Тема 26. Психологические идеи в Русской философии ХХ столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Психологические идеи в Русской философии ХХ столетия



Психологические проблемы в «философии всеединства».

Н.А.Бердяев, очерк жизни и творчества. Проблема свободы. Проблема творчества. Представления о сублимации. Проблема индивидуальности. Разработка идей Н.А.Бердяева Б.П..Вышеславцевым.

П.А.Флоренский, очерк жизни и творчества. Методологические проблемы познания. проблема символа. Анализ культуры.

М.М.Бахтин как психолог. Очерк жизни и творчества М.М.Бахтина. Принцип диалогизма в психологии. М.М.Бахтин о психоанализе. Соотнесение идей М.М.Бахтина и Л.С.Выготского.

Психологические идеи С.Л.Франка. Эволюция философских и психологических идей С.Л.Франка.

Психологические проблемы в творчестве Э.В.Ильенкова. Диалектическая логика и психология. Проблема идеального.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 26.

1. Взгляды Н.А.Бердяева и Б.П.Вышеславцева в соотнесении с позициями психоанализа и аналитической психологии.

 

Основная литература: 3, 5

Дополнительная литература: 6, 7

 

Примерная тематика семинаров

Методические рекомендации к семинарам

Подготовка к семинарским занятиям определяется не только его темой, но и спецификой изучаемого материала, а также организационной спецификой проведения занятия. По усмотрению преподавателя семинары могут осуществляться на основе различных методических подходов, представляя различные «жанры» проведения семинаров («позиционное обучение», ролевые игры, элементы мозгового штурма, обсуждение докладов, комментированное чтение и т.д.). В зависимости от этого преподаватель должен заранее готовить группу к семинару, определяя конкретные задания группе в целом или отдельным студентам дифференцированно. Отметим также, что преподаватель может рекомендовать при подготовке к занятиям литературу, отсутствующую в представленном в данной программе перечне – при условии ее доступности студенту.

 

Семинар 1 (тема 1). История психологии как наука

1. Значение истории психологии для развития психологической науки и практики.

2. Основные принципы анализа исторического развития науки.

Методические рекомендации.

При подготовке к данному семинарскому занятию следует обратить особое внимание на методологические аспекты истории психологии и, в частности, попытки рассмотрения истории психологии с точки зрения «теории парадигм» Т.Куна (она, в частности, обсуждается М.Г.Ярошевским - ист. №5 рекомендованного списка). С темой семинара непосредственно соотносится вопрос о том, является психология парадигмальной или непарадигмальной наукой.

 

Семинар 2 (тема 4). Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв)

1. Психологические воззрения Р.Декарта.

2. Психологические воззрения Д.Локка.

 

Методические рекомендации.

На данном семинарском занятии обсуждаются позиции двух авторов ХУП столетия, концепции которых в ряде отношений выступают как противоположные. Соответственно, при подготовке необходимо выявить эти позиции и соотнести их как оппозиции. Это удобно представить в виде таблицы:

 

Обсуждаемая проблема Позиция Р.Декарта Позиция Дж.Локка
1.    
2.    

 

Очевидно, что количество строк определяется количеством выделенных студентом проблем.

 

Семинар 3 (тема 8). Психоанализ и его дериваты

1. Влияние личной истории психолога на его представление о личности (на примере К.Юнга).

2. Постулаты классического психоанализа и отход от них в неофрейдизме.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует обратиться к работе К.Г.Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления» (№ 15 предложенного перечня). В том, как К.Г.Юнг описывает переживания детства и юности, необходимо выявить параллели с его представлениями о психологических типах, структуре души, архетипах и другими базовыми положениями его учения. В ряде случаев подспорьем будут комментарии самого К.Г.Юнга.

При подготовке ко второму вопросу целесообразно составление таблицы, аналогичной той, что мы рекомендовали к семинару 3, с той разницей, что в ней должно быть больше колонок – соответственно тому, чьи позиции – наряду с классическим психоанализом – будет исследовать студент. Мы рекомендуем, наряду с классическим психоанализом, рассмотреть позиции А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма и Э.Эриксона. Вместе с тем, если студент захочет включить в этот перечень дополнительно других авторов, он имеет на это право.

 

Семинар 4 (тема 10). Гештальтпсихология

1. Исследование познавательных процессов в гештальтпсихологии.

2. Принцип целостности в психологии конца Х1Х – начале ХХ в.

 

Методические рекомендации.

При подготовке по первому вопросу следует в первую очередь обратить внимание на исследования зрительного восприятия и мышления. Рекомендуется, с одной стороны, выделение основных понятий, на основе которых описываются познавательные процессы, и основных принципов, на основе которых объясняется выявленная феноменология; с другой – соотнесение их с понятиями, феноменологией и принципами, рассматриваемыми в современной когнитивной психологии (на основе материалов, изучавшихся в курсе «Общая психология».

При подготовке ко второму вопросу следует, наряду с анализом гештальтпсихологии, обратиться к идеям Грацкой школы и Лейпцигской школы целостной психологии.

