Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переложение хоровых партитур для различных составов хора

Поиск

Хоровая аранжировка

специальность 073502

Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование)

 

Повышенный уровень

среднего профессионального образования

 

Саратов

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией Хоровое дирижирование   Протокол № __ от «__» _____________   Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование  
Председатель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование     ______________ Занорин Ю.Г. Составитель: Преподаватель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование   _____________Занорин Ю.Г. Заместитель директора по учебной работе музыкального отделения   ______________ Несолёнова И.Г.   Заместитель директора по научно-методической работе   ______________ Калуцкова М.Н.  
Рецензенты:   Преподаватель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование ______________ Гиревая И.Е.   Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского   ______________Чугунова Л.А. Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В структуре основной образовательной программы учебная дисциплина Хоровая аранжировка относится к блоку Дисциплины специализации. Обучение осуществляется в форме индивидуальных практических занятий в объёме 19 часов (по 1 часу в неделю на IV курсе).

С целью практического закрепления и детального освоения полученных навыков цикловая комиссия сочла необходимым увеличить программу обучения на 34 часа за счет консультационного времени (по 1 часу в неделю). Учебная дисциплина Хоровая аранжировка тесно связана с такими предметами как Хоровой класс, Дирижирование, Чтение хоровых партитур, ороведение.

Аранжировка музыкальных произведений для хоров различного состава является важной частью общей профессиональной подготовки.

В соответствии с этим в программе курса Хоровая аранжировка излагаются теоретические сведения, составляющие содержание предмета и методика обучения основным принципам аранжировки хоровых произведений.

Основной задачей предмета Хоровая аранжировк» является развитие навыков переложения хоровых, сольных вокальных и инструментальных произведений для различных составов хора.

Практическое содержание предмета и его воспитательные функции должны способствовать развитию творческого мышления учащихся, овладению приемам хорового письма, знакомству с хоровым репертуаром.

В результате изучения курса у учащихся наряду с теоретическими знаниями должны быть сформированы навыки практической работы с музыкальными произведениями.

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики учащиеся в итоге должны знать различные приемы, применяемые в хоровых переложениях, уметь свободно пользоваться ими в практической работе по аранжировке музыкальных произведений для хоров различных составов.

Методические рекомендации

Одной из основных задач в изучении курса хоровой аранжировки является воспитание у учащихся бережного отношения к оригиналу. В произведении могут быть изменены фактура и тональность. Такие его компоненты как мелодия, гармония, метр, темп, динамика и форма, как правило, не меняются.

Бережного отношения требует словесный текст. Наряду с единым слоговым ансамблем в партитуре может возникнуть необходимость подтекстовки отдельных его голосов. В этом случае некоторые отклонения от основного текста не должны противоречить ни литературному стилю произведения, ни его художественно-поэтическому образу.

В переложениях, предусматривающих увеличение количества голосов хоровой партитуры, необходимо, чтобы каждый из вновь образованных голосов был согласован с гармонией сопровождения, отвечал требованиям тесситуры и при совместном звучании с другими партиями хора способствовал созданию единого звукового ансамбля.

Выполняя задание по аранжировке, необходимо предварительно проанализировать произведение, тщательно ознакомившись с его хоровой партитурой и инструментальным сопровождением. В тех же случаях, когда главной задачей переложения является практическое ознакомление определенным приемом хорового письма (например, октавным удвоением), необходимо выявить художественные возможности этого приема, наиболее целе­сообразные и употребительные варианты его применения в хоровой литературе.

Желательно, чтобы в процессе освоения данного курса некоторые из переложений, сделанных учащимися, могли бы быть исполнены хором. Разучивание таких переложений можно организовать в тех коллективах, где осуществляется педагогическая практика учащихся. В отдельных случаях возможно исполнение наиболее интересных аранжировок учебным хором училища. Процесс освоения курса хоровой аранжировки не может проходить в отрыве от других предметов учебного цикла и прежде всего от хороведения и гармонии. Без четкого представления о границах хоровых диапазонов, без понимания условий, при которых может быть достигнуто звуковое равновесие хорового ансамбля, без знания закономерностей гармонического развития невоз­можно на профессиональном уровне сделать переложение. Поэтому вопросы хороведения и вопросы гармонии неотделимы от решения общих задач курса.

В репертуарные списки данной программы не включены произведения полифонического склада, однако при прохождении некоторых тем возможно использование отдельных несложных полифонических приемов, часто применяемых в хоровой исполнительской практике (например, простейших имитаций).

