Тема 1. Научные школы психологии конца XIX - начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Научные школы психологии конца XIX - начала XX века



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Утверждено:

на заседании кафедры

 

зав. кафедрой, кпн, доцент

М.Ю.Ветхова

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

(история психологии)

 

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)

блок образовательной программы

учителя биологии в соответствии со стандартом ОПД

Челябинск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Выписка из государственного образовательного стандарта  
II. Учебная программа курса «История психологии»  
2.1. Пояснительная записка  
2.2. Содержание  
2.3. Библиографический список  
III. Рабочая программа курса «История психологии»  
3.1. Тематический план  
3.2. Планы лекционного курса  
3.3. Планы семинарских занятий  
3.4. Организация самостоятельной работы  
IV. Методические материалы  
4.1. Итоговые контрольно-измерительные материалы контроля знаний  
4.2. Темы рефератов  
4.3. Основные понятия курса  
4.4. Темы курсовых работ  
4.5. Критерии оценивания ответа студента на зачете  
4.6. Список вопросов к зачету  
4.7. Приложение  

I. Выписка из государственного образовательного стандарта

Требования к обязательному минимуму содержания

общепрофессиональной дисциплины федерального компонента

учителя биологии

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы
  История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии.  

 


II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Пояснительная записка

 

Курс «История психологии» предназначен для студентов, обучающихся на дневном отделении по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология». Учебная дисциплина предусматривает 8 часов лекционного курса и 10 часов семинарских занятий.

Данный курс содержит информацию об основных этапах развития психологии как науки, о базовых идеях и понятиях, их появлении, усложнении и преемственности. В курсе освещены вопросы, касающиеся изменений в различные исторические периоды собственно предмета психологии, методологии и методов исследования. Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках – физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустанного интереса психологов к истории своей науки.

Задачи курса:

- знакомство студентов со стадиями развития категориального аппарата науки и раскрытие своеобразия их конкретного содержания в различные исторические периоды;

- расширение имеющихся у них представлений о природе человеческой личности, показ взаимосвязи духовного развития отдельного ученого с различными этапами исторического пути науки;

- повышение уровня психологической культуры, расширение общего и профессионального кругозора;

- формирование у студентов навыков самостоятельной работы.

Учебные занятия по данной дисциплине проводятся в стандартных формах, предусмотренных методикой вузовского обучения (лекции, семинарские занятия).

Лекции направлены на освещение стадиального развития основных психологических категорий, вопросов развития психологических принципов: детерминизма, развития, системности, единства сознания и деятельности, ассоциативного и рефлекторного принципов; ретроспективный анализ различных способов решения основных проблем психологии. В ходе работы у студентов формируются основные понятия по данному курсу, что поможет им глубже изучать психологические направления.

Семинарские занятия предполагают более конкретное и углубленное обсуждение основных теоретических вопросов темы, отработку понятийного аппарата, выполнение индивидуальных заданий, ответы на вопросы для самоконтроля.

Вопросы, выносимые для самостоятельного изучения, обсуждаются на семинарских занятиях, консультациях, коллоквиумах. Индивидуальная работа студентов включает в себя подготовку тематических сообщений, составление опорных схем, таблиц, психологических кроссвордов.

Итоговой аттестацией по данному курсу является зачет.

 


Содержание курса

Тема 1. Научные школы психологии конца XIX - начала XX века

Кризис в психологии и его основные характеристики. Л.С. Выготский о кризисе в психологии. Общая характеристика бихевиоризма. Джон Уотсон. Теория Э. Торндайка. Возникновение и развитие необихевиоризма. Социальный бихевиоризм. Гештальтпсихология. Теория «поля» Курта Левина. З.Фрейд — родоначальник психоанализа. Бессознательное — предмет психологии. Психоанализ как теория и практика. Проблема мотивации. Структура личности в психоаналитической школе. Проблема развития личности, понятие о конфликте, защитных механизмах психики. Общие подходы к психотерапии З.Фрейда.

Аналитическая психология К.Г.Юнга: понятие о коллективном бессознательном, архетипах, структура и типология личности.

Индивидуальная психология А.Адлера: уникальность личности человека, понятие о творческом «Я», общественном интересе, компенсации, комплексе неполноценности, стремлении к превосходству. Значение семьи в формировании характера.

Неофрейдизм. Развитие идей З.Фрейда и его школы в ХХ веке. Карен Хорни о роли социума в развитии личности. Понятие о базальной тревоге и факторах неблагополучного развития. «Образ Я», его виды. Виды защиты. Психология женщины. Г.С.Салливан о ведущей роли межличностных отношений в развитии личности. Структура «Я-системы». Основные потребности. Эго-психология Э.Эриксона. Идентичность. Основные этапы развития личности. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. Проблема свободы и конформизма. Социум и его влияние на личность. Социальные характеры. Персонализм В.Штерна.

