Программа к экзамену по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа к экзамену по курсу



Программа к экзамену по курсу

«История образования и педагогической мысли»

для студентов 1 курса факультета технологии и физико-математического факультета.

Доцент Т.Н. Савенко

Раздел І. Донаучный этап в истории развития школы и педагогической мысли (с древних времен до середины ΧVІІ века)

 

Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

Предмет и задачи истории педагогики. Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Коллективная традиция воспитания в первобытном обществе. Содержание, формы и методы семейного воспитания в первобытном обществе.

Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Теоретическое осмысление роли воспитания и образования в жизни общества Конфуцием и его последователями.

Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Спартанская и Афинская системы обучения и воспитания. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение (Сократ, Платон, Аристотель).

Особенности древнеримской системы образования. Мысли древнеримских философов о воспитании и образовании (Цицерона, Сенека, Марк Квинтилиан Фабий).

Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.

 

Тема 9. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине ХІХ века

Общественно-педагогическое движение второй половины ХІХ века и его причины. Борьба против сословной школы и критика крепостнического воспитания. Возникновение первых общественных педагогических организаций (Петербургское педагогическое собрание, комитет грамотности, воскресные школы). Развитие педагогической журналистики.

Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», идея общечеловеческого воспитания. Проект школьной системы Н.И. Пирогова.

Критика существующей системы образования Н.А. Добролюбовым в статьях «О значении авторитета в воспитании» и «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».

Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Реализация Л.Н. Толстым идеи свободного воспитания в Яснополянской школе (1859 – 