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Он включает в себя несколько компонентов: объяснение нового материала, анализ хоровых произведений, связанных с прохождением данной темы, проверка домашних заданий. Соотношение этих видов работы может меняться в зависимости от содержания темы и задачи урока.

Очень важна, особенно на начальной стадии освоения курса, помощь учащемуся в организации его самостоятельной работы. Здесь основное внимание должно быть направлено на то, чтобы ученик выполнял задания планомерно, систематически.

Для того, чтобы процесс практического освоения навыков хоровой аранжировки был более глубоким, необходимо письменные задания сочетать с анализом специально подобранных к данной теме примеров хоровых переложений. Тщательное знакомство с ними расширит представление учащихся о предмете, поможет им глубже освоить разнообразные приемы хорового письма, встречаемые в хоровой литературе.

Репертуарные списки программы являются примерными и по усмотрению педагога могут быть изменены или дополнены другими произведениями.

По окончании каждого семестра по данному предмету преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Макс. учеб. нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самост. работа студента
Всего Лекционные занятия Практические занятия
           
Тема 1. Переложение двух- и трехголосных однородных хоров на смешанные путем октавного удвоения голосов однородного хора          
Тема 2. Переложение трехголосных хоров гомофонно-гармонического склада на четырехголосные смешанные путем самостоятельного развития голосов          
Тема 3. Переложение четырехголосных однородных хоров на четырехголосные смешанные.          
Тема 4. Переложение четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные          
Тема 5. Переложение четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные          
Тема 6. Переложение четырехголосных смешанных хоров на трехголосные однородные          
Тема 7. Переложение четырехголосных смешанных хоров на двухголосные однородные          
Тема 8. Переложение многоголосных смешанных хоров на четырехголосные смешанные          
Тема 9. Переложение вокальных произведений для хора a cappella          
Тема 10. Переложение вокальных произведений для двухголосного однородного хора с сопровождением          
Тема 11. Переложение вокальных произведений для трехголосного однородного хора с сопровождением          
Тема 12. Переложение вокальных произведений для трехголосного неполного смешанного хора с сопровождением          
Тема 13. Переложение вокальных произведений для четырехголосного смешанного хора с сопровождением          
Тема 14. Переложение вокальных произведений для многоголосного смешанного хора с сопровождением          
Тема 15. Переложение для солиста и хора при их раздельном звучании          
Тема 16. Переложение для солиста и хора при их одновременном звучании          
Итого          

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Значение курса хоровой аранжировки для практической деятельности руководителя хора. Задачи курса. Виды хоровых переложений. Знакомство с общими принципами, лежащими в основе хоровых переложений. Необходимость сохранения мелодии, гармонии, темпа, метра, динамики и формы оригинала. Возможность изменения тональности и фактуры. Вопросы организации самостоятельной работы студента.

Раздел I

Раздел II

Раздел III

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балакирев М. Русские народные песни. – М., 1957

Визе Ж. «Кармен». Клавир – М., 1973

Глинка М. Венецианская ночь. Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. I. – М., 1978

Глинка М. Романсы и песни для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 2 – М., 1979

Григ Э.Хоры. – М., 1957

Даргомыжский А. «Русалка». Клавир – М., 1960

Даргомыжский А. Петербургские серенады. – М., 1970

Калинников Вик. Обработки и переложения для хора / Сост.Э.Леонов – М., 1970

Л ядов А. Русские народные песни. – М., 1955

Латышская хоровая песня – Рига, 1955

Локшин Д. Зарубежная хоровая литература. Вып. 2. – М, 1966 14.Лядов А. Песни русского народа. – М., 1959

Лядов А. «Возле речки, возле моста». Обработка русской народной песни. – М., 1966

Ляпунов С. Русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Ред. Е. Гиппиуса – М., 1963.

