Взаимодействие вооруженных сил и религиозных организаций как фактор духовно-нравственного воспитания военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие вооруженных сил и религиозных организаций как фактор духовно-нравственного воспитания военнослужащих



 

Формирование духовно-нравственной, совершенной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. В каждом социуме для регуляции поведения человека вырабатывается множество разнообразных средств. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы, постановления военных и государственных органов, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц, наконец, нравственность и духовность.

В отличие от правовых и административных норм, носящих обязательный характер, выполнение моральных и нравственных требований практически зависит только от самой личности. Принципы морали и нравственности получают идейное обоснование и выражение, прежде всего в идеалах добра и зла.

В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма и культурного... потенциала страны»[62]. Религиозные организации Российской Федерации[63], призваны также охранять интересы национальной безопасности. РПЦ на сегодняшний день наиболее активно участвует во взаимодействии с Вооруженными Силами РФ.

Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, то есть перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого военнослужащего. Специфика воинской деятельности, характеризующаяся высоким напряжением духовных и физических сил, определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военно-профессиональной деятельности.

В практике воспитания в светских образовательных учреждениях появилось новое для отечественной педагогики направление – духовное воспитание. Сами термины «духовность, «духовное воспитание» использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывались с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека. Поэтому остро встаёт проблема взаимодействия православной и светской педагогики в этой сфере воспитательной деятельности[64].

Психологические основания духовного воспитания в православной и светской педагогике также имеют различия. Как отмечает Б.С. Братусь, в традиционной светской психологии в качестве основы для объяснения природы и механизма активности человека выступает учение о потребностях, которые рассматриваются как ее побудитель и исходное звено; считается, что с помощью потребностей регулируются деятельность и поведение человека, определяется их направленность. Это относится и к так называемым духов­ным потребностям, не связанным непосредственно с физическими характеристиками человека (потребность в само­познании, творчестве и др.). В православной психологии вместо учения о потребностях глубоко разработано учение о страстях. Страсти рассматриваются как предпосылка греха (нарушение божественных установлений), а борьба с ними как механизм и необходимое условие духовного становления человека.

В июле 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, на встрече с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви, предложил ввести в Вооружённые Силы РФ институт военных священников (на тот момент 249 специалистов по работе с верующими-военнослужащими). Эффективность данного направления определяется тем, что более 70 процентов военнослужащих определяют себя верующими[65]. Однако данная деятельность будет оставаться малоэффективной, пока не будет решен кадровый её вопрос и не будет определена и юридически закреплена сущность, содержание и структура данного процесса. Сейчас многие руководители, не разобравшись с целью введения института военного духовенства, видят в нём замену системы воспитания, панацею от нарушения воинской дисциплины и т.д.

Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы содержания таких направлений воспитания, как: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. Вводимые изменения не противоречат осуществляемой системе воспитания, кроме того они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Трудности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих заключаются в том, что нет четких, определенных руководящими документами, обязанностей должностных лиц по реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Воспитательная работа с верующими военнослужащими в приказах, инструкциях, наставлениях, уставах изложена без процессуального компонента и оценки эффективности её средств, форм и методов работы.

Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения.

Религиозное сознание является глубоко личностным, определяющим внутренний мир военнослужащего, его убеждения, идеалы и ценности. Формирование и развитие религиозного мировоззрения является личным делом каждого военнослужащего и важно, чтобы оно осуществлялось сознательно без какого-либо принуждения, так как военнослужащий свободен в отношении к религии, что и определено Конституцией Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[66].

Сила религиозного потенциала заключена в уверенности военнослужащего в святости воинского долга по защите Отечества и в том, что все, что он делает, не отделяет его от Бога, а приводит к достижению цели жизни на земле. В содержательном плане реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих осуществляется по следующим основным направлениям:

– реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести;

– духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей военным священником или посредством взаимодействия с представителями других религиозных объединений;

– участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими;

– патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религиозных объединений в становлении и развитии России и её Вооружённых Сил;

– участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

– профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;

– психологическая реабилитация раненных воинов посредством взаимодействия с военным священником или представителями других религиозных объединений;

– формирование морально-психологической устойчивости, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих;

– воспитание религиозной толерантности и веротерпимости у военнослужащих воинской части.

Каждому компоненту, составляющему содержание реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих, соответствует определенная функция религии, которая реализуется посредством конкретной задачи.

Итак, формирование духовно-нравственной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения. Кроме того, религия может способствовать формированию у военнослужащих патриотизма, веротерпимости и толерантности, а также здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих.

 


[1] Морозов А.А. Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской Академии МВД России) // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2009. № 4. С. 43-47.

[2] Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1994. 320 с.

[3] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Репринт. СПб., 2012. 188 с.

[4] См.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 2009. С. 84-95.

[5] См.: Конт О. Закон трёх стадий истории // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 47-62.

[6] См.: Малиновский Б. Магия и религия // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. Антология: под общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2009. С. 105-177.

[7] См.: Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. Антология: под общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2009. С. 20-24.

[8] См.: Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 60-94.

