Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы рефератов по истории психологии

Поиск

1. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки.

2. Модели и методы историко-психологического познания.

3. Становление представлений о психологической реальности в античности и средневековье.

4. Взгляды Аристотеля на проблему психического в трактате «О душе».

5. Платон о душе.

6. Новоевропейская психологическая мысль в постановке проблемы взаимодействия физического и психического феноменов.

7. Концепция психической причинности.

8. Психологические воззрения Б. Спинозы.

9. Учение о душе В. Лейбница.

10. Взгляды на сознание Д. Локка и Т. Гоббса.

11. Учение Р. Декарта о сознании.

12. Становление естественно-научной парадигмы в психологии.

13. Разработка категориального аппарата и методологических принципов в психологии.

14. Методология и практика психологического эксперимента.

15. Психологические взгляды М. В. Ломоносова.

16. Психологические взгляды русских философов конца XIX – начала XX века.

17. Взаимосвязь психологии и этики во взглядах Вл. Соловьева.

18. Влияние естествознания на отечественную психологическую науку.

19. Вклад И.М. Сеченова в становлении и развитии отечественной психологии.

20. Значение работ И.П.Павлова для психологии.

21. Психология в эпоху «открытого кризиса»: проблема самоопределения науки.

22. Научные школы в психологии.

23. Проблема взаимодействия теоретического и прикладного исследования в психологии.

24. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн о кризисе в психологии.

25. Основные варианты развития психоаналитической теории и практики.

26. Теория «поля» К. Левина.

27. Роль средств массовой информации в формировании поведения (концепция А. Бандуры).

28. К. Хорни об особенностях женской психологии.

29. Тип социальных характеров по Э. Фромму.

30. Гуманистическая парадигма в психологии.

31. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

32. Влияние 1917 года на становление и развитие отечественной психологии.

33. Сравнительный анализ подходов к проблеме психологической защиты в глубинной и гуманистической психологии.

34. Теория личности Г. Олпорта.

35. Самоактуализация и ее значение в концепциях А. Маслоу и В. Франкла.

36. Роль самооценки в теории К. Роджерса.

37. Логотерапия В. Франкла.

38. Культурно — историческая теория Л.С. Выготского и ее влияние на современную психологическую науку.

39. Становление и развитие ряда отраслей отечественной психологической науки (30 — 70-е годы ХХ века).

40. В.Н. Мясищев и его теория отношений.

41. Психологическая школа С.Л. Рубинштейна.

42. Новые направления в исследовании психологии личности в зарубежной и отечественной психологии: общее и различия.

43. Современные тенденции в развитии психологических направлений и школ: проблема научного диалога.

44. Проблема обучения в теории Ж. Пиаже.

45. Современные технологии и их роль в развитии психологии.

 

 

Реферат предполагает анализ литературы по данной теме со ссылкой на первоисточники. Объем реферата не менее 28 —30 письменных или 22—25 печатных листов. При написании реферата по истории психологии необходимо использовать не менее 5 —7 источников (книг или статей). Реферат состоит из вступления, основной части, заключения и списка литературы.

Реферативные сообщения по персоналиям:

1. Годы жизни.

2.Основньте положения и понятия теории.

3.Связь теории с предшествующими научными знаниями.

4. Значение теории для современности.

 

 


Основные понятия курса «История психологии»

 

Анимизм — представление о наличии у каждой вещи и тела двойника — души.

Ассоцианизм — первая психологическая школа, возникшая в 18 веке. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.

Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.

Автономная речь — эгоцентрическая речь ребенка, обращенная к самому себе; основное понятие генетической психологии Ж. Пиаже.

Архетип — образ, отражающий содержание культуры данного общества, который передается скрытый в коллективном бессознательном.

Базальная тревога — тяжелые переживания — страха перед возможной неудачей, чувства неполноценности, зависти и постоянной тревожности. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Она порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство (по К. Хорни).

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии коих субъект не отдает себе отчета; 2) форма отражения психического, в коей образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии и составляют нераздельное целое.

Биодетерминизм — принцип, согласно которому развитие психики определяется адаптацией к среде, т.е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к условиям жизни.

Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящий психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Высшие психические функции — функции, процессы психики, которые совершаются на основе элементарных - низших психических процессов в ходе их развития на основе опосредствования культурными знаками (произвольное внимание, произвольное запоминание, мышление, речь); «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». «Высший» уровень психических процессов всегда существует неотрывно от «низших», во взаимосвязи с ними.

Генетическая психология — направление в психологии, разработавшее проблему происхождения интеллекта и умственного развития ребенка; концепция детского мышления Ж.Пиаже.

