Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Психологические воззрения в новое время (XVII-XVIII вв. )
Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Ценность индивидуальности в западноевропейской традиции. Психологические и методологические идеи Ф. Бэкона. Р. Декарт как психолог и методолог. Психофизическая проблема; проблема врожденных идей; представление о рефлекторной дуге; принципы познания. Психологические воззрения Б. Спинозы. Монистический подход. Принцип уподобления. Монадология В. Лейбница и ее влияние на будущую психологию. Проблема бессознательного. Д. Локк и проблема опыта. Психолого-педагогические идеи Д. Локка. Представление об ассоциации. Универсализация принципа ассоциации в представлениях Д.Юма.. Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма. Общая характеристика психологического ассоцианизма и его основных принципов. Основные особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии.. Психолого-педагогические приложения ассоцианизма. Эмпиризм как принцип новой психологии. Представления о строении души. Х.Вольф и идеи эмпирической психологии. Психологические воззрения французских материалистов. Проблема двойной детерминации. Ж.-Ж.Руссо и истоки гуманистической психологии. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Ж.-Ж.Руссо. Ф. Месмер, его роль в становлении психотерапии и будущей практической психологии личности. Психологические идеи в русской философии и науке ХVIII в. Философско-психологические взгляды Г.С.Сковороды: проблема сущности человека и способа ее постижения через самосозерцание. Психологические идеи М.В.Ломоносова. Теория ощущений. Прикладные психологические проблемы в трудах М.В.Ломоносова. Психологические проблемы в работах Н.И.Новикова. Психологические идеи А.Н.Радищева: психофизическая проблема; проблема смертности души; проблема роли культуры в психической жизни; идея человека как существа соучаствующего и сочувствующего. Вопросы для самостоятельной работы по теме 4. 1. Проблема врожденного и приобретенного в воззрениях Р.Декарта и Д.Локка. 2. Психологические идеи в ранней русской философии и науке.
Основная литература: 2, 5 Дополнительная литература: 6 Тема 5. Развитие психологии в XIX веке (до становления самостоятельной наукой)
Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и «Шотландской школы» в работах Т.Брауна. «Жесткий ассоцианизм» Д.Милля; воплощение его идей в педагогической практике. Сближение логики и психологии в учении Д.С.Милля. А.Бэн как последний представитель классической ассоцианистической психологии. Правило «проб и ошибок», его влияние на последующее развитие психологических идей. Г.Спенсер: эволюционные идеи в ассоцианистической психологии. И.Ф.Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу. Распространение френологии, ее влияние на развитие психологии и психофизиологии. Психологические представления в России в 1-й половине XIX в. Особенности становления русской философии в данный период. А.И.Галич; его труд «Картина человека» как первое собственно психологическое произведение русской научной литературы. Психологические проблемы в русской художественной литературе начала века. Психологические идеи ранних славянофилов. Противостояние ценности индивидуализма; психологический аспект принципов соборности и общинности. Психолого-педагогические аспекты идей славянофилов. Психологические идеи мыслителей революционно-демократического направления.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 5 1. Основные принципы классического ассоцианизма. 2. Особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии в ХIХ в.
Основная литература: 2, 3, 5 Тема 6. Психология в период ее становления в качестве самостоятельной науки и практики Общее представление о «скрытом кризисе» психологии в последней трети Х1Х в. Предпосылки «скрытого кризиса». Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии. В.Вундт и его роль в становлении научной психологии. Теория элементов сознания. Создание экспериментальной психологической лаборатории и института. Выделение психологии в самостоятельную науку. Принцип структурализма, его судьба в психологии.
Теория актов сознания Ф.Брентано. Принцип интенциональности сознания и его влияние на дальнейшее развитие психологии. Развитие идей Ф.Брентано К.Штумпфом и феноменологами. Функционализм в психологии. Психологические воззрения У.Джеймса. Очерк жизни и творчества У.Джеймса. Теория потока сознания. Разработка проблем самосознания. Проблемы соотношения педагогики и психологии с точки зрения У.Джеймса. Вюрцбургская школа исследований мышления. Соотношение основных идей Вюрцбургской школы с ассоцианистическим подходом к мышлению. Детерминирующая тенденция как объяснительный принцип. Проблема безобразной мысли. «Описательная психология» В.Дильтея. Очерк жизни и творчества В.Дильтея. Учение о «двух психологиях». Ф.Гальтон, очерк жизни и творчества. Проблема наследственности и одаренности. Роль Ф.Гальтона в становлении психодиагностики. С.Холл и открытие первой лаборатории по исследованию ребенка; становление возрастной психологии. Принцип рекапитуляции и биогенетические концепции в психологии. В. Штерн и его роль в психологии. Персонологическая позиция В.Штерна и принцип педоцентризма. Теория конвергенции.. Основные направления развития возрастной психологии на рубеже веков. Развитие идей «позитивной политики» О.Конта как начало социологии и социальной психологии. Психологические идеи во французской (Ж.Шарко, И. Бернгейм) и швейцарской (Э. Блейлер) психиатрии, их влияние на психологию. Психологические идеи в России 2-й половины XIX в. - начала ХХ в. Психологические идеи в зрелой антропологии В.Ф. Одоевского. А.И.Герцен, эволюция его философско-психологических воззрений. А.И.Герцен о месте психологии в системе наук. Психологические идеи Н.Г.Чернышевского. Очерк жизни и творчества. Принцип научности в подходе к психологическим проблемам; система психологических понятий; влияние на И.М.Сеченова. И.М.Сеченов, очерк жизни и творчества. Учение о рефлексе. Психофизическая проблема в понимании И.М.Сеченова. Идея интериоризации. Методологические проблемы психологии. Влияние И.М.Сеченова на становление экспериментальной психологии в России. Очерк ее развития в конце XIX - начале XX в. Психологические идеи в русской педагогике Х1Х в. К.Д.Ушинский, очерк жизни и творчества. Педагогическая антропология и ее влияние на развитие общей и педагогической психологии в России. П.Ф.Каптерев, очерк жизни и творчества. Проблема культурной детерминации детского развития. Взрослый как «культурный посредник». Жизнь и творчество В.С.Соловьева, влияние его идей на психологические представления «философии всеединства». Становление основных отраслей психологии в зарубежной и отечественной науке (общий очерк). Первые международные психологические конгрессы.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 6. 1. «Теория потока сознания» У.Джеймса. 2. Психологические воззрения И.М.Сеченова. 3. «Понимающая психология».
Основная литература: 1, 2, 5 Дополнительная литература: 4.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.006 с.) |