Тема 4. Психологические воззрения в новое время (XVII-XVIII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Психологические воззрения в новое время (XVII-XVIII вв. )



Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Ценность индивидуальности в западноевропейской традиции. Психологические и методологические идеи Ф. Бэкона. Р. Декарт как психолог и методолог. Психофизическая проблема; проблема врожденных идей; представление о рефлекторной дуге; принципы познания. Психологические воззрения Б. Спинозы. Монистический подход. Принцип уподобления. Монадология В. Лейбница и ее влияние на будущую психологию. Проблема бессознательного. Д. Локк и проблема опыта. Психолого-педагогические идеи Д. Локка. Представление об ассоциации.

Универсализация принципа ассоциации в представлениях Д.Юма.. Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма. Общая характеристика психологического ассоцианизма и его основных принципов. Основные особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии.. Психолого-педагогические приложения ассоцианизма.

Эмпиризм как принцип новой психологии. Представления о строении души. Х.Вольф и идеи эмпирической психологии.

Психологические воззрения французских материалистов. Проблема двойной детерминации.

Ж.-Ж.Руссо и истоки гуманистической психологии. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Ж.-Ж.Руссо.

Ф. Месмер, его роль в становлении психотерапии и будущей практической психологии личности.

Психологические идеи в русской философии и науке ХVIII в.

Философско-психологические взгляды Г.С.Сковороды: проблема сущности человека и способа ее постижения через самосозерцание. Психологические идеи М.В.Ломоносова. Теория ощущений. Прикладные психологические проблемы в трудах М.В.Ломоносова. Психологические проблемы в работах Н.И.Новикова. Психологические идеи А.Н.Радищева: психофизическая проблема; проблема смертности души; проблема роли культуры в психической жизни; идея человека как существа соучаствующего и сочувствующего.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 4.

1. Проблема врожденного и приобретенного в воззрениях Р.Декарта и Д.Локка.

2. Психологические идеи в ранней русской философии и науке.

 

Основная литература: 2, 5

Дополнительная литература: 6

Тема 5. Развитие психологии в XIX веке (до становления самостоятельной наукой)

Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и «Шотландской школы» в работах Т.Брауна. «Жесткий ассоцианизм» Д.Милля; воплощение его идей в педагогической практике. Сближение логики и психологии в учении Д.С.Милля. А.Бэн как последний представитель классической ассоцианистической психологии. Правило «проб и ошибок», его влияние на последующее развитие психологических идей. Г.Спенсер: эволюционные идеи в ассоцианистической психологии. И.Ф.Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу.

Распространение френологии, ее влияние на развитие психологии и психофизиологии.

Психологические представления в России в 1-й половине XIX в. Особенности становления русской философии в данный период. А.И.Галич; его труд «Картина человека» как первое собственно психологическое произведение русской научной литературы. Психологические проблемы в русской художественной литературе начала века. Психологические идеи ранних славянофилов. Противостояние ценности индивидуализма; психологический аспект принципов соборности и общинности. Психолого-педагогические аспекты идей славянофилов.

Психологические идеи мыслителей революционно-демократического направления.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 5

1. Основные принципы классического ассоцианизма.

2. Особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии в ХIХ в.

 

Основная литература: 2, 3, 5

Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики

Общее представление о «скрытом кризисе» психологии в последней трети Х1Х в. Предпосылки «скрытого кризиса».

Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии. В.Вундт и его роль в становлении научной психологии. Теория элементов сознания. Создание экспериментальной психологической лаборатории и института. Выделение психологии в самостоятельную науку. Принцип структурализма, его судьба в психологии.

Теория актов сознания Ф.Брентано. Принцип интенциональности сознания и его влияние на дальнейшее развитие психологии. Развитие идей Ф.Брентано К.Штумпфом и феноменологами. Функционализм в психологии.

Психологические воззрения У.Джеймса. Очерк жизни и творчества У.Джеймса. Теория потока сознания. Разработка проблем самосознания. Проблемы соотношения педагогики и психологии с точки зрения У.Джеймса.

Вюрцбургская школа исследований мышления. Соотношение основных идей Вюрцбургской школы с ассоцианистическим подходом к мышлению. Детерминирующая тенденция как объяснительный принцип. Проблема безобразной мысли.

«Описательная психология» В.Дильтея. Очерк жизни и творчества В.Дильтея. Учение о «двух психологиях».

Ф.Гальтон, очерк жизни и творчества. Проблема наследственности и одаренности. Роль Ф.Гальтона в становлении психодиагностики.

С.Холл и открытие первой лаборатории по исследованию ребенка; становление возрастной психологии. Принцип рекапитуляции и биогенетические концепции в психологии. В. Штерн и его роль в психологии. Персонологическая позиция В.Штерна и принцип педоцентризма. Теория конвергенции.. Основные направления развития возрастной психологии на рубеже веков.

Развитие идей «позитивной политики» О.Конта как начало социологии и социальной психологии.

Психологические идеи во французской (Ж.Шарко, И. Бернгейм) и швейцарской (Э. Блейлер) психиатрии, их влияние на психологию.

Психологические идеи в России 2-й половины XIX в. - начала ХХ в. Психологические идеи в зрелой антропологии В.Ф. Одоевского. А.И.Герцен, эволюция его философско-психологических воззрений. А.И.Герцен о месте психологии в системе наук. Психологические идеи Н.Г.Чернышевского. Очерк жизни и творчества. Принцип научности в подходе к психологическим проблемам; система психологических понятий; влияние на И.М.Сеченова. И.М.Сеченов, очерк жизни и творчества. Учение о рефлексе. Психофизическая проблема в понимании И.М.Сеченова. Идея интериоризации. Методологические проблемы психологии. Влияние И.М.Сеченова на становление экспериментальной психологии в России. Очерк ее развития в конце XIX - начале XX в.

Психологические идеи в русской педагогике Х1Х в. К.Д.Ушинский, очерк жизни и творчества. Педагогическая антропология и ее влияние на развитие общей и педагогической психологии в России. П.Ф.Каптерев, очерк жизни и творчества. Проблема культурной детерминации детского развития. Взрослый как «культурный посредник».

Жизнь и творчество В.С.Соловьева, влияние его идей на психологические представления «философии всеединства».

Становление основных отраслей психологии в зарубежной и отечественной науке (общий очерк).

Первые международные психологические конгрессы.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 6.

1. «Теория потока сознания» У.Джеймса.

2. Психологические воззрения И.М.Сеченова.

3. «Понимающая психология».

 

Основная литература: 1, 2, 5

Дополнительная литература: 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.006 с.)