Тема 2. Гуманистическая психология

Принципы гуманистической психологии, ее трактовка сущности человека, проблем его становления, роли сознания, проблема ответственности. Г.Олпорт, А.Маслоу.

Потребности личности, самоактуализация. К.Роджерс. Проблема формирования личности. Конгруэнтность. «Я — концепция». Подходы к терапии. Групповая терапия. В.Франкл. Логотерапия. Понятие самотрансценденции.

Тема 3. Становление и развитие психологии в России

Русская психология до ХIХ века. М.В.Ломоносов. Две концепции построения психологии в ХIХ веке. Вл.Соловьев, А.А.Потебня, Н.Я.Грот, Н.О.Лосский. Этика и психология. Университетские школы. И.М.Сеченов — автор науки о поведении. И.П.Павлов — исследователь условно — рефлекторной деятельности. Н.Н. Ланге, Г.И.Челпанов, В.М. Бехтерев, А.Ф.Лазурский, А.А.Ухтомский, К.Н.Корнилов, Г.Г. Шпет. Л.С.Выготский: культурно — историческая теория. С.Л.Рубинштейн: методологические принципы психологии. А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин: теория деятельности. Нейропсихология: А.Р.Лурия. Теория установки: Д.Я.Узнадзе. Исследования В.Г.Ананьева, В.И.Мясищева, Б.М.Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина.

Тема 4. Пути развития отечественной психологии в XX столетии

Психологическая наука после 1917 года. Политические тенденции и их роль в переориентации психологии. В.М. Бехтерев и его роль в развитии отечественной психологии. Понятие о доминанте А.А. Ухтомского. Н.А. Бернштейн и его учение о механизмах построения движений. Реактология К.К. Корнилова. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Деятельностный подход в трудах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца. Теория установки Д.Н. Узнадзе. Б.Г. Ананьев и проблемы человекознания. В.Н. Мясищев и теория отношений. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын и проблемы индивидуальных различий. В.С. Мерлин. Исследование темперамента и интегральной индивидуальности.

Библиографический список

1. А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995. — 214 с.

2. Аристотель. Собр. соч. в 4 т.—М.: Просвещение,1975. — т.1. с. 371 — 451.

3. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991 — 475 с..

4. Выготский Л.С. Собр. соч. 6 т. — М.: Просвещение, 1982. — 1984.

5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. —130 с.

6. Гуслякова Н.И. История психологии: Учеб.-метод. пособие. – Челябинск, 2004. – 61 с.

7. Джемс У. Психология. — М., 1991.- 367 с.

8. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: Учеб ник для университетов. — 2— е изд., перераб. — М.: Рос.пед. агентство, 1999. —487 с.

9. Из истории русской психологии. — М., 1961. — 439 с.

10. История зарубежной психологии. Тексты. — М., 1990. – 342 с.

11. Марцинковская Т. Д. История психологии. — М.,2001. – 539 с.

12. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т. — Р/на Д., 1996. Т.1 – 415 с. Т. 2. – 411 с.

13. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. – М.: Академия,2001.– 496с.

14. Платон. Соч. в 4 т. — М., 1968.

15.Психология: словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.– М.: Просвещение,1990.– 494 с.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 2000.

17. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. – М., 2008. – 544 с.

18. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.— М., 1975.– 352 с.

19. Соловьев Вл. С. Избранное. — М., 1990. — 491 с.

20. Франкл. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.– 368 с.

21. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1991.– 455 с.

22. Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.– 330 с.

23. Хорни К. Женская психология. — СПб.,1993.– 220 с.

24. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. В 2 т. — М., 1990.

25. Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.– 301 с.

26. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.– 447 с.

27. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – 608 с.

28. Ярошевский М. Г. История психологии: от античности до середины 20 века: Учеб. пособие для вузов.— 2 —е изд. – М.: Академия, 1997.– 410 с.

 


III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. Тематический план

  № темы   Наименование разделов и тем курса Количество часов
Аудиторная работа   самост
всего лекции семин практ
  Научные школы психологии конца XIX – начала XX века          
  Гуманистическая психология          
  Становление и развитие психологии в России          
  Пути развития отечественной психологии в XX столетии          
  Современные тенденции в развитии психологических направлений и школ          
Всего:          

 


Планы лекционного курса

Литература

1.Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.З34 – 341.

2.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. 20 века. - М., 1997. — С.300 – 309.