Гештальт — целостная структура, образ, обладающий свойствами первичности и транспозиции (переноса). Основное понятие гештальпсихологии. Гештальтпсихология — психологическое направление, выдвинувшее программу изучения целостных структур позиции целостных структур — гештальтов.

Гилозоизм — представление о всеобщей одушевленности материи.

Действие — акт, единица деятельности, направленная на конкретный результат и имеющая сознательный и целенаправленный характер.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Деятельности теория — психологическая теория, рассматривающая деятельность как основной способ существования психического.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Знак — предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Идентичность — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям (по Эриксону).

Индивидуальная психология — направление в психологии, социологии и психоанализе, выражающее идеи и теории Адлера и его последователей. Центральная идея — о бессознательном стремлении человека к совершенству.

История психологии — отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Идеализм — направление античной психологии, согласно которому мир состоит из материи и идей или форм как творческого начала природы. Душа - источник разума и нравственности, бессмертна, вечна.

Идея (Эйдолы) — основное понятие психологии Платона; невидимые глазу копии окружающих предметов, которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Категория психологии — наиболее общие, фундаментальные понятия психологии, составляющие ее предмет и содержание.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, задачей коего является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.

Коллективное бессознательное — особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества (по Юнгу).

Компенсация — 1) реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответствующего энергетического заполнения вокруг травмированных элементов (по Фрейду);

2) повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый (по Адлеру).

Комплекс неполноценности — ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Конгруэнтность — степень тождественности опыта, который человек приобретает в течение жизни, реальной действительности (по К. Роджерсу).

Кризис психологии - период истории психологической науки, в который возникла невозможность выработки единых методологических принципов, общего понимания целей, предмета психологии ее методов.

Культурно-историческая теория — теория Л. С. Выготского, объясняющая появление и развития специфических для человека высших психических функций посредством механизма интериоризадии знаков — искусственно созданных человечеством стимулов — средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением.

Либидо — по Фрейду это специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида.

Логотерапия — одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление которых дает лечебный эффект.

Личностный конструкт — создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством коего осуществляется понимание объектов в их сходстве между собой и в отличии от других.

Принцип изоморфизма — взаимодействие индивида с миром, а также процесс образования функционирования «мира личного» может описываться в терминологии структурирования «пространства жизненного».

Принцип системности — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре; представляет собой применение к частной области общенаучного системности.

Психоанализ (глубинная психология) - направление психологии, сделавшее предметом изучения психологии глубинные, бессознательные структуры психики.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно — историческому существу. Согласно Фрейду, сознание — одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени.

Сверх - Я (Супер — Эго) — одна из компонент структуры личности в теории Фрейда. Сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, кои контролируют действия Я и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности.

Теория поля - создатель — К. Левин. Согласно гештальт - теории, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).

Тест — система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения.

Установка — по Узнадзе — готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

Функционализм — направление в психологии, сторонники которого считали сознание как систему взаимосвязанных психических функций. Они предполагали, что роль сознания состоит в том, чтобы дать индивиду возможность приспособиться к различным ситуациям.

Феноменологический подход — метод, согласно которому субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями.

Формы жизни — по Шпрангеру — основные типы направленности человека, в зависимости от объективных ценностей.

Экспериментальная психология - направление в психологии, основывающееся на эксперименте как основном методе научных исследований.

Эго-психология — направление в психоаналитической психологии, автором которого является Э. Эриксон, изучающее развитие и становление Эго - Я личности от рождения до старости. Развитие личности рассматривается по стадиям, которых выделяется восемь.

Эгоцентризм — психологическое явление, описанное Ж. Пиаже, проявляющееся в неумении ребенка встать на другую точку зрения.

Этнопсихология — психологическое направление, изучающее психологические особенности того или иного народа.

Экзистенционализм — направление философии, изучающее существование и сущность человека.

Я-концепция (самость) — организованная, логически последовательная и интегрированная система восприятия «Я», отражающая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.

Я — система — сумма всех приобретенных привычек и форм поведения, являющихся т.н. «динамизмами» - способами трансформации энергии (по Г. Салливану). Образуется в раннем детстве.


Примерная тематика курсовых исследований

1. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.

2. Общественно-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе.

3. Развитие психологической мысли в России в конце XIX - начале XX вв.

4. Проблема деятельности в отечественной психологии.

5. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной психологии.

6. Проблема развития детского интеллекта в трудах Ж. Пиаже.

7. Проблема исследования индивидуальных различий в отечественной психологии.

8. Культурно-историческая теория памяти в трудах Л.С. Выготского.

9. Идея развивающего обучения Л.С. Выготского и ее влияние на последующее развитие педагогической психологии.

10. Культурно-исторический подход к изучению личности.

11. Теория филогенетического развития памяти в трудах П.П. Блонского.

