Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики из «практикума по исследованию и диагностики толерантности личности»

Поиск

Методики из «практикума по исследованию и диагностики толерантности личности»

2.1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

 

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

 

  №   Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
2. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
3. Если друг предал, надо отомстить ему            
4. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
5. В споре может быть правильной только одна точка зрения            
6. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
7. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
8. С неопрятными людьми неприятно общаться            
9. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
10. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
11. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
13. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
14. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
15. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"            
16. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
17. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
18. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
19. Беспорядок меня очень раздражает            
20. Любые религиозные течения имеют право на существование            
21. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

 

  Студенты ДГУ Студенты ДГУ (после тренинга) Студенты психол. фак-та МГУ Практические психологи Москвы Военно- служащие в Чечне
Количество респондентов          
Среднее значение индекса 80,2 90,3 88,8 103,5  

 


Бланк методики

Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.

 

    № Утверждение Совершенно не согласен Пожалуй, не согласен Трудно сказать, согласен или нет Пожалуй, согласен Полностью согласен
Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно) меня это не волнует – 1 верно нечто среднее – 2 ______________________ они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3  
Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать          
Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться          
Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему          
Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры          
Личная свобода в поведении важнее хороших манер          
Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова          
Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности          
Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали          
Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей          
Истинной может быть только одна религия          
Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему          
Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать, это раздражает          
То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру          
(На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность          
(На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность          
Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше          
Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно) интерес и стремление понять его суждения – 1 желание переубедить его – 2 раздражение – 3  
Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников          
Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются          
Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение? лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________ национальности не стоит придавать значение - 2 затрудняюсь ответить – 3  
Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей          
Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки          
Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое          
Мне хотелось бы пожить в чужой стране          
Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих          
Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака          
Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей          
Сильная личность не показывает своих чувств          
Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение          
Меня очень раздражает вид неубранной комнаты да – 1 верно нечто среднее – 2 нет – 3  
Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах          
Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать          
Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола          
То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России          
Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо") да – 1 когда как – 2 нет – 3  
Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять          
Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок          
Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность          
Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно): я предоставил бы им самим выяснять свои отношения – 1 не знаю, что предпринял бы – 2 постарался бы разобраться в их ссоре – 3  
Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно          
Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие          
Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары          
Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей          
Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую          
Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться          
Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами          
Идти на уступки — это значит проявлять слабость          

Обработка результатов

Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):

 

Варианты ответов Баллы
совершенно не согласен - 2
пожалуй, не согласен - 1
трудно сказать, согласен или нет  
пожалуй, согласен  
полностью согласен  

 

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,

33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):

Варианты ответов Баллы
совершенно не согласен  
пожалуй, не согласен  
трудно сказать, согласен или нет  
пожалуй, согласен - 1
полностью согласен - 2

 

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):

№ пункта            
Варианты ответов                                    
Баллы     -2     -2 -2     -2     -2         -2

 

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.

 

Бланк методики

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Других людей.

Утверждения Баллы
6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник  
7. Меня раздражают любители поговорить  
8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе  
9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры  
10. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня  
Всего:

 

Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

2.4. Шкала базовых убеждений*

(Р.Янов-Бульман)

 

Данный опросник разработан в рамках когнитивной концепции базовых убеждений личности. В соответствии с ней одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности (Janoff-Bulman, 1989, 1992). По мнению американского психолога Р.Янов-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:

1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям.

2. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.

3. Убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основное значение имеют три аспекта: "Я хороший человек" (самоценность), "Я правильно себя веду" (контроль) и оценка собственной удачливости.

Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. Экстремальный негативный опыт настолько противоречит существовавшей ранее картине мира, что его осмысление вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР.

Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.

С целью диагностики базовых убеждений Р.Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, выявляющую восемь категорий убеждений, на основе которых вычисляются три вышеупомянутых базовых убеждения:

1) благосклонность мира (BW, benevolence of world),

2) доброта людей (BP, benevolence of people),

3) справедливость мира (J, justice),

4) контролируемость мира (C, control),

5) случайность как принцип распределения происходящих событий (R, randomness),

6) ценность собственного "Я" (SW, self-worth),

7) степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями) (SC, self-control),

8) степень удачи, или везения (L, luckiness).

Бланк методики

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.

Утверждение Совершенно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
1. Неудача с меньшей вероятностью постигает достойных, хороших людей            
2. Люди по природе своей недружелюбны и злы            
3. Кого в этой жизни постигнет несчастье – дело случая            
4. Человек по натуре добр            
5. В этом мире гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое            
6. Течение нашей жизни во многом определяется случаем            
7. Как правило, люди имеют то, что заслуживают            
8. Я часто думаю, что во мне нет ничего хорошего            
9. В мире больше добра, чем зла            
10. Я вполне везучий человек            
11. Несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили            
12. В глубине души людей не очень волнует, что происходит с другими            
13. Обычно я поступаю таким образом, чтобы увеличить вероятность благоприятного для меня исхода дела            
14. Если человек хороший, к нему придут счастье и удача            
15. Жизнь слишком полна неопределённости – многое зависит от случая            
16. Если задуматься, то мне очень часто везет            
17. Я почти всегда прикладываю усилия, чтобы предотвратить несчастья, которые могут случиться со мной            
18. Я о себе невысокого мнения            
19. В большинстве случаев хорошие люди получают то, чего заслуживают в жизни            
20. Собственными поступками мы можем предотвращать неприятности            
21. Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен            
22. Если принимать меры предосторожности, можно избежать несчастий            
23. Я предпринимаю действия, чтобы защитить себя от несчастий            
24. В общем-то, жизнь – это лотерея            
25. Мир прекрасен            
26. Люди в большинстве своём добры и готовы прийти на помощь            
27. Я обычно выбираю такую стратегию поведения, которая принесет мне максимальный выигрыш            
28. Я очень доволен тем, какой я человек            
29. Если случается несчастье, то обычно это потому, что люди не предприняли необходимых мер для защиты            
30. Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра            
31. У меня есть причины стыдиться своего характера            
32. Я удачливее, чем большинство людей            