Тема 4. Пути развития отечественной психологии в XX столетии (2 часа)

Основные понятия: деятельность, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация, интегральная индивидуальность, установка, мотив, цель.

План:

1. Развитие советской психологии в 20 – 30-е гг.

2. Культурно-историческая теория Л.С Выготского.

3. Развитие идей Выготского его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.).

4. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

5. Человек как предмет познания Б.Г. Ананьева.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему концепция С.Л. Рубинштейна называется субъектно-деятельностной?

2. В чем отличие подходов к деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева?

3. По какому пути пошло изучение психики в российской психологии ХХ века и почему?

4. Какое место отводил «знаку» Л.С.Выготский при формировании высших психических функций человека?

5. Какие проблемы стояли в центре внимания А.Р. Лурия?

6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме предмета психологии у П.Я. Гальперина?

Реферативные сообщения:

1. Психологические портреты Леонтьева, А.Н., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л.

2. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

3. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.

4. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).

5. В.Н. Мясищев и его теория отношений.

6. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

Литература

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. Соч. – В 6 т. – М., 1984. – Т. 5. – С. 197.

2. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.З13 – 369.

2. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. 20 века. – М., 1997. —С.369 – 403.

Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов в России // Вопр. психологии. – 1999. – № 3.

Тема 5. Современные тенденции в развитии психологических направлений и школ (2 часа)

Основные понятия: духовность, гуманитарный подход, естественнонаучный подход, предмет психологии, рефлексия, смысл жизни, ценности.

План:

1. Особенности современной ситуации в психологии.

2. Проблема соотношения между психологическими теориями и психологической практикой.

3. Взаимоотношения отечественной и зарубежной психологии: преемственность и различия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.

2. Можно ли считать, что психология сегодня переживает кризис? Если да, то в чем он состоит?

3. Возможно ли, как это утверждал Л.С. Выготский, построение единой психологии на основании естественнонаучного подхода?

4. Почему психологам не удается создать строгий эксперимент по образцу естественных наук? Нужен ли эксперимент психологам гуманитарной ориентации?

5. Какие новые направления в зарубежной психологии появились во второй половине XX века?

Реферативные сообщения:

1. Новые направления в исследовании психологии личности в зарубежной и отечественной психологии: общее и различия.

2. Проблема обучения в теории Ж. Пиаже.

3. Современные технологии и их роль в развитии психологии.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

3. Выписать основные прогнозы развития психологии в XXI (см.: Психология XXI века: пророчества и прогнозы: Материалы «круглого стола» // Вопр. психологии. – 2000. – № 1 – 2).

Литература

1. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1997 — С.З62 – 390.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2 т. – Ростов н/Д, 1996. – Т. 1. – С. 271 – 290.

3. Розин В.М. Психология: Теория и практика: Учеб. пособие для высш. школы. – М., 1997. – С. 5 – 78.

4. Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов в России // Вопр. психологии. – 1999. – № 3.


3.4. Организация самостоятельной работы

Таблица 1.

№ темы Темы для самостоят. изучения Изучаемые вопросы Кол- во ча- сов Формы самостоят. работы Метод. обеспечение Форма отчетности
  Французский материализм XVIII века Взгляды французских материалистов на природу психики   Выборочное чтение, анализ источников Смотри по списку литературы источники 8, 11, 12, 15, 28 Собеседование
  Появление отраслей психологии в конце 19 – начале 20 вв. 1. Структурализм и функционализм. 2. Вюрцбургская школа 3.Психология индивидуальных различий 4. Экспериментальная психология 5. Психотехника и педология.   Работа по составлению общих кратких характеристик отраслей психологии, выписать основные понятия в словарь. Смотри по списку литературы источники 7, 8, 15, 28. Словарь основных понятий темы
  Французская социологическая и психологическая школы 1.Социальный детерминизм Э.Дюркгейма. 2.Взгляды Я. Леви-Брюля на природу психики. 3.П.Жане и его психологические взгляды.   Аналитическое чтение источников, краткое описание взглядов ученых - представителей школ Смотри по списку литературы источники 8, 11, 15, 24, 28. Конспект
  Персонализм В. Штерна 1.Подход к личности. 2. Теория конвергенции 3.Развитие языка в онтогенезе.   Выборочное чтение, краткий конспект Смотри по списку литературы источники 8,26. Собеседование
  Описательная психология 1.Отличия объяснительной и описательной психологии. 2.Взгляды Дильтея 3.Теория Шпрангера   Аналитическое чтение источников, схематический конспект Смотри по списку литературы источники 8,24,28. Собеседование

 


IV. Методические материалы

Основные понятия курса «История психологии»

 

Анимизм — представление о наличии у каждой вещи и тела двойника — души.