[9] Юнг К. Г. Психология и религия. СПб., 2010. 215 с.

[10] Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // По направлению к психологии бытия. М., 2002. С. 12 – 45.

[11] См.: Олпорт Г. Религия и предрассудки // Становление личности: Избранные труды. М., 2012. С. 81-145.

[12] См.: Фромм Э. Психоанализ и религия // Иметь или быть? М., 1990. С. 25-74.

[13] Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М., 1992. 124 с.

[14] Иванов A.B. Институционализация социального управления в Пограничной службе РФ (социологический анализ): Монография. М., 2003. 72 с.

[15] Образцов И.В. Человеческий фактор армии // Политическая социология. М., 2012. 312 с.

[16] Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / под ред. Г. Ю. Семигина. М., 2003. С. 370.

[17] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 2009. С. 90.

[18] Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1994. С. 94.

[19] Добреньков В.И. Модернизация идеи Бога в современной религии. М., 1998. С. 48.

[20] Олппорт Г. Религия и предрассудки // Становление личности: Избранные труды. М., 2012. С. 91.

[21] Яблоков Н.И. Религиоведение. М., 2009. С. 97.

[22] Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. С. 127.

[23] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2001. С. 407.

[24] Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского общества: социально- философский анализ: диссертация. М., 2010. С. 74.

[25] Лобазова О.Ф. Факторы динамики современной российской религиозности // Социальная политика и социология. М., 2009. № 2. С. 269.

[26] Балагушкин Е.Г. Критика нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. С. 81.

[27] Ворошилова Н.А. Религиозное сознание и способы его существования. Красноярск, 2002. С. 68.

[28] Неронов А.В. Социологические исследования нетрадиционной религиозности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 1. С. 36.

[29] Дворкин А.Л. Сектоведение. Н.Новгород, 2005. С. 62.

[30] Филатов С. Статистика российской религиозности: - магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 57.

[31] Glock Ch. Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education, Research Supplement. 1962. P. 99-100.

[32] Fukuyama Y. The Major Dimensions of Church Membership // Review of Religious (Effective City Church Study). 1961. P. 155.

[33] См.: Фолкнер Д., Де Йонг Г. Религиозность в пяти измерениях:- эмпирический анализ // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 69-77.

[34] Яблоков И. Н. Методические проблемы социологии религии. М., 2009. С. 108.

[35] См.: Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 89-96.

[36]Лебедев С. Религиозность: что считать критерием? URL: http://www.religare.ru/2_35080.html (дата обращения: 05.02.2015).

[37] Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001. С. 3.

[38] Там же. С. 28-29.

[39] Лопаткин Р.А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 37.

[40] Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2009. С. 72.

[41] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015).

[42] Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2009. С. 97.

[43] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015).

[44] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015).

[45] Куприн А.И. Поединок. М., 2014. С. 55.

[46] Режепо П.А. Статистика генералов. URL: http://militera.lib.ru/science/vs17/04.html (дата обращения: 11.03.2015).

 

[47] Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2009. С. 110.

[48] Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Доклад Института Европы РАН. № 173. М., 2006. С. 43.

[49] Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Доклад Института Европы РАН. № 173. М., 2006. С. 49.

[50] Режепо П.А. Статистика генералов URL: http://militera.lib.ru/science/vs17/04.html (дата обращения: 11.03.2015).

 

[51] Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Военно-социологические исследования: сб. статей. М., 2003. № 4. С. 15.

[52] Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Военно-социологические исследования: сб. статей. М., 2003. №4. С. 18.

[53] Верховский А.М. Как теперь религия будет внедряться в армию и в школу. URL: http://religion.ng.ru/facts/2009-08-05/1_army.html (дата обращения: 11.02.2015).

[54] Верховский А.М. Как теперь религия будет внедряться в армию и в школу. URL: http://religion.ng.ru/facts/2009-08-05/1_army.html (дата обращения: 11.02.2015).

[55] Характеристика религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 году // Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил РФ. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://dyn.function.mil.ru (дата обращения: 11.01.2015).

[56] Там же.

[57] Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М., 2012. С. 77.

[58] Дубограй Е.В. Религия как фактор военно-социального управления (современный войсковой опыт) // Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России. М.: Красная звезда, 2008. С. 125.

[59] Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил РФ. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://dyn.function.mil.ru (дата обращения: 11.01.2015).

[60] Как изменилась вера в Бога и религиозность в России за последние 10 лет // Всероссийский центр исследования общественного мнения. URL: wciom.ru (дата обращения 01.03.2015).

[61] Образцов И.В. Человеческий фактор армии. М., 2012. С. 88.

[62] Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: утв. приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70: в ред. от 30 декабря 2011 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2015. Официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2015).

[63] О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ: в ред. от 20 апреля 2015 г. // Собр. законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

[64] Соловцова И.А. Духовное воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2010. С. 82.

[65] Выборочный социологический опрос населения «Характеристика религиозной ситуации в Вооружённых Силах Российской Федерации в 2010 году» // Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт. URL: httр://еns.mil.ru/sсiеnсе/sосiоlоgiсаl_сеntеr/ (дата обращения: 10.01.2015).

 

[66] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.035 с.)