Тема 1. Научные школы психологии конца XIX – начала XX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Научные школы психологии конца XIX – начала XX века



(2 часа)

Основные понятия: бихевиоризм, социобихевиоризм, необихевиоризм, гештальт, гештальтпсихология, гуманистический психоанализ, феноменологический метод, фрейдизм, неофрейдизм, описательная (понимающая) психология, французская социологическая школа, теория «поля» Эдипов комплекс, директивная терапия, коллективное бессознательное, архетип, интроверт, экстраверт, стремление к превосходству, творческое «Я», общественный интерес, компенсация.

План:

1. Кризис психологии, его причины, сущность.

2. Бихевиоризм. Возникновение и развитие необихевиоризма и социобихевиоризма.

3. Предмет, метод и принципы гештальтпсихологии (основные положения гештальттеории).

4. Классический психоанализ и его развитие в 30-е – 50-е гг. XX века. 5. Французская социологическая школа и описательная психология Дильтея.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть и причины кризиса?

2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

3. Обозначьте основные принципы классического бихевиоризма. Сопоставьте с необихевиоризмом и социобихевиоризмом. Основные черты сходства и различия.

4. В чем различие в подходах к психике у бихевиористов и гештальтистов?

5. В чем проявляется системный подход в гештальттеории?

6. В чем суть феноменологического метода?

7. Какое применение нашли законы бихевиоризма в обучении и воспитании?

8. В чем заключаются особенности предмета и метода психоаналитического направления?

9. Описательная психология – ее достоинства и недостатки.

10. Каковы основные принципы социологической школы Дюркгейма?

11. Чем различаются пралогическое и логическое мышление в концепции Леви-Брюля?

Темы реферативных сообщений:

1. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.

2. Основные варианты развития психоаналитической теории и практики.

3. Теория «поля» К. Левина.

4. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция А. Бандуры).

5. К. Хорни об особенностях женской психологии.

6. Тип социальных характеров по Э. Фромму.

Самостоятельная работа:

1. Занести в словарь определения основных понятий темы.

2. Законспектировать статью Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» (1 по списку литературы к семинару) (кратко, схематично).

4. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» по изучаемым школам (3 по списку литературы к семинару).

Литература:

1. Выготский Л.С. Собр. соч.6 т. — Т.2 — М., 1982. — С. 291– 436.

2. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.277 – 317.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. — М., 2001. — С.118 – 119, 148– 152, 184– 186, 377– 379.

4..Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Любой год издания.

5. Хорни К. Женская психология. — СПб., 1993. —С. 41–53, 101–113, 180–197.

6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. XX века. - М., 1997. — С. 19 1-250.

Тема 2. Гуманистическая психология (2 часа)

Основные понятия: гуманистическая психология, экзистенционализм, самоактуализация, потребности, конгруэнтность, Я-концепция, недирективная терапия, центрированная на клиенте, групповая терапия, смысл жизни, самотрансценденция.

План:

1. Экзистенциальные идеи как философская база гуманистической психологии.

2. Основные положения гуманистической парадигмы в психологии XX века.

3. Теория личности А. Маслоу. Мотивация поведения.

4. К. Роджерс о проблеме развития личности.

5. Логотерапия В. Франкла.

6. Прикладное значение гуманистической психологии.

Темы реферативных сообщений:

1. Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.

2. Теория личности Г. Олпорта.

2. Самоактуализация и ее значение в концепциях Маслоу и Франкла.

3. Роль самооценки в теории К. Роджерса.

4. Логотерапия В. Франкла.

Реферативные сообщения по персоналиям:

1. Годы жизни.

2.Основньте положения и понятия теории.

3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

3.Ответить на контрольные вопросы (см. 6, 20 – 21).

Литература:

1. Воробъева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. – 1995. – № 2.

2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. – 1988. – № 4.

3. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.334 – 341.

4. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986. – С. 200 – 230.

5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – Любой год издания.

6. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2001. – С. 384 – 401.

7. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. XX века. - М., 1997. — С.300-309.

Тема 3. Становление и развитие психологии в России (2 часа)

Основные понятия: рефлекторная теория, условно-рефлекторная деятельность, принцип детерминизма, системность, развитие, рефлексология, реактология, культурно-историческая теория, принцип единства сознания и деятельности, нейропсихология, теория установки, теория отношений, дифференциальная психология.

План:

1. Развитие психологических знаний в России в XVIII — XIX в.в.

2. Психологические взгляды М.В. Ломоносова.

3. Развитие отечественной психологии в XIX веке. Два основных пути изучения психики в XIX веке.

4. Экспериментальная психология в России в XIX—XX в.в.

5. Основные направления развития отечественной психологии в ХХ столетии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой путь изучения психики предлагали Вл. Соловьев, Н.О.Лосский, Н.Я.Грот?

2. Какой подход к изучению психики предлагал И.М.Сеченов?

3. По какому пути пошло изучение психики в российской психологии ХХ века и почему?

4. Какое место отводил «знаку» Л.С.Выготский при формировании высших психических функций человека?

5. Как рассматривал понятие «деятельность» А.Н.Леонтьев?

Реферативные сообщения:

1. Психологические взгляды М. В. Ломоносова.

2. Взаимосвязь психологии и этики во взглядах Вл. Соловьева.

3. Психологические взгляды русских философов конца XIX – начала XX века.