Ассоцианизм — первая психологическая школа, возникшая в 18 веке. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Автономная речь — эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе; основное понятие генетической психологии Ж. Пиаже.

Архетип — образ, отражающий содержание культуры данного общества, который передается скрытый в коллективном бессознательном.

Базальная тревога — тяжелые переживания — страха перед возможной неудачей, чувства неполноценности, зависти и постоянной тревожности. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Она порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство (по К. Хорни).

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии коих субъект не отдает себе отчета; 2) форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Биодетерминизм — принцип, согласно которому развитие психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к условиям жизни.

Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящий психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Высшие психические функции — функции, процессы психики, которые совершаются на основе элементарных - низших психических процессов в ходе их развития на основе опосредствования культурными знаками (произвольное внимание, произвольное запоминание, мышление, речь); «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». «Высший» уровень психических процессов всегда существует неотрывно от «низших», во взаимосвязи с ними.

Генетическая психология — направление в психологии, разработавшее проблему происхождения интеллекта и умственного развития ребенка; концепция детского мышления Ж.Пиаже.

Гештальт — целостная структура, образ, обладающий свойствами первичности и транспозиции (переноса). Основное понятие гештальпсихологии. Гештальтпсихология — психологическое направление, выдвинувшее программу изучения целостных структур позиции целостных структур — гештальтов.

Гилозоизм — представление о всеобщей одушевленности материи.

Действие — акт, единица деятельности, направленная на конкретный результат и имеющая сознательный и целенаправленный характер.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельности теория — психологическая теория, рассматривающая деятельность как основной способ существования психического.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Знак — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Идентичность — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям (по Эриксону).

Индивидуальная психология — направление в психологии, социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории Адлера и его последователей. Центральная идея — о бессознательном стремлении человека к совершенству.

История психологии — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Идеализм — направление античной психологии, согласно которому мир состоит из материи и идей или форм как творческого начала природы. Душа - источник разума и нравственности, бессмертна, вечна.

Идея (Эйдолы) — основное понятие психологии Платона; невидимые глазу копии окружающих предметов, которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Категория психологии — наиболее общие, фундаментальные понятия психологии, составляющие ее предмет и содержание.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Коллективное бессознательное — особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества (по Юнгу).

Компенсация — 1) реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответствующего энергетического заполнения вокруг травмированных элементов (по Фрейду);

2) повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый (по Адлеру).

Комплекс неполноценности — ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Конгруэнтность — степень тождественности опыта, который человек приобретает в течение жизни, реальной действительности (по К. Роджерсу).

Кризис психологии - период истории психологической науки, в который возникла невозможность выработки единых методологических принципов, общего понимания целей, предмета психологии ее методов.

Культурно-историческая теория — теория Л. С. Выготского, объясняющая появление и развития специфических для человека высших психических функций посредством механизма интериоризадии знаков — искусственно созданных человечеством стимулов — средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Либидо — по Фрейду это специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида.

Логотерапия — одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление которых дает лечебный эффект.

Личностный конструкт — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством коего осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и в отличии от других.

Принцип изоморфизма — взаимодействие индивида с миром, а также процесс образования функционирования «мира личного» может описываться в терминологии структурирования «пространства жизненного».

Принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного системности.

Психоанализ (глубинная психология) - направление психологии, сделавшее предметом изучения психологии глубинные, бессознательные структуры психики.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно — историческому существу. Согласно Фрейду, сознание — одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени.

Сверх - Я (Супер — Эго) — одна из компонент структуры личности в теории Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.

Теория поля - создатель — К. Левин. Согласно гештальт - теории, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Тест — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения.

Установка — по Узнадзе — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

Функционализм — направление в психологии, сторонники которого считали сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Они предполагали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к различным ситуациям.

Феноменологический подход — метод, согласно которому субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями.

Формы жизни — по Шпрангеру — основные типы направленности человека, в зависимости от объективных ценностей.

Экспериментальная психология - направление в психологии, основывающееся на эксперименте как основном методе научных исследований.

Эго-психология — направление в психоаналитической психологии, автором которого является Э. Эриксон, изучающее развитие и становление Эго - Я личности от рождения до старости. Развитие личности рассматривается по стадиям, которых выделяется восемь.

Эгоцентризм — психологическое явление, описанное Ж. Пиаже, проявляющееся в неумении ребенка встать на другую точку зрения.

Этнопсихология — психологическое направление, изучающее психологические особенности того или иного народа.

Экзистенционализм — направление философии, изучающее существование и сущность человека.