Макаров В. «Река-богатырь». Хоровая сюита. – М., 1958

Пение в школе. Вып. 2. 5 – 6 классы – М., 1969

Пение в школе. Вып. I, I –3 классы.– М., 1972

Песни для детей. Сборник для начальной школы. – М., 1953

Песни для детского хора / Сост. В. Соколов. Вып. 5. – М., 1963

Песни для детского хора. Вып. 1. /Сост. Е. Гембицкая. – М., 1954

Песни и хоровые произведения. Пособие для педагогических училищ / Сост. В. Дронов. – М, 1955

Песни русских композиторов. – М., 1952

Песни советских композиторов. Вып. 1. —М., 1951

Песни стран народной демократии. – М., 1956

Полтавцев И., Светозарова М. Курс чтения хоровых партитур – /Л. 1962

Произведения русских композиторов. / Сост. А Свешников – М., 1959

Репертуар молодежного мужского хора. Вып. 1. / Сост. Г. Копченнов и Ю. Иоселиани. – М, 1975

Римский-Корсаков Н. “Сто русских народных” песен для голоса с фортепиано.– М., 1985

Россини Д. «Клевета» / Пере­ложение для разных составов хора А. Степанова. – М., 1960

Русская хоровая литература. Хрестоматия. Вып. 3. / Сост. С. Попов. – М., 1951

Русская хоровая литература. Хрестоматия/Вып. 1. / Сост. С. Попов. – М., 1958

Сборник песен для средней школы. Изд. 2-е. – М., 1955

Сборник хоровых произведений для 7–10 классов / Сост. А. Луканин,

Сборник хоровых произведений для 7–10 классов / Сост. С. Благообразов, Д. Локшин, А. Луканин, И. Пономарьков. – М.,–Л., 1964

Хоры западноевропейских композиторов / Сост. В. Вахромеев.– М., 1959

Хрестоматия по дирижированию хором. Вып. 1 / Сост. Е. Красотина,

Хрестоматия по дирижированию хором. Вып. 2 / Сост. Б. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит.–М., 1969

Хрестоматия по технике хорового дирижирования. Вып. 1 /Сост. К. Птица.–М., 1963

Хрестоматия по хоровой литературе. Вып. 1 / Сост. С. Попов. – М., – Л., 1950

Хрестоматия по хоровой литературе. Вып. 4 /. Сост. С. Попов.– М., 1952

Хрестоматия по хоровой литературе. Вып. 5 / Сост. С. Попов. – М., 1956

Хрестоматия по чтению хоровых партитур /Сост. Н. Шелков.– Л., 1963

Хрестоматия по чтению хоровых партитур с сопровождением. Вып. 2/

Хрестоматия русской народной песни. Вып. 1,2/ Сост. Л. Мекалина. – М, 1968

Чайковский П. Полное собрание сочинений, т. 61. – М,–1949

Шуберт Ф. «Баркарола». «Почта»

Шуберт Ф. Две песни. – М., 1953

Шуберт Ф. Произведения для хора. – М., 1964

 

К теме 1

«Зеленая рощица» / обр. Н. Владыкиной-Бачинской.

«Как под лесом, под лесочком» /обр. М. Балакирева,

«Как со вечер- вечер и кушки» /обр. А. Лядова,

Макиенко П. «Выйду в сад я, выйду в поле»

«Ой-да ты, калинушка /обр. А.Новикова

Оленичева А. «За рекой, за горой»

«Уж вы, мои ветры» /обр. В. Попова

К теме 2

Авцев М. «Ландыш», «Я посею ли млада-младенька»

«Соловьем залетным»

«Во поле березонька стояла» /обр. А. Александрова, припев

Даргомыжский А. «На севере диком»

Мендельсон Ф. «Воспоминание»

Оре А. «Отчего тебя, девица»

К теме З

Вебер К. «Весенняя песня» (1-й период), «Песня меча»

Оре А. «Песня рыбаков с Даугавы».

«Ой ты, девица» /обр. Я. Сермукслиса

Ребиков В. «Горные вершины»

«Речка быстрая струится» /обр. Э. Вигнера, 1-й куплет

Римский-Корсаков Н. Хор из оперы «Псковитянка» «Из-под холмика»

Шуберт Ф. «Далекой»

К теме 4

Новиков А. «При долине куст калины», «Родина моя», «Ясный месяц»

К теме 5

«Вей, ветерок» /обр. А. Юрьян

«Возле речки, возле моста» /обр. К. Лядова

Каппель Ю. «Дорогая Мари», «Дуй, подуй ты, ветерок /обр. Я.Рейнхольда,

«Как кума-то к куме в решете приплыла» /обр. А. Листопадова

«Ой ты, девица» / обр. Я. Сермукслиса,

«Чтой-то звон» /обр. А. Карпова,

«Чья там песня раздается» / обр. Д. Цимзе

К теме 6

«Ай во поле липенька» /обр. Н. Римского-Корсакова

«Под горой Дунай течет» /обр. М. Ипполитова-Иванова,

«Уж и я ли молода» /обр. И. Некрасова

Чайковский П. «Хор птиц» из музыки к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»

