения.

Дополнительная литература

1. Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер. – СПб., М.: Прайм-еврознак: Нева, 2002. – С. 251–253.

 

Вопросы для обсуждения

1. Аффективные расстройства и самоубийство.

2. Тревожные расстройства и самоубийство.

3. Алкоголизм, злоупотребление психоактивными веществами как фактор суицидального поведения.

4. Суицидальное поведение лиц, страдающих пищевыми нарушениями.

5. Расстройства личности и самоубийство.

6. Суицидальное поведение больных эндогенными психическими заболеваниями.

Вопросы для обсуждения

Работа телефона доверия.

Критерии оценок

  Оценка Критерии оценок зачета
  Зачтено 1) положительные оценки по коллоквиумам (беседа с преподавателем, письменные ответы на вопросы, тест по разделам учебной дисциплины и проч.), проводимым в течение изучения дисциплины, – не менее 70 % выполнения заданий; 2) выполнение всех заданий семинарских занятий, предусмотренных программой дисциплины; 3) выполнение всех практических работ, предусмотренных программой дисциплины; 4) выполнение всех лабораторных работ, предусмотренных программой дисциплины; 5) выполнение всех промежуточных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ на положительные оценки; 6) наличие конспектов самостоятельно изученных тем дисциплины.
  Не зачтено Выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из требований, предъявляемых к оценке «зачтено».

ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Проблема самоубийства в современном обществе. Общественные стереотипы в отношении самоубийства.

2. Понятие самоубийства, его виды.

3. Понятие суицидального поведения, его структура и динамика.

4. Постсуицидальный период: особенности, виды, динамика.

5. Теоретические подходы к пониманию природы самоубийства.

6. Психологические особенности личности суицидента.

7. Причины и мотивы самоубийства.

8. Факторы суицидального поведения.

9. Суицидальное поведение детей. Динамика отношения ребенка к смерти.

10. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте.

11. Суицидальное поведение пожилых людей.

12. Особенности суицидального поведения женщин.

13. Этнические особенности суицидального поведения.

14. Суицидальное поведение личности, страдающей тревожными и аффективными расстройствами.

15. Суицидальное поведение личности с аддиктивным поведением.

16. Личностные расстройства и нарушения пищевого поведения как факторы самоубийства.

17. Суицидальное поведение личности, страдающей эндогенными психическими заболеваниями.

18. Суицидальное поведение личности, страдающей соматическими заболеваниями.

19. Особенности суицидального поведения военнослужащих.

20. Определение риска совершения суицида.

21. Психологическая помощь потенциальному суициденту.

22. Экстренная психологическая помощь суициденту в ситуации совершения попытки самоубийства.

23. Психологические реакции близких человека, совершившего суицид.

24. Психологические реакции психотерапевта на суицид клиента.

25. Психологическая помощь семье суицидента.

26. Профилактика суицидального поведения.

 

 

Учебное издание

Макушина Ольга Петровна

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

О. П. Макушина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДОЛОГИИ

Учебная программа курса

и планы семинарских занятий для вузов

 

ВОРОНЕЖ 2010

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-6 от 17.06.2010.

 

 

Рецензент доц. Кунаковская Л. А.

 

 

Программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендовано для студентов 4 курса очной формы обучения специальности психологии факультета философии и психологии ВГУ.

 

 

Для специальности: 030301 − Психология.

ДС.12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Неуклонный рост количества суицидов и суицидальных попыток, наблюдающийся в современном обществе, обуславливает необходимость обращения пристального внимания специалистов разных специальностей к явлению самоубийства. В настоящее время наблюдается опасная тенденция, связанная с «омоложением» суицида: статистические данные показывают, что наибольшая частота самоубийств приходится на возраст 15 – 24 лет, а количество самоубийств среди детей 5 – 14 лет за последние 30 лет возросло в 8 раз, что делает суицидальное поведение важнейшей социальной проблемой. Осуществление эффективной профилактики и коррекции суицидального поведения невозможно без психологической разработки вопросов, связанных с пониманием механизмов, причин, факторов и особенностей самоубийств у представителей различных категорий населения. Особую проблему составляет рост числа самоубийств среди военнослужащих. В связи с этим изучение основ суицидологии представляется абсолютно необходимым для студентов-психологов. Данный курс преподается у студентов, обучающихся по специальности «Психология» и получающих специализацию «Военная психология».

Цель дисциплины «Психологические проблемы суицидологии» – формирование у будущих специалистов–психологов готовности стать руководителями и организаторами процесса предупреждения и преодоления суицидального поведения у различных категорий людей, особенно военнослужащих.

Основными задачами курса являются: 1) формирование знаний о психологии суицидального поведения как отрасли психологической науки; 2) формирование знаний о структуре, мотивах и механизмах развития суицидального поведения; 3) обоснование структуры и сущности процесса психологической профилактики суицидального поведения; 3) знание и умение выделять основные социально-экономические, политические, духовные, педагогические, психологические и физиологические причины и факторы суицидального поведения у различных категорий населения, особенно военнослужащих; 4) знание организации, содержания и методики психологической диагностики суицидального поведения.

Данная учебная дисциплина имеет широкие межпредметные связи. Ее изучение опирается на теоретическую подготовку студентов по общей, возрастной, клинической, социальной, юридической психологии, психологии девиантного поведения, психодиагностике и ряду других учебных дисциплин.

В результате изучения курса студенты должны усвоить следующие основные дидактические единицы: понятия суицида и суицидального поведения, соотношение суицида, суицидального поведения и аутодеструктивного поведения, сформировать навыки выявления суицидальной мотивации, уметь применять в психокоррекционной деятельности основные методы, приемы и средства предупреждения и преодоления различных суицидальных форм поведения.

Программа разработана в соответствии с логикой и структурой учебной дисциплины и подразумевает проведение как лекционных, так и семинарских занятий. Изучение психологических проблем суицидологии рассчитано на один семестр, включает проведение текущего контроля (в форме понятийного диктанта) и завершается зачетом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Наименование разделов и тем Лекций Семин. Всего ауд. Самост. раб.
  Введение в суицидологию        
  Понятие и виды самоубиств        
  Отношение к самоубийству в истории человечества        
  Суицидальное поведение        
  Постсуицидальный период        
  Теоретические подходы к пониманию самоубийства        
  Психологические особенности личности суицидента        
  Причины, мотивы и факторы суицидального поведения        
  Возрастные особенности суицидального поведения        
  Гендерные особенности суицидального поведения        
  Этно-культурные особенности суицидального поведения        
  Суицидальное поведение личности, страдающей психическими заболеваниями        
  Суицидальное поведение военнослужащих        
  Психологические реакции близких человека, совершившего суицид        
  Психологическая помощь суициденту. Профилактика суицидального поведения        
  Итого        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.051 с.)