Я-концепция (самость) — организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия «Я», отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.

Я — система — сумма всех приобретенных привычек и форм поведения, являющихся т.н. «динамизмами» - способами трансформации энергии (по Г. Салливану). Образуется в раннем детстве.


Примерная тематика курсовых исследований

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

3. Развитие психологической мысли в России в конце XIX - начале XX вв.

4. Проблема деятельности в отечественной психологии.

5. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии.

6. Проблема развития детского интеллекта в трудах Ж. Пиаже.

7. Проблема исследования индивидуальных различий в отечественной психологии.

8. Культурно-историческая теория памяти в трудах Л.С. Выготского.

9. Идея развивающего обучения Л.С. Выготского и ее влияние на последующее развитие педагогической психологии.

10. Культурно-исторический подход к изучению личности.

11. Теория филогенетического развития памяти в трудах П.П. Блонского.

12. Психологические теории внимания.

13. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

14. История теоретических исследований мотивации.

15. Современные когнитивные теории мотивации.

16. Проблема воли и ее развитие в истории психологии.

17. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в истории психологии.

18. С.Л. Рубинштейн и его субъектно-деятельностная концепция человека.

19. Постановка и решение проблемы сознания в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

20. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

4.5. Критерии оценивания ответа студента на зачете

Зачет ставится в случае, если:

- студент дает развернутый, логически выстроенный ответ на вопрос, где раскрывает владение системой теоретических знаний по курсу;

- студент имеет словарь основных понятий по курсу, знает их определения и оперирует ими при ответе на зачетный вопрос;

- студент ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу;

- студент положительно написал итоговую контрольную работу;

- студент выполнил все требуемые формы самостоятельной работы;

- студент принимал активное участие во всех формах практических занятий.

Зачет не ставится при несоблюдении хотя бы одного из предъявляемых параметров к уровню подготовки студента для получения зачета.


Список вопросов к зачету

1. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания.

3. Психологические воззрения на природу психики в Античности.

4. Учение о душе Аристотеля и Платона.

5. Взгляды на природу психического в средневековье и эпоху Возрождения.

6. Учение Р. Декарта о сознании.

7. Психологические воззрения Т.Гоббса и Б. Спинозы.

8. Психологические взгляды Дж. Локка и В. Лейбница.

9. Развитие ассоцианизма в трудах Дж. Беркли, Д. Гартли.

10. Естественно-научные предпосылки зарождения психологической науки.

11. Ассоцианизм в XIX веке: Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, Ф. Гербарт.

12. Экспериментальная психология Вундта.

13. Экспериментальные исследования психики в XIX веке: Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Эббингауз.

14. Развитие отраслей психологии в XIX- начале XX века.

15. Кризис в психологии его причины, сущность.

16. Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э.Торндайк. «Оперантный бихевиоризм» Б.Ф. Скиннера.

17. Особенности нео- и социобихевиоризма. Э. Толмен, К. Халл; Дж. Мид, Д. Доллард.

18. Гештальтпсихология.

19. К. Левин и теория «поля».

20. Психоанализ З. Фрейда.

21. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

22. Индивидуальная психология А. Адлера.

23. Неофрейдизм. К. Хорни. Э.Фромм. Э. Эриксон. В. Райх.

24. Французская социологическая школа.

25. Описательная психология В. Дильтея.

26. Психологическая мысль в России в XVIII- XIX вв.

27. Сеченов И.М. и его вклад в развитие отечественной психологии.

28. Возникновение и развитие советской психологии в 20-е и 30-е гг.

29. Психологические взгляды К.Н. Корнилова и П.П. Блонского.

30. Психологические взгляды М.Я. Басова.

31. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

32. Роль физиологии в развитие психологических взглядов в России (П.К. Анохин, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн).

33. Развитие идей Л.С. Выготского в детской и педагогической психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным.

34. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

35. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

36. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

37. Проблема индивидуальных различий в концепции Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

38. Причины разгрома педологии как науки о соотношении биологического и социального в личности.

39. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

40. Мерлин В.С. и основные принципы исследования интегральной индивидуальности.

41. Новые направления в развитии зарубежной психологии во второй половине XX века.

42. Гуманистическая психология.

43. Генетическая психология Жана Пиаже. Этапы развития интеллекта.

44. Виктор Франкл и проблема смысла.

45. Современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной психологии. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира конца XX – начала XXI века.

46. Базисные и метакатегории в психологической науке.

47. Представления о причинности в истории психологии – детерминизм и его варианты.

48. Ключевые проблемы теоретической психологии: психофизическая, психофизиологическая, психогностическая проблема.


Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.165 с.)