 

Семинар 5 (тема 13). «Понимающая психология»

1. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в психологии.

2. Проблемы духовности в работах В.Дильтея и Э.Шпрангера.

Методические рекомендации.

При подготовке по первому вопросу рекомендуется соотнесение позиций В.Вундта и В.Дильтея; предполагается, что в ходе семинарского занятия проблема будет поставлена в более широком плане с проблемным обсуждением возможностей построения психологии по типу естественных наук и в соответствии с принципами гуманитарного познания.

При подготовке по второму вопросу следует обратить внимание на вопрос о том, как соотносится с психологией проблематика духовности и каким образом психология может обсуждать эти проблемы. Предполагается, что эта проблема будет поставлена на семинаре для группового обсуждения.

 

Семинар 6 (тема 15). Американская «гуманистическая психология»

1. Гуманистическая психология как «третья сила» в североамериканской психологии.

2. Философско-методологические основания теории К.Роджерса.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу необходимо сопоставить позиции гуманистической психологии с позициями психоанализа и бихевиоризма. Результаты целесообразно представить в виде таблицы.

При подготовке ко второму вопросу следует уделить внимание феноменологической позиции Карла Роджерса.

 

Семинар 7 (тема 20). Л.С.Выготский и его школа

1. Развитие взглядов Л.С.Выготского.

2. Развитие теории деятельности А.Н.Леонтьева с 30-х по конец 70-х гг. ХХ в.

 

Методические рекомендации.

Данное занятие содержательно соотносится с разнообразным материалом, усвоенным студентами в ходе предшествующих учебных лет, и требует активизации знаний прежде всего по общей психологии и психологии развития. При обсуждении взглядов Л.С.Выготского и их эволюции в контексте отношений его с учениками, важно соотнести трактовку их Г.Л.Выгодской и А.А.Леонтьевым, Д.А.Леонтьевым и Е.Е.Соколовой (источники 2 и 8 из рекомендованного списка).

 

Семинар 8 (тема 26). Психологические идеи в русской философии ХХ столетия

1. Психологические идеи в философии всеединства.

2. Проблемы свободы и творчества в воззрениях русских религиозных философов.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к данному семинару следует иметь в виду, что проблематика философии всеединства не всегда напрямую соотносится с привычными психологическими формулировками. В историческом аспекте ее нужно прежде всего соотносить с годами становления российской психологии, когда в работе Московского психологического общества активно участвовал В.С.Соловьев. Психологическая проблематика была напрямую связана с духовно-философской, и подготовка студента предполагает в данном случае обращение к курсу философии. Второй вопрос тесно связан с первым и предполагает обращение к идеям прежде всего Н.А.Бердяева и Б.П.Вышеславцева, прямо полемизировавших с идеями психоанализа (Н.А.Бердяев) и пытавшихся соединить некоторые идеи психоанализа с христианской антропологией (Б.П.Вышеславцев).

 

8. Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля по дисциплине.

Промежуточный контроль осуществляется после изучения каждого из разделов дисциплины в форме коллективного коллоквиума.

Рубежный контроль представляет собой защиту студентом реферата по избранной теме. Тема реферата избирается студентом самостоятельно. Перечень возможных тем рефератов см. ниже. По согласованию с преподавателем может быть сформулирована тема реферата за пределами приведенного перечня.

Формой итогового контроля является экзамен

 

Примерная тематика рефератов.

 

1. Демокрит, Платон, Аристотель: сравнительный анализ психологических воззрений.

2. Р.Декарт и Д.Локк: диалог относительно «врожденных идей».

3. Особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции, Германии.

4. Структурализм и функционализм: сравнительный анализ.

5. Причины «скрытого кризиса» ассоцианизма.

6. Влияние У.Джеймса на психологию ХХ столетия.

7. Причины и проявления «открытого кризиса» в психологии.

8. Классический психоанализ: истоки и основные характеристики.

9. Основные направления неофрейдизма.

10. Поведение как предмет психологии: основные направления исследований в России и США.

11. Гештальтпсихология и основные линии ее влияния на психологию ХХ столетия.

12. Французская социологическая школа и культурно-историческая теория Л.С.Выготского: сравнительный анализ.

13. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и теория деятельности А.Н.Леонтьева: сравнительный анализ.

14. Деятельностный подход в психологии: основные варианты в сравнении.

15. «Гуманистическая психология» как «третья сила» в американской психологии.

16. Когнитивная психология, ее истоки и основные характеристики.

17. Проблема бессознательного в психологии: основные направления исследований и практического приложения.

18. Направления практической психологии, ориентированные на экзистенциализм: общие тенденции и специфика.

 

10. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:

 

1. Основные этапы формирования предмета психологии.

2. Особенности психологических представлений в дофилософском античном мышлении.

3. Прообразы практической психологии в античной культуре.

4. Формирование принципов будущей научной психологии в античной философии.

5. Психологические воззрения Демокрита.