Шуман Р. «Доброй ночи»

Юрьян П. «Девица и пчелка»

К теме 7

«Как по лугу, по лужочку» /обр. С. Попова

«Как за речкою, да за Дарьею» /обр. Н. Римского-Корсакова

Мендельсон Ф. «Как иней ночкой весенней пал»

«Не забувай сиш гори» /обр. П. Милославского

«Уж как пал туман» /обр. Д. Кашина

«Уж ты, поле мое» /обр. М. Пащенко

К теме 8

«Вейся, вейся, капустка» /обр. В. Орлова

«Вдоль по улице» /обр. Д. Кашина

«Выросла я за рекою» /обр. А. Юрьяна

Егоров А. «Песня»

«То не ветер ветку клонит» /обр. А. Свешникова

Калистратов В. «Сын рабочего класса»

«Не бушуйте вы, ветры буйные», «Не пой, не пой, ты соловьюшко»

«Сказали про молодца», «Стояло тут косово дерево»

«Ельник мой, ельник», «Пойду, подступлю я под ваш ли город»

«У ворот сосна раскачалася» обр. Н. Римского-Корсакова

К теме 10

Варламов А. «Красный сарафан»

Дунаевский И. «Песня о далеком друге»

Кац С. «Шумел сурово брянский лес»

Красев М. «Счастливый день»

«Пастушка» /обр. Ж. Векерлена

«Что от терема, да до терема» /обр. Н. Римского-Корсакова

К теме 11

Аракашвили Д. «Песня наша над Арагвой»

«Во поле береза стояла» /обр. Н. Римского-Корсакова

Глинка М. «Гуде вiтер»

Милютин Ю. «Гибель Чапаева» /припев, 22/

«На море утушка купалася» /обр. П. Чайковского «Подле реку» /обр. А. Лядова

«Солнце, в дом войди» /обр. Д. Аракашвили

К теме 12

Варламов А. «Как у нашего широкого двора»

«Как на речке, на лужочке», «Не летай же ты, сокол» /обр. Н. Прокунина

«Калинушка с малинушкой» /обр. М. Балакирева

«На горе-то калина» /обр. А. Новикова

«Спи, моя милая» /обр. В. Неедлы

«Уж я золото хороню» /обр. Н. Римского-Корсакова

К теме 13

«Ах, утушка луговая», «Про Добрыню /обр. Н. Римского-Корсакова

Бриалу К. «Три ореха»

Варламов А. «Белеет парус одинокий»

Глинка М. «Ах ты, душечка, красна девица»

Григ Э. «Лесная песня»

Олеарчик Э. «Хороши ребята наши»

К теме 14

Гурилев А. «Сердце-игрушка»

Мурадели В. «Марш советских патриотов» (припев), «Бухенвальдский набат»

Островский А. «Мальчишки»/припев

Туликов С. «На коммунизм равненье»

Шуберт Ф. «Мельник и ручей»

К теме 15

«В домике окно» /обр. АН. Александрова,

Глинка М. «Песня Ильнишны» из музыки к трагедии «Князь Холмский»

«Камышинка»/обр. Л. Шварца

«Кукушка» /обр. А. Сыгединского

«Над осокой, над высокой» /обр. М. Феркельман

«Ты скажи мне» /обр. В. Неедлы

«У меня ль во садочке» /обр. Н. Римского-Корсакова

К теме 16

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

«Во лесах то было во дремучих», «Не от ветру, не от вихорю»

Глинка М. «Ночь осенняя»

Гурилев А. «Разлука»

«Звонят звоны» / обр. Н. Римского-Корсакова,

«Как под яблонькой, под кудрявою», «Хожу я гуляю вокруг/обр.В. Прокунина

К теме 1

Коваль М. Хор из оратории «Емельян Пугачев», «Ой, земля, земелюшка» /кульминация/

«Дубинушка» / обр. Б. Шехтера

«Об, да ты, калинушка» /обр. А. Новикова, третий куплет

Прокофьев С. Хор из кантаты «Александр Невский» «Вставайте, люди русские», Хор из оратории «Иван Грозный» «Пушкаря»

Чесноков П. «За рекою, за быстрой»

