общих социальных установок у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

общих социальных установок у детей



(Э.Френкель-Брунсвик)

 

Данный опросник позволяет косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у подростков. Элзе Френкель-Брунсвик установила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками. На основании этого вывода ею был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями.

 

Бланк методики

Инструкция: Отметьте, пожалуйста, согласны Вы или нет с каждым из утверждений

 

Утверждение Да Нет
Существует только один правильный путь сделать что-нибудь    
Если человек никого не опасается, он может попасть впросак    
Было бы лучше, если бы учителя были построже    
Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье    
Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах    
Войны будут всегда - это часть человеческой природы    
Характер и личность даны человеку от природы    

 

Обработка результатов

По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.

 

 

3.5. Диагностический тест отношений

(Г.Солдатова)

Диагностический тест отношений (ДТО) – оригинальная модификация метода семантического дифференциала, разработанная для исследования эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа. Методика широко используется психологами в исследованиях межэтнических и межличностных отношений, а также этнической толерантности (см., например, Стефаненко, Шлягина, Ениколопов, 1993).

В основу методики положена идея о том, что одни и те же качества, приписываемые как себе, так и другим людям (группе), могут интерпретироваться по-разному: положительные качества своей группы (например, "мы – экономны, бережливы") могут восприниматься как отрицательные у другой ("они – жадны, скупы"). По этому принципу были составлены пары качеств, полюса которых различаются по коннотативным (аффективным) параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие.

Полный вариант ДТО (А) представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке (Кцоева (Солдатова),1986). Второй, сокращенный вариант (Б), чаще применяемый исследователями, включает 12 пар качеств (Солдатова,1998). На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки, на которых респондент отмечает оценки качеств, присущих, по его мнению, ему самому, идеальному человеку и типичным представителям собственной или других этнических групп.

 

Бланк методики

(вариант Б, 1 карточка)

Инструкция: Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя ("Я"), "идеал", "типичного" представителя своей национальности, "типичного" представителя другой национальности. Оценки вписывайте в клетку под соответствующим качеством.

Выраженность качеств оценивается по 4-балльной шкале:

1 – данное качество отсутствует;

2 – качество выражено слабо;

3 – качество выражено средне;

4 – качество выражено в полной мере.

 

Я

 

дипломатичный навязчивый гордый общительный высокомерный лицемерный
           
активный бесхарактерный остроумный покладистый ехидный агрессивный
           
экономный упрямый находчивый настойчивый хитрый жадный
           
темпераментный педантичный осторожный аккуратный трусливый вспыльчивый
           

Обработка результатов

Полюса шкал на карточке размещены по определенному принципу:

+ – + + – –

+ – + + – –

+ – + + – –

+ – + + – –

Здесь "–" соответствует негативно воспринимаемому полюсу качества, а "+" – позитивному. Пары качеств в каждой строке представлены в столбцах: 6–1; 2–4; 5–3 (например, "лицемерный – дипломатичный", "навязчивый – общительный", "высокомерный – гордый").

Направленность (выраженность), или диагностический коэффициент стереотипа (D) характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту.

Коэффициент определяется по формуле:

где ∑а+ – сумма оценок всех положительных качеств; ∑а-– сумма оценок всех отрицательных качеств; ∑аi– общая сумма всех оценок.

Чем больше D с отрицательным знаком (когда преобладают высокие баллы по негативным качествам), тем выше интенсивность негативного стереотипа. Наоборот, чем больше D с положительным знаком (когда преобладают высокие баллы по позитивным качествам), тем выше интенсивность позитивного стереотипа. При D, близком к нулю, высока неопределенность (амбивалентность) отношения, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки.

Кроме абсолютных значений диагностических коэффициентов по каждому исследуемому параметру, полезно сравнить соотношение полученных коэффициентов. Например, для анализа самооценки можно использовать не абсолютный показатель диагностического коэффициента образа "Я", а сравнение его с коэффициентом для "идеала". Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений, который получается при сравнении образа типичного представителя какой-либо национальности с "идеалом". Для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации сравниваются коэффициенты, полученные для образа "Я" и различных этнических групп (Павленко, Таглин, 1992).

 

3.6. Типы этнической идентичности

(Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

  Я – человек, который…   Согласен Скорее согласен В чем-то согласен, в чем-то нет Скорее не согласен Не согласен
1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам          
2. считает, что межнациональные браки разрушают народ          
3. часто ощущает превосходство людей другой национальности          
4. считает, что права нации всегда выше прав человека          
5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения          
6. предпочитает образ жизни только своего народа          
7. обычно не скрывает своей национальности          
8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности          
9. часто испытывает стыд за людей своей национальности          
10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа          
11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную          
12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими          
13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов          
14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации          
15. трудно уживается с людьми своей национальности          
16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей          
17. безразлично относится к своей национальной принадлежности          
18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь          
19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия          
20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов          
21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности          
22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами          
23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории          
24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей          
25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре          
26. считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур          
27. не уважает свой народ          
28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу          
29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам          
30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов          

Обработка результатов

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

 


* Публикуется с любезного разрешения автора методики Ронни Янов-Бульман. Перевод и адаптация

О. Кравцовой

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.028 с.)