6. Психологические воззрения Платона.

7. Психологические воззрения Аристотеля.

8. Психологические аспекты неоплатонизма.

9. Психологические воззрения А.Августина.

10.Спор об универсалиях, его связь с предшествующей и последующей психологией.

11.Психологические представления мыслителей Арабского Востока.

12. Зарождение новых психологических идей в Эпоху Возрождения.

13.Р.Декарт как психолог, физиолог и методолог науки.

14.Психологические воззрения Б.Спинозы.

15.Психологические воззрения В.Лейбница.

16.Психологические воззрения Д.Локка.

17.Общая характеристика ассоцианизма.

18.Развитие ассоцианизма в Англии.

19.Развитие ассоцианизма в Германии.

20.Развитие ассоцианизма во Франции.

21. «Скрытый кризис» в психологии: причины и проявления.

22. Психофизика и ее роль в психологии.

23. В.Вундт и его роль в психологии.

24.Психологические воззрения Ф.Брентано.

25. Психологические воззрения У.Джеймса.

26.Причины и проявления «открытого кризиса» в психологии. Краткая характеристика основных направлений психологии этого периода.

27.Вюрцбургская школа исследований мышления: главные представители; основные идеи и исследования.

28. Общий очерк развития психоанализа (основные направления и этапы развития).

29. Классический психоанализ З.Фрейда как теория и практика.

30. «Аналитическая психология» К.Г.Юнга.

31.«Индивидуальная психология» А.Адлера.

32. Психологические взгляды К.Хорни.

33. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма.

34. Психологическая концепция Г.С.Салливена.

35. «Эго-психология». Теория Э.Эриксона.

36. В.Райх, его роль в психологии.

37. Классический бихевиоризм (Д.Уотсон).

38. Необихевиоризм: основные представители, идеи, направления исследований.

39. Социобихевиоризм: основные представители, идеи, направления исследований.

40. Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований.

41. «Теория поля» К.Левина.

42. «Понимающая психология». Влияние идей В.Дильтея на последующую психологию.

43.П.Жане, влияние его идей на зарубежную и российскую психологию.

44. Французская социологическая школа.

45. Экзистенциальный анализ (общий очерк).

46. Логотерапия (В.Франкл).

47. «Гуманистическая психология» (общий очерк). Психологические воззрения А.Маслоу.

48. К.Роджерс как теоретик и практик.

49. Теория Ж.Пиаже в ее развитии.

50. «Когнитивная психология».

51. Психологические воззрения в ранней русской философии и науке (Г.С.Сковорода, М.В.Ломоносов).

52. Психологические воззрения «славянофилов» и «западников» (сравнительный анализ).

53.Психологические взгляды Н.Г.Чернышевского.

54. И.М.Сеченов и его роль в развитии отечественной психологии.

55. Общий очерк ситуации в отечественной психологии в конце XIX- начале XX века (дореволюционный период).

56. В.М.Бехтерев и его вклад в отечественную психологию.

57.Н.Н.Ланге, его вклад в отечественную психологию.

58. И.П.Павлов и его роль в отечественной психологии.

59. Психоанализ и педология, их судьба в России.

60. Л.С.Выготский как методолог и психолог.

61. А.Р.Лурия: его вклад в различные отрасли психологии.

62. «Теория деятельности» А.Н.Леонтьева.

63. Психологические взгляды Д.Б.Эльконина.

64. «Теория поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина.

65. Философско-психологическая теория С.Л.Рубинштейна.

66. Эволюция психологических взглядов П.П.Блонского.

67. Г.И.Челпанов и его роль в становлении отечественной психологии.

68. Д.Н.Узнадзе: «Теория установки».

69. «Ленинградская психологическая школа» (общий очерк становления).

70.Психологические воззрения М.Я.Басова.

71.Психологические воззрения А.Ф.Лазурского.

72. Б.Г.Ананьев: его вклад в различные направления психологии. «Человекознание».

73. «Теория отношений» В.Н.Мясищева.

74. Психологические воззрения Б.М.Теплова.

 

11. Рекомендуемая литература

 

11.1. Основная литература

1. Гальперин П.Я.. Ждан А.Н. История психологии: ХХ век. М.. 2003

2. Ждан А. Н. История психологии. М., 2005

3. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2003

4. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 2005

5. Ярошевский М.Г. История психологии. М.. 1997

 

11.2. Дополнительная литература

1. Аристотель. О душе. Соч. т.1, М.. 1984

2. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность Штрихи к портрету. М., 1996

3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч., т.1, М.. 1982

4. Джемс У. Психология. М., 1991

5. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.. 1997

6. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991

7. Зинченко В. П., Моргунов Е. М. Очерки российской психологии. М., 1995. История психологии. Тексты. М., 1992

8. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.. 2004

9. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М.. 2005

10. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. М., 2004

11. Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Мн., 1994

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. М., 1994

13. Российская психология в ХХ веке. М., 1998

14. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989

15. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1998

16. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.062 с.)