Шостакович Д. Хор из поэмы «Казнь Степана Разина» «На Москве колокола гудут»

К теме 2

Авцев М. «Осень»/отрывок/

Даргомыжский А.Хор из финала 1 д. оперы «Русалка» «Ах ты, мое поле», «Из страны, страны далекой»,

Ребиков В. «Люблю грозу»

К теме 3

«На горе, горе» /обр. А. Лядова, перелож. для смешанного хора И. Лицвенко/

«Ты взойди-взойди, солнце красное» /обр. М. Мусоргского, перелож. для смешанного хора В. Калинникова/

«У ворот, ворот батюшкиных» /обр. М. Мусоргского, перелож. для смешанного хора В. Калинникова/

Шуберт Ф. «Любовь», «Хороводная» /перелож. для смешанного хора А. Сапожникова/

К теме 4

Черепнин Н. «Не плачьте над трупами павших борцов» /перелож для смешанного хора В. Калинникова «Медленно движется время» /перелож.. для смешанного хора В. Калинникова

К теме 5

Балакирев М. «Баркарола» /перелож. AM Roro хора И. Лицвенко/

Мендельсон Ф. «Лес»

К теме 6

Бетховен Л. «Весенний призыв» / перелож. для трехголосного однородного хора В. Вахромеева

Чайковский П. «Соловушке» /перелож. для трехголосного однородного хора И. Лицвенко/

Шуман Р. «Вечерняя звезда» /перелож. для трехголосного однородного хора С. Благообразова, «Привет весне

К теме 7

Чайковский П. «Соловушко» /перелож. Для двухголосного однородного хора И. Лицвенко/

Шуберт Ф. «Баркарола» /перелож. для двухголосного однородного хора А. Степанова/

Шуман Р. «Привет весне»

К теме 8

Глинка М. «Венецианская ночь» /обр. для многоголосного смешанного хора

М. Балакирева, облегченное перелож. Д. Локшина/

«Не бушуйте, ветры буйные» /обр. А. Юрлова/

Чайковский П. Хор из оперы «Евгений Онегин» /отрывок «Уж как по мосту, мосточку» / перелож. для четырехголосного смешанного хора И. Лицвенко/

К теме 9

«Зеленое мое ты виноградьё», «Как за речкою, да за Дарьею» / Обр Н. Римского-Корсакова, переложение для смешанного хора И. Лицвенко/

«Нападай-ко лев, нападай», «Ты не стой, не стой колодец» / обр. А.Лядова/

К теме 10

Бах И. «Восток зарей горит» /перелож. для двухголосного детского хора В. Соколова

Глинка М. «Попутная песня» /перелож. для двухголосного детского хора В. Соколова/

Чайковский П. «В бурю» /перелож. для двухголосного детского хора С. Благообразова/

Шопен Ф. «Желание» /перелож. для двухголосного детского хора В. Соколова/

Шуберт Ф. «Форель/ перелож. для двухголосного детского хора

К теме 13

Алябьев А. «Зимняя дорога» /перелож. для смешанного хора А. Сапожникова/

Россини Д. «Клевета» /перелож. для смешанного хора. А. Степанова/

Шостакович Д. «Песня мира» /перелож. для смешанного хора А. Юрлова/

Шуберт Ф. «Баркарола» /перелож. для смешанного хора А. Степанова /.

«В путь» /перелож. для смешанного хора Н. Жиляева/

«Утренняя серенада» /перелож. для смешанного хора Л. Шохина/

«Песня темного леса» /перелож. для смешанного хора /.

«Море» /перелож. для смешанного хора В. Калинникова

Бородин В.Калинникова

Шостакович Д. «Песня мира» /перелож. для многоголосного смешанного хора И. Лицвенко/

Дунаевский И. «Колыбельная» /перелож. для многоголосного смешанного хора А. Свешникова/

Шуберт Ф. «Куда» /отрывок, перелож. для многоголосного смешанного хора /

К теме 15

Бизе Ж. «Хабанера» из oneры «Кармен»

Глинка М. «Ты, соловушко, умолкни» /перелож. для солиста и смешанного хора С. Попова/

Григ Э. «Если вечерком», «Норвежский танец» «Халлинг»

Макаров В. Хор из хоровой сюиты «Река-богатырь» «Как у Волги у реки»

К теме 16

Варламов А. «Ах ты, время, времечко», «Что мне жить и тужить» /обр. А Свешникова/