Обработка результатов

К каждой из 8 шкал относится 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в "ключе" знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. "1" соответствует "6", "2" – "5", "3" – "4" и так далее).

Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:

1. Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей).

2. Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные набранным по R относительно середины шкалы.

3. Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность "Я"), SC (самоконтроль) и L (везение).

 

Ключ:

BW 5, 9, 25, 30

BP -2, 4, -12, 26

J 1, 7, 14, 19

C 11, 20, 22, 29

R 3, 6, 15, 24

SW -8, -18, 28, -31

SC 13, 17, 23, 27

L 10, 16, 21, 32

 

Данный опросник позволяет сравнивать базовые убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо шкале у человека сильно занижены, то это следует учесть при оказании психологической поддержки. В норме показатели по всем шкалам выше середины, то есть не менее 3,5 баллов. Исследователи считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и себе самому способствует большей психической стабильности и успешности в повседневной жизни.

 

 

Шкала социальной дистанции

(Э.Богардус)

В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей.

Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение, которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной группы.

 

Бланк методики

Инструкция: Перед Вами (А) список утверждений и (Б) список групп.

А. Для каждой группы из предложенного списка укажите единственно верное для Вас утверждение, которое может стать завершением следующей фразы: "Для меня лично возможно и желательно принять представителя данной группы…"

1. как близкого родственника (например, партнера по браку)

2. как близкого друга

3. как соседа по дому

4. как коллегу по работе

5. как гражданина моей страны

6. как гостя (туриста) в моей стране.

7. Я не хотел бы видеть его в моей стране.

 

Б. Список групп составляется в соответствии с целями исследования. При необходимости в список могут быть включены представители сексуальных меньшинств, приверженцы политических партий и общественных движений. Таким образом, шкала Богардуса может быть использована при измерении социальной дистанции не только между расовыми и этническими группами, но также между группами, различающимися по самым разнообразным признакам: возрасту, полу, профессии, религии и т.п.

 

Обработка результатов

Номер утверждения на шкале отражает величину социальной дистанции (1 – минимальная, 7 – максимальная). Социальная дистанция членов одной группы (респондентов) по отношению к другим группам (указанным в стимульном материале) вычисляется как среднее арифметическое индивидуальных ответов. Соответственно, чем меньше этот показатель, тем короче социальная дистанция между двумя группами и тем сильнее выражены позитивные чувства одной группы по отношению к другой. Возможна также оценка каждого пункта шкалы как отдельного утверждения, например, в диапазоне: абсолютно согласен (1) – абсолютно не согласен (7), что предполагает соответствующую обработку результатов.

В исследовании, проведенном в 1926 году, Богардус проанализировал ответы 1725 американцев о наиболее приемлемой для них дистанции по отношению к 40 расовым и этническим группам. В числе самых предпочитаемых американцами групп (средняя социальная дистанция от 1,06 до 1,83 балла) оказались англичане, белые американцы, канадцы и жители стран центральной и северной Европы. Несколько большая социальная дистанция (от 1,94 до 2,47 баллов) оказалась по отношению к жителям Южной и Восточной Европы. В наибольшей степени американцы дистанцировались от выходцев с Востока и чернокожих (2,69 – 3,91 балла) (Bogardus, 1958). Через 40 лет было проведено аналогичное исследование (2605 респондентов) (цит. по Zanden, 1972). Результаты обоих исследований приведены в Таблице 5.

Таблица 5. Индекс социальной дистанции американцев в разные годы

Представители народов Опрос 1926 г. 1725 чел. Опрос 1966 г. 2605 чел. Динамика показателя дистанции
    Место в списке Показатель дистанции Место в списке Показатель дистанции
Англичане   1.06   1.14 -0.08
Белые американцы   1.10   1.07 0.03
Канадцы   1.13   1.15 -0.02
Шотландцы   1.13   1.53 -0.40
Ирландцы   1.30   1.40 -0.10
Французы   1.32   1.36 -0.04
Немцы   1.46   1.54 -0.08
Шведы   1.54   1.42 0.12
Голландцы   1.56   1.54 0.02
Норвежцы   1.59   1.50 0.09
Испанцы   1.72   1.93 -0.21
Финны   1.83   1.67 0.16
Русские   1.88   2.38 -0.50
Итальянцы   1.94   1.51 0.43
Поляки   2.01   1.98 0.03
Армяне   2.06   2.18 -0.12
Чехи


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.013 с.)