4. Влияние естествознания на отечественную психологическую науку.

5. Вклад И.М. Сеченова в становлении и развитии отечественной психологии.

6. Значение работ И.П.Павлова для психологии.

7. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

Литература

1.Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.З34 – 341.

2.Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. 20 века. - М., 1997. — С.300 – 309.

Тема 4. Пути развития отечественной психологии в XX столетии (2 часа)

Основные понятия: деятельность, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация, интегральная индивидуальность, установка, мотив, цель.

План:

1. Развитие советской психологии в 20 – 30-е гг.

2. Культурно-историческая теория Л.С Выготского.

3. Развитие идей Выготского его учениками и последователями (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др.).

4. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

5. Человек как предмет познания Б.Г. Ананьева.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему концепция С.Л. Рубинштейна называется субъектно-деятельностной?

2. В чем отличие подходов к деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева?

3. По какому пути пошло изучение психики в российской психологии ХХ века и почему?

4. Какое место отводил «знаку» Л.С.Выготский при формировании высших психических функций человека?

5. Какие проблемы стояли в центре внимания А.Р. Лурия?

6. В чем проявилась специфика подхода к проблеме предмета психологии у П.Я. Гальперина?

Реферативные сообщения:

1. Психологические портреты Леонтьева, А.Н., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л.

2. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

3. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.

4. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).

5. В.Н. Мясищев и его теория отношений.

6. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

Литература

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. Соч. – В 6 т. – М., 1984. – Т. 5. – С. 197.

2. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1999 — С.З13 – 369.

2. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до сер. 20 века. – М., 1997. —С.369 – 403.

Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов в России // Вопр. психологии. – 1999. – № 3.

Тема 5. Современные тенденции в развитии психологических направлений и школ (2 часа)

Основные понятия: духовность, гуманитарный подход, естественнонаучный подход, предмет психологии, рефлексия, смысл жизни, ценности.

План:

1. Особенности современной ситуации в психологии.

2. Проблема соотношения между психологическими теориями и психологической практикой.

3. Взаимоотношения отечественной и зарубежной психологии: преемственность и различия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите особенности естественнонаучного и гуманитарного подходов в психологии.

2. Можно ли считать, что психология сегодня переживает кризис? Если да, то в чем он состоит?

3. Возможно ли, как это утверждал Л.С. Выготский, построение единой психологии на основании естественнонаучного подхода?

4. Почему психологам не удается создать строгий эксперимент по образцу естественных наук? Нужен ли эксперимент психологам гуманитарной ориентации?

5. Какие новые направления в зарубежной психологии появились во второй половине XX века?

Реферативные сообщения:

1. Новые направления в исследовании психологии личности в зарубежной и отечественной психологии: общее и различия.

2. Проблема обучения в теории Ж. Пиаже.

3. Современные технологии и их роль в развитии психологии.

Самостоятельная работа:

1. Продолжить заполнение словаря основных понятий по теме.

2. Продолжить заполнение таблицы «Категории и принципы психологии» за изучаемый исторический период.

3. Выписать основные прогнозы развития психологии в XXI (см.: Психология XXI века: пророчества и прогнозы: Материалы «круглого стола» // Вопр. психологии. – 2000. – № 1 – 2).

Литература

1. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности. — М., 1997 — С.З62 – 390.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2 т. – Ростов н/Д, 1996. – Т. 1. – С. 271 – 290.

3. Розин В.М. Психология: Теория и практика: Учеб. пособие для высш. школы. – М., 1997. – С. 5 – 78.

4. Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов в России // Вопр. психологии. – 1999. – № 3.


3.4. Организация самостоятельной работы

Таблица 1.

№ темы Темы для самостоят. изучения Изучаемые вопросы Кол- во ча- сов Формы самостоят. работы Метод. обеспечение Форма отчетности
  Французский материализм XVIII века Взгляды французских материалистов на природу психики   Выборочное чтение, анализ источников Смотри по списку литературы источники 8, 11, 12, 15, 28 Собеседование
  Появление отраслей психологии в конце 19 – начале 20 вв. 1. Структурализм и функционализм. 2. Вюрцбургская школа 3.Психология индивидуальных различий 4. Экспериментальная психология 5. Психотехника и педология.   Работа по составлению общих кратких характеристик отраслей психологии, выписать основные понятия в словарь. Смотри по списку литературы источники 7, 8, 15, 28. Словарь основных понятий темы
  Французская социологическая и психологическая школы 1.Социальный детерминизм Э.Дюркгейма. 2.Взгляды Я. Леви-Брюля на природу психики. 3.П.Жане и его психологические взгляды.   Аналитическое чтение источников, краткое описание взглядов ученых - представителей школ Смотри по списку литературы источники 8, 11, 15, 24, 28. Конспект
  Персонализм В. Штерна 1.Подход к личности. 2. Теория конвергенции 3.Развитие языка в онтогенезе.   Выборочное чтение, краткий конспект Смотри по списку литературы источники 8,26. Собеседование
  Описательная психология 1.Отличия объяснительной и описательной психологии. 2.Взгляды Дильтея 3.Теория Шпрангера   Аналитическое чтение источников, схематический конспект Смотри по списку литературы источники 8,24,28. Собеседование

 


IV. Методические материалы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.140.73 (0.041 с.)