Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа к экзамену по курсуСтр 1 из 2Следующая ⇒
Программа к экзамену по курсу «История образования и педагогической мысли» для студентов 1 курса факультета технологии и физико-математического факультета. Доцент Т.Н. Савенко Раздел І. Донаучный этап в истории развития школы и педагогической мысли (с древних времен до середины ΧVІІ века)
Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Коллективная традиция воспитания в первобытном обществе. Содержание, формы и методы семейного воспитания в первобытном обществе. Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Теоретическое осмысление роли воспитания и образования в жизни общества Конфуцием и его последователями. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Спартанская и Афинская системы обучения и воспитания. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение (Сократ, Платон, Аристотель). Особенности древнеримской системы образования. Мысли древнеримских философов о воспитании и образовании (Цицерона, Сенека, Марк Квинтилиан Фабий). Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.
Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХІХ века Общественно-педагогическое движение второй половины ХІХ века и его причины. Борьба против сословной школы и критика крепостнического воспитания. Возникновение первых общественных педагогических организаций (Петербургское педагогическое собрание, комитет грамотности, воскресные школы). Развитие педагогической журналистики. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», идея общечеловеческого воспитания. Проект школьной системы Н.И. Пирогова. Критика существующей системы образования Н.А. Добролюбовым в статьях «О значении авторитета в воспитании» и «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».
Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Реализация Л.Н. Толстым идеи свободного воспитания в Яснополянской школе (1859 – 1862 гг.). Особенности организации школы в Ясной Поляне. Вклад К.Д. Ушинского в развитие научной педагогической мысли в России. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Идея народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского, его вклад в развитие дидактики. Национально-освободительное движение в Беларуси 1863 – 1864 гг. Идеи К. Калиновского о народном образовании. Просветительские взгляды Ф.К. Богушевича, А.Г. Богдановича. Вклад белорусских писателей в борьбу за создание национальной системы образования на Беларуси (Э. Пашкевич, Я. Колас, Я. Купала).
Раздел ІІІ. Этап обогащения педагогической наука новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века, общее положение и характер зарубежной педагогической теории в начале ХХ века. Направления, идеи реформаторской педагогики. Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» (Георг Кершенштейнер). Прагматическая педагогика и ее основатель Джон Дьюи. Дальтон-план (Х. Паркхерст), Метод проектов (Уильям Килпатрик) Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, М. Монтессори и др.). Педология – синтез психологических, биологических и социологических знаний о развитии ребенка; ее взаимосвязь с экспериментальной педагогикой. Педагогика нового воспитания, идеи педагогики личности («Школа Радости» Селестена Френе, Вальфдорская педагогика Рудольфа Штейнера, гуманистическая система воспитания Януша Корчака). Значение идей реформаторской педагогики в педагогической теории и практике.
Тема 1. Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки, проблемы ее исследования. Основные категории педагогики. Система педагогических наук, дифференциация педагогики по отраслям. Связь педагогики с другими науками.
Тема 2. Методология и методы педагогического исследования Понятие методологии, методологии педагогической науки. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Методологические посылки развития теории обучения и воспитания. Понятие о методах педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности.
Тема 3. Личность ученика как субъекта образования и развития Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»: существенные признаки, общее и особенное. Трактовка источников, движущих сил, факторов развития и формирования личности. Среда как важный фактор развития и формирования личности. Роль природной и социальной среды в личностном развитии человека. Воспитание как определяющий фактор развития личности. Активность личности в собственном развитии. Роль наследственности в развитии личности. Возрастные и индивидуальные особенности личностного развития учащихся, их учет в педагогическом процессе.
Раздел ІІ. Педагогика современной школы. Теория воспитания. Тема 4. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания Сущность воспитания как социального процесса и специально организованной деятельности по достижению целей образования. Цель и задачи воспитания. Личностно-деятельностная концепция воспитания. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Характеристика основных принципов воспитания. Принцип воспитания в деятельности. Принцип организации активной воспитательной деятельности. Принцип проявления гуманизма педагога в процессе воспитания. Принцип педагогического оптимизма. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Принцип единства и согласованности воспитательных требований семьи, школы и общественности. Понятие о самовоспитании. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания. Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Тема 5. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания. Метод воспитания как инструментованное педагогическое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Характеристика общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. Общая характеристика средств и форм воспитательной работы в современной школе.
Тема 11. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения Сущность процесса обучения. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Структура процесса обучения (внешняя и внутренняя). Соотношение понятий «процесс обучения» и «учебный процесс». Этапы учебного процесса. Понятие о закономерностях и принципах обучения. Характеристика принципов обучения: научности обучения, проблемности обучения, наглядности обучения, активности и сознательности учащихся в процессе обучения, доступности обучения; систематичности и последовательности обучения; прочности обучения и его цикличности.
Программа к экзамену по курсу «История образования и педагогической мысли» для студентов 1 курса факультета технологии и физико-математического факультета. Доцент Т.Н. Савенко Раздел І. Донаучный этап в истории развития школы и педагогической мысли (с древних времен до середины ΧVІІ века)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.155.93 (0.007 с.) |