Тема 2. Школы и педагогическая мысль В средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Школы и педагогическая мысль В средние века



 

Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Церковная система образования, содержание образования, методы обучения в церковных школах.

Появление светских учебных заведений (ІΧ – ΧІV века). Городские школы. Система ученичества. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.

Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания в средневековье.

Культура и наука в эпоху Возрождения (ΧІV – ΧVІ века). Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, нравственное и гражданское воспитание. Педагогическая мысль в трудах и деятельности философов, общественных деятелей эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томазо Кампанелла, Томас Мор).

Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.

 

Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль на Руси с древних времен до ΧІІІ века.

 

Характерные особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в период перехода к феодализму. Основные методы и средства воспитания в народной педагогике восточных славян. Влияние язычества на воспитание подрастающих поколений.

Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли славян. Роль византийской культуры в развитии образования и воспитания у славян (братья Кирилл и Мефодий). Раскол христианства на православие и католицизм. Особенности воспитания и обучения у восточных славян в период становления христианства. Педагогические памятники Χ –ΧІІ веков и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли. Создание центров «учения книжного». Мастера грамоты.

 

Тема 4. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси в ІΧ – ΧVІІ веках

Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других белорусских государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты.

Формирование белорусской народности, культуры и просвещения в Княжестве Литовском. Влияние религиозных христианских конфессий и их борьбы на характер образования в белорусских землях. Различные типы белорусских школ (ΧVІ – ΧVІІ века). Братские школы, содержание образования в Братских школах. Значение Братских школ в развитии образования и педагогической мысли.

Просветительская деятельность и педагогические идеи мыслителей Беларуси эпохи Возрождения и Реформации (Франциск Скарина, Симон Будный, Николай Гусовский, Симеон Полоцкий, Казимир Лыщинский и др.).

 

Раздел ІІ. Этап становления научной педагогической мысли (с середины ΧVІІ века до конца ΧІΧ века)

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы в ΧVІІ – ΧVІІІ веках

Изменения характера просвещения и культуры в странах Западной Европы в ΧVІІ –ΧVІІІ вв. Переход общественных взглядов от богословских к светским. Развитие культуры эпохи Просвещения. Возникновение педагогики как науки.

Деятельность и педагогические взгляды Я.А. Коменского. Краткое жизнеописание чешского педагога-классика. Теоретические основы педагогики в трудах Я.А. Коменского. Принцип природосообразности воспитания и обучения. Три этапа познания. Демократические, гуманистические идеи обучения и воспитания в педагогике Я.А. Коменского. Великая дидактика Я.А. Коменского. Обоснование Я.А. Коменским классно-урочной системы обучения. Разработка Я.А. Коменским основных принципов обучения. Создание Я.А. Коменским системы профессиональных требований к личности учителя.

Педагогические взгляды Джона Локка. Цель и задачи воспитания по Джону Локку (воспитание джентльмена): физическое воспитание, выработка характера и воли, умственное воспитание.

Движение просвещения во Франции. Ж.-Ж. Руссо, его взгляды на цели и содержание воспитания в педагогических романах («Новая Элоиза», «Эмиль, или о Воспитании»). Основные педагогические идеи Ж-Ж. Руссо, теория свободного воспитания.

Вклад в развитие педагогических идей французских философов-материалистов Денни Дидро, Клода Адриана Гельвеция. Социальный характер педагогических взглядов Д. Дидро, А. Гельвеция.

 

Тема 6. Школа, педагогическая мысль России и Белоруссии в ΧVІІ – ΧVІІІ веках

Начало развития светской государственной системы образования, демократизация образования в России ΧVІІ – ΧVІІІ веков. Реформы Петра І в области образования, их значение для развития системы обучения в России.

Открытие светских государственных школ. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения для дворян: кадетские корпусы, иностранные пансионы. Характер домашнего образования и воспитания для дворянских детей.

Деятели просвещения в России ΧVІІІ века. М.В. Ломоносов, его роль в развитии системы образования в России.

Просветительская деятельность В.Н. Татищева.

Роль в развитии просвещения и педагогической мысли в России И.И. Бецкого.

Деятельность Ф.И. Янковича (де Мариево) по созданию народных училищ, по организации учительских семинарий в России.

Трактат «О воспитании и наставлении детей» Н.И. Новикова.

Идеи о воспитании и обучении А.Н. Радищева.

Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси ΧVІІІ века. Развитие философской, общественной и педагогической мысли в Беларуси во взаимодействии с различными славянскими культурами – русской, украинской, польской. Связь педагогической мысли в Беларуси с идеей объединения с русским народом. Просветители изучаемого периода в Беларуси: Илья Копиевич, Георгий Конисский, Казимир Нарбут.

Школьная реформа в Беларуси 1786 г. Работа Эдукационной комиссии по реализации реформы. Открытие русских школ в Беларуси, развитие светского образования.

 

Тема 7. Классики западноевропейской педагогики ΧІΧ века

Завершение формирования классической педагогики Нового времени, ее основные идеи. Значение философских идей в развитии классической педагогики в западной Европе: идеи классической немецкой философии (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Гегель); идеи философии иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше); утопического социализма (К. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн), коммунистической доктрины (К, Маркс, Ф. Энгельс); философии позитивизма (Г. Спенсер). Появление психологического обоснования учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци. Создание И.Г. Песталоцци «Учреждения для бедных» в Нейгофе Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци в Станце, в Бургдорфе. Труды и педагогические идеи И.Г. Песталоцци.

А.Ф. Дистервег – «учитель немецких учителей». Трактовка А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспитания. Развитие в трудах А. Дистервега принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности учащихся в обучении, определение способов их реализации в учебном процессе. Разработка А. Дистервегом вопросов развивающего обучения. Роль А. Дистервега в организации профессиональной подготовки учителя.

Педагогические взгляды И.Ф. Гербарта. Введение И.Ф. Гербартом в педагогику понятия «воспитывающее обучение».

 

Тема 8. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине ХІХ века

Создание в России ХІХ столетия государственной системы образования. Устав 1804 года. Характеристика основных звеньев системы народного образования: приходских училищ, уездных училищ, гимназий, университетов.

Школы для крестьян в дворянских усадьбах. Создание специальных высших школ. Открытие в России первых лицеев. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школы России.

Политика царского правительства в области народного образования после разгрома восстания декабристов. Устав 1828 г.

Особенности проведения реформы образования в Беларуси в начале ХІХ века. Устав народных училищ. Характеристика системы образования в Виленском учебном округе. Помещичьи, мещанские и монастырские школы. Школы католических орденов. Одноклассные и двухклассные приходские училища.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.170 (0.01 с.)