12. Психологические теории внимания.

13. История и современные теории личности: преемственность позиций и новизна в постановке вопросов.

14. История теоретических исследований мотивации.

15. Современные когнитивные теории мотивации.

16. Проблема воли и ее развитие в истории психологии.

17. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в истории психологии.

18. С.Л. Рубинштейн и его субъектно-деятельностная концепция человека.

19. Постановка и решение проблемы сознания в материалистически ориентированных философских и психологических исследованиях.

20. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

4.5. Критерии оценивания ответа студента на зачете

Зачет ставится в случае, если:

- студент дает развернутый, логически выстроенный ответ на вопрос, где раскрывает владение системой теоретических знаний по курсу;

- студент имеет словарь основных понятий по курсу, знает их определения и оперирует ими при ответе на зачетный вопрос;

- студент ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу;

- студент положительно написал итоговую контрольную работу;

- студент выполнил все требуемые формы самостоятельной работы;

- студент принимал активное участие во всех формах практических занятий.

Зачет не ставится при несоблюдении хотя бы одного из предъявляемых параметров к уровню подготовки студента для получения зачета.


Список вопросов к зачету

1. Предмет, задачи и методы историко-психологического познания.

3. Психологические воззрения на природу психики в Античности.

4. Учение о душе Аристотеля и Платона.

5. Взгляды на природу психического в средневековье и эпоху Возрождения.

6. Учение Р. Декарта о сознании.

7. Психологические воззрения Т.Гоббса и Б. Спинозы.

8. Психологические взгляды Дж. Локка и В. Лейбница.

9. Развитие ассоцианизма в трудах Дж. Беркли, Д. Гартли.

10. Естественно-научные предпосылки зарождения психологической науки.

11. Ассоцианизм в XIX веке: Дж. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, Ф. Гербарт.

12. Экспериментальная психология Вундта.

13. Экспериментальные исследования психики в XIX веке: Вебер, Фехнер, Гельмгольц, Эббингауз.

14. Развитие отраслей психологии в XIX- начале XX века.

15. Кризис в психологии его причины, сущность.

16. Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э.Торндайк. «Оперантный бихевиоризм» Б.Ф. Скиннера.

17. Особенности нео- и социобихевиоризма. Э. Толмен, К. Халл; Дж. Мид, Д. Доллард.

18. Гештальтпсихология.

19. К. Левин и теория «поля».

20. Психоанализ З. Фрейда.

21. Аналитическая психология К.Г. Юнга.

22. Индивидуальная психология А. Адлера.

23. Неофрейдизм. К. Хорни. Э.Фромм. Э. Эриксон. В. Райх.

24. Французская социологическая школа.

25. Описательная психология В. Дильтея.

26. Психологическая мысль в России в XVIII- XIX вв.

27. Сеченов И.М. и его вклад в развитие отечественной психологии.

28. Возникновение и развитие советской психологии в 20-е и 30-е гг.

29. Психологические взгляды К.Н. Корнилова и П.П. Блонского.

30. Психологические взгляды М.Я. Басова.

31. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

32. Роль физиологии в развитие психологических взглядов в России (П.К. Анохин, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн).

33. Развитие идей Л.С. Выготского в детской и педагогической психологии Л.И. Божович, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным.

34. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.

35. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.

36. Вклад в развитие отечественной психологии А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищева.

37. Проблема индивидуальных различий в концепции Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

38. Причины разгрома педологии как науки о соотношении биологического и социального в личности.

39. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.

40. Мерлин В.С. и основные принципы исследования интегральной индивидуальности.

41. Новые направления в развитии зарубежной психологии во второй половине XX века.

42. Гуманистическая психология.

43. Генетическая психология Жана Пиаже. Этапы развития интеллекта.

44. Виктор Франкл и проблема смысла.

45. Современное состояние и важнейшие тенденции развития отечественной психологии. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма. Постнеклассическая парадигма как определенная картина мира конца XX – начала XXI века.

46. Базисные и метакатегории в психологической науке.

47. Представления о причинности в истории психологии – детерминизм и его варианты.

48. Ключевые проблемы теоретической психологии: психофизическая, психофизиологическая, психогностическая проблема.


Приложение 1.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ
Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
VI в до н. э. –V в. Душа Формирование двух направлений - материализма и идеализма- в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях - ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа-тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души.
V – XIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования.
XIV– XVIвв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология».
XVII- сер XIX вв Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии.

 

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги
Нач XIX -60-еггXIX в Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов Формирование научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятий. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе.
60-е ггXIX в – конец XIX Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении. Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии.
10-е гг. – сер 30-х гг. XX в. Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функций. психологическое исследование деятельности. Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно- историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии Развитие естественно - научных представлений физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.53 (0.01 с.)