Гурилев А. «Вьется ласточка сизокрылая» /перелож. для смешанного хора и солиста И. Полтавцева

«Однозвучно гремит колокольчик» /перелож. для солиста и смешанного хора А. Колосова/

Рубинштейн А. «Горные вершины» /перелож. для солистов и смешанного хора Г. Дмитревского/

«Вечерний звон» /обр. А. Свешникова/

 

IV. Методическая литература

Основная

Ивакин М. Хоровая аранжировка – М., 1967

Ивакин М. Хоровая аранжировка – М., 1980

Лицвенко И. Практическое руководство по хоровой аранжировке – М., 1962

Дополнительная

Ленский А. Искусство хоровой аранжировки – М., 1980

Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре – М., 2000

Ушкарев А. Основы хорового письма – М.,1982

Интернет-ресурсы

http://www.notes.tarakanov.net

http://www.classic-online.ru

http://www.rutracker.org

http://www.ale 07.narod.ru.notes

http://www.ru.scorser.com

http://www.classon.ru

http://www.mirknig.com

http://www.ruknigi.net

http://www.classic-music.ru

http://www.mp3baza.org

http://igraj-poj.narod.ru/

http://www.nlib.org.ua

http://dirigent.ru

http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php

 

 

Хоровая аранжировка

специальность 073502

Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование)

 

Повышенный уровень

среднего профессионального образования

 

Саратов

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией Хоровое дирижирование   Протокол № __ от «__» _____________   Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование  
Председатель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование     ______________ Занорин Ю.Г. Составитель: Преподаватель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование   _____________Занорин Ю.Г. Заместитель директора по учебной работе музыкального отделения   ______________ Несолёнова И.Г.   Заместитель директора по научно-методической работе   ______________ Калуцкова М.Н.  
Рецензенты:   Преподаватель Цикловой комиссии Хоровое дирижирование ______________ Гиревая И.Е.   Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского   ______________Чугунова Л.А. Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В структуре основной образовательной программы учебная дисциплина Хоровая аранжировка относится к блоку Дисциплины специализации. Обучение осуществляется в форме индивидуальных практических занятий в объёме 19 часов (по 1 часу в неделю на IV курсе).

С целью практического закрепления и детального освоения полученных навыков цикловая комиссия сочла необходимым увеличить программу обучения на 34 часа за счет консультационного времени (по 1 часу в неделю). Учебная дисциплина Хоровая аранжировка тесно связана с такими предметами как Хоровой класс, Дирижирование, Чтение хоровых партитур, ороведение.

Аранжировка музыкальных произведений для хоров различного состава является важной частью общей профессиональной подготовки.

В соответствии с этим в программе курса Хоровая аранжировка излагаются теоретические сведения, составляющие содержание предмета и методика обучения основным принципам аранжировки хоровых произведений.

Основной задачей предмета Хоровая аранжировк» является развитие навыков переложения хоровых, сольных вокальных и инструментальных произведений для различных составов хора.

Практическое содержание предмета и его воспитательные функции должны способствовать развитию творческого мышления учащихся, овладению приемам хорового письма, знакомству с хоровым репертуаром.

В результате изучения курса у учащихся наряду с теоретическими знаниями должны быть сформированы навыки практической работы с музыкальными произведениями.

В соответствии с требованиями квалификационной характеристики учащиеся в итоге должны знать различные приемы, применяемые в хоровых переложениях, уметь свободно пользоваться ими в практической работе по аранжировке музыкальных произведений для хоров различных составов.

Методические рекомендации

Одной из основных задач в изучении курса хоровой аранжировки является воспитание у учащихся бережного отношения к оригиналу. В произведении могут быть изменены фактура и тональность. Такие его компоненты как мелодия, гармония, метр, темп, динамика и форма, как правило, не меняются.

Бережного отношения требует словесный текст. Наряду с единым слоговым ансамблем в партитуре может возникнуть необходимость подтекстовки отдельных его голосов. В этом случае некоторые отклонения от основного текста не должны противоречить ни литературному стилю произведения, ни его художественно-поэтическому образу.

В переложениях, предусматривающих увеличение количества голосов хоровой партитуры, необходимо, чтобы каждый из вновь образованных голосов был согласован с гармонией сопровождения, отвечал требованиям тесситуры и при совместном звучании с другими партиями хора способствовал созданию единого звукового ансамбля.

