Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие вооруженных сил и религиозных организаций как фактор духовно-нравственного воспитания военнослужащих↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формирование духовно-нравственной, совершенной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. В каждом социуме для регуляции поведения человека вырабатывается множество разнообразных средств. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы, постановления военных и государственных органов, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц, наконец, нравственность и духовность. В отличие от правовых и административных норм, носящих обязательный характер, выполнение моральных и нравственных требований практически зависит только от самой личности. Принципы морали и нравственности получают идейное обоснование и выражение, прежде всего в идеалах добра и зла. В современных условиях рассматриваемая проблема приобретает особое значение вследствие возникновения комплекса противоречий в различных областях жизни общества и его Вооруженных Силах. Интересы государства состоят «в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма, гуманизма и культурного... потенциала страны»[62]. Религиозные организации Российской Федерации[63], призваны также охранять интересы национальной безопасности. РПЦ на сегодняшний день наиболее активно участвует во взаимодействии с Вооруженными Силами РФ. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация, то есть перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого военнослужащего. Специфика воинской деятельности, характеризующаяся высоким напряжением духовных и физических сил, определяют значимость духовного фактора для армии, делают его важнейшим компонентом военно-профессиональной деятельности. В практике воспитания в светских образовательных учреждениях появилось новое для отечественной педагогики направление – духовное воспитание. Сами термины «духовность, «духовное воспитание» использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывались с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека. Поэтому остро встаёт проблема взаимодействия православной и светской педагогики в этой сфере воспитательной деятельности[64]. Психологические основания духовного воспитания в православной и светской педагогике также имеют различия. Как отмечает Б.С. Братусь, в традиционной светской психологии в качестве основы для объяснения природы и механизма активности человека выступает учение о потребностях, которые рассматриваются как ее побудитель и исходное звено; считается, что с помощью потребностей регулируются деятельность и поведение человека, определяется их направленность. Это относится и к так называемым духовным потребностям, не связанным непосредственно с физическими характеристиками человека (потребность в самопознании, творчестве и др.). В православной психологии вместо учения о потребностях глубоко разработано учение о страстях. Страсти рассматриваются как предпосылка греха (нарушение божественных установлений), а борьба с ними как механизм и необходимое условие духовного становления человека. В июле 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, на встрече с участниками Архиерейского собора Русской Православной Церкви, предложил ввести в Вооружённые Силы РФ институт военных священников (на тот момент 249 специалистов по работе с верующими-военнослужащими). Эффективность данного направления определяется тем, что более 70 процентов военнослужащих определяют себя верующими[65]. Однако данная деятельность будет оставаться малоэффективной, пока не будет решен кадровый её вопрос и не будет определена и юридически закреплена сущность, содержание и структура данного процесса. Сейчас многие руководители, не разобравшись с целью введения института военного духовенства, видят в нём замену системы воспитания, панацею от нарушения воинской дисциплины и т.д. Данные изменения при правильной их организации и реализации обеспечат обновление воспитания военнослужащих в целом, а также усилят ценностные основы содержания таких направлений воспитания, как: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое и экологическое. Вводимые изменения не противоречат осуществляемой системе воспитания, кроме того они являются реализацией приоритетных направлений совершенствования воспитательной работы, которые определены в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Трудности реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих заключаются в том, что нет четких, определенных руководящими документами, обязанностей должностных лиц по реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих. Воспитательная работа с верующими военнослужащими в приказах, инструкциях, наставлениях, уставах изложена без процессуального компонента и оценки эффективности её средств, форм и методов работы. Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения. Религиозное сознание является глубоко личностным, определяющим внутренний мир военнослужащего, его убеждения, идеалы и ценности. Формирование и развитие религиозного мировоззрения является личным делом каждого военнослужащего и важно, чтобы оно осуществлялось сознательно без какого-либо принуждения, так как военнослужащий свободен в отношении к религии, что и определено Конституцией Российской Федерации: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[66]. Сила религиозного потенциала заключена в уверенности военнослужащего в святости воинского долга по защите Отечества и в том, что все, что он делает, не отделяет его от Бога, а приводит к достижению цели жизни на земле. В содержательном плане реализация потенциала религии в воспитании военнослужащих осуществляется по следующим основным направлениям: – реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести; – духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей военным священником или посредством взаимодействия с представителями других религиозных объединений; – участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительской работы с военнослужащими; – патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религиозных объединений в становлении и развитии России и её Вооружённых Сил; – участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих; – профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих; – психологическая реабилитация раненных воинов посредством взаимодействия с военным священником или представителями других религиозных объединений; – формирование морально-психологической устойчивости, основываясь на религиозном мировоззрении верующих военнослужащих; – воспитание религиозной толерантности и веротерпимости у военнослужащих воинской части. Каждому компоненту, составляющему содержание реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих, соответствует определенная функция религии, которая реализуется посредством конкретной задачи. Итак, формирование духовно-нравственной личности военнослужащего является одним из центральных направлений воинского воспитания. Цель реализации потенциала религии в воспитании военнослужащих состоит в повышении эффективности формирования и развития у них профессионально важных качеств, позволяющих гарантированно, качественно и эффективно выполнять задачи военной службы по профессиональному предназначению, способности выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, осуществлять профессиональное самосовершенствование на основе религиозного мировоззрения. Кроме того, религия может способствовать формированию у военнослужащих патриотизма, веротерпимости и толерантности, а также здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих.
[1] Морозов А.А. Отношение к религии как отражение мировоззренческого выбора молодежи (на примере курсантов Омской Академии МВД России) // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2009. № 4. С. 43-47. [2] Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1994. 320 с. [3] Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Репринт. СПб., 2012. 188 с. [4] См.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 2009. С. 84-95. [5] См.: Конт О. Закон трёх стадий истории // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 47-62. [6] См.: Малиновский Б. Магия и религия // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. Антология: под общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2009. С. 105-177. [7] См.: Спенсер Г. Принципы социологии // Мистика. Наука. Религия. Классики мирового религиоведения. Антология: под общ. ред. А.Н. Красникова. М., 2009. С. 20-24. [8] См.: Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 60-94. [9] Юнг К. Г. Психология и религия. СПб., 2010. 215 с. [10] Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания // По направлению к психологии бытия. М., 2002. С. 12 – 45. [11] См.: Олпорт Г. Религия и предрассудки // Становление личности: Избранные труды. М., 2012. С. 81-145. [12] См.: Фромм Э. Психоанализ и религия // Иметь или быть? М., 1990. С. 25-74. [13] Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М., 1992. 124 с. [14] Иванов A.B. Институционализация социального управления в Пограничной службе РФ (социологический анализ): Монография. М., 2003. 72 с. [15] Образцов И.В. Человеческий фактор армии // Политическая социология. М., 2012. 312 с. [16] Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 / под ред. Г. Ю. Семигина. М., 2003. С. 370. [17] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 2009. С. 90. [18] Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1994. С. 94. [19] Добреньков В.И. Модернизация идеи Бога в современной религии. М., 1998. С. 48. [20] Олппорт Г. Религия и предрассудки // Становление личности: Избранные труды. М., 2012. С. 91. [21] Яблоков Н.И. Религиоведение. М., 2009. С. 97. [22] Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. С. 127. [23] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2001. С. 407. [24] Лобазова О.Ф. Религиозность современного российского общества: социально- философский анализ: диссертация. М., 2010. С. 74. [25] Лобазова О.Ф. Факторы динамики современной российской религиозности // Социальная политика и социология. М., 2009. № 2. С. 269. [26] Балагушкин Е.Г. Критика нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М., 1984. С. 81. [27] Ворошилова Н.А. Религиозное сознание и способы его существования. Красноярск, 2002. С. 68. [28] Неронов А.В. Социологические исследования нетрадиционной религиозности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 1. С. 36. [29] Дворкин А.Л. Сектоведение. Н.Новгород, 2005. С. 62. [30] Филатов С. Статистика российской религиозности: - магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 57. [31] Glock Ch. Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education, Research Supplement. 1962. P. 99-100. [32] Fukuyama Y. The Major Dimensions of Church Membership // Review of Religious (Effective City Church Study). 1961. P. 155. [33] См.: Фолкнер Д., Де Йонг Г. Религиозность в пяти измерениях:- эмпирический анализ // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 69-77. [34] Яблоков И. Н. Методические проблемы социологии религии. М., 2009. С. 108. [35] См.: Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 89-96. [36]Лебедев С. Религиозность: что считать критерием? URL: http://www.religare.ru/2_35080.html (дата обращения: 05.02.2015). [37] Лопаткин Р.А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. М., 2001. С. 3. [38] Там же. С. 28-29. [39] Лопаткин Р.А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 37. [40] Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 2009. С. 72. [41] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015). [42] Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2009. С. 97. [43] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015). [44] Погодин М. Происхождение и похождение Преображенского полка и с ним гвардии. URL: http://www.adjudant.ru (дата обращения: 11.02.2015). [45] Куприн А.И. Поединок. М., 2014. С. 55. [46] Режепо П.А. Статистика генералов. URL: http://militera.lib.ru/science/vs17/04.html (дата обращения: 11.03.2015).
[47] Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2009. С. 110. [48] Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Доклад Института Европы РАН. № 173. М., 2006. С. 43. [49] Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века // Доклад Института Европы РАН. № 173. М., 2006. С. 49. [50] Режепо П.А. Статистика генералов URL: http://militera.lib.ru/science/vs17/04.html (дата обращения: 11.03.2015).
[51] Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Военно-социологические исследования: сб. статей. М., 2003. № 4. С. 15. [52] Мозговой С.А. Религиозная ситуация в Вооруженных Силах РФ // Военно-социологические исследования: сб. статей. М., 2003. №4. С. 18. [53] Верховский А.М. Как теперь религия будет внедряться в армию и в школу. URL: http://religion.ng.ru/facts/2009-08-05/1_army.html (дата обращения: 11.02.2015). [54] Верховский А.М. Как теперь религия будет внедряться в армию и в школу. URL: http://religion.ng.ru/facts/2009-08-05/1_army.html (дата обращения: 11.02.2015). [55] Характеристика религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2010 году // Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил РФ. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://dyn.function.mil.ru (дата обращения: 11.01.2015). [56] Там же. [57] Богатырев Е.Д. Образ жизни военнослужащих Вооруженных Сил: сущность, противоречия, проблемы. М., 2012. С. 77. [58] Дубограй Е.В. Религия как фактор военно-социального управления (современный войсковой опыт) // Общество и армия: развитие военно-гражданских отношений в интересах укрепления военной безопасности России. М.: Красная звезда, 2008. С. 125. [59] Научно-исследовательский социологический центр Вооруженных Сил РФ. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. URL: http://dyn.function.mil.ru (дата обращения: 11.01.2015). [60] Как изменилась вера в Бога и религиозность в России за последние 10 лет // Всероссийский центр исследования общественного мнения. URL: wciom.ru (дата обращения 01.03.2015). [61] Образцов И.В. Человеческий фактор армии. М., 2012. С. 88. [62] Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: утв. приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70: в ред. от 30 декабря 2011 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2015. Официальный сайт. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.03.2015). [63] О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ: в ред. от 20 апреля 2015 г. // Собр. законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. [64] Соловцова И.А. Духовное воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / под ред. Н.М. Борытко. Волгоград, 2010. С. 82. [65] Выборочный социологический опрос населения «Характеристика религиозной ситуации в Вооружённых Силах Российской Федерации в 2010 году» // Министерство обороны Российской Федерации. Официальный сайт. URL: httр://еns.mil.ru/sсiеnсе/sосiоlоgiсаl_сеntеr/ (дата обращения: 10.01.2015).
[66] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. от 21 июля 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.013 с.) |