Выполняя задание по аранжировке, необходимо предварительно проанализировать произведение, тщательно ознакомившись с его хоровой партитурой и инструментальным сопровождением. В тех же случаях, когда главной задачей переложения является практическое ознакомление определенным приемом хорового письма (например, октавным удвоением), необходимо выявить художественные возможности этого приема, наиболее целе­сообразные и употребительные варианты его применения в хоровой литературе.

Желательно, чтобы в процессе освоения данного курса некоторые из переложений, сделанных учащимися, могли бы быть исполнены хором. Разучивание таких переложений можно организовать в тех коллективах, где осуществляется педагогическая практика учащихся. В отдельных случаях возможно исполнение наиболее интересных аранжировок учебным хором училища. Процесс освоения курса хоровой аранжировки не может проходить в отрыве от других предметов учебного цикла и прежде всего от хороведения и гармонии. Без четкого представления о границах хоровых диапазонов, без понимания условий, при которых может быть достигнуто звуковое равновесие хорового ансамбля, без знания закономерностей гармонического развития невоз­можно на профессиональном уровне сделать переложение. Поэтому вопросы хороведения и вопросы гармонии неотделимы от решения общих задач курса.

В репертуарные списки данной программы не включены произведения полифонического склада, однако при прохождении некоторых тем возможно использование отдельных несложных полифонических приемов, часто применяемых в хоровой исполнительской практике (например, простейших имитаций).

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок. Он включает в себя несколько компонентов: объяснение нового материала, анализ хоровых произведений, связанных с прохождением данной темы, проверка домашних заданий. Соотношение этих видов работы может меняться в зависимости от содержания темы и задачи урока.

Очень важна, особенно на начальной стадии освоения курса, помощь учащемуся в организации его самостоятельной работы. Здесь основное внимание должно быть направлено на то, чтобы ученик выполнял задания планомерно, систематически.

Для того, чтобы процесс практического освоения навыков хоровой аранжировки был более глубоким, необходимо письменные задания сочетать с анализом специально подобранных к данной теме примеров хоровых переложений. Тщательное знакомство с ними расширит представление учащихся о предмете, поможет им глубже освоить разнообразные приемы хорового письма, встречаемые в хоровой литературе.

Репертуарные списки программы являются примерными и по усмотрению педагога могут быть изменены или дополнены другими произведениями.

По окончании каждого семестра по данному предмету преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем Макс. учеб. нагрузка студента, час. Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самост. работа студента
Всего Лекционные занятия Практические занятия
           
Тема 1. Переложение двух- и трехголосных однородных хоров на смешанные путем октавного удвоения голосов однородного хора          
Тема 2. Переложение трехголосных хоров гомофонно-гармонического склада на четырехголосные смешанные путем самостоятельного развития голосов          
Тема 3. Переложение четырехголосных однородных хоров на четырехголосные смешанные.          
Тема 4. Переложение четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные          
Тема 5. Переложение четырехголосных смешанных хоров на четырехголосные однородные          
Тема 6. Переложение четырехголосных смешанных хоров на трехголосные однородные          
Тема 7. Переложение четырехголосных смешанных хоров на двухголосные однородные          
Тема 8. Переложение многоголосных смешанных хоров на четырехголосные смешанные          
Тема 9. Переложение вокальных произведений для хора a cappella          
Тема 10. Переложение вокальных произведений для двухголосного однородного хора с сопровождением          
Тема 11. Переложение вокальных произведений для трехголосного однородного хора с сопровождением          
Тема 12. Переложение вокальных произведений для трехголосного неполного смешанного хора с сопровождением          
Тема 13. Переложение вокальных произведений для четырехголосного смешанного хора с сопровождением          
Тема 14. Переложение вокальных произведений для многоголосного смешанного хора с сопровождением          
Тема 15. Переложение для солиста и хора при их раздельном звучании          
Тема 16. Переложение для солиста и хора при их одновременном звучании          
Итого          

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Значение курса хоровой аранжировки для практической деятельности руководителя хора. Задачи курса. Виды хоровых переложений. Знакомство с общими принципами, лежащими в основе хоровых переложений. Необходимость сохранения мелодии, гармонии, темпа, метра, динамики и формы оригинала. Возможность изменения тональности и фактуры. Вопросы организации самостоятельной работы студента.

Раздел I

ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ХОРОВЫХ ПАРТИТУР ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СОСТАВОВ ХОРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.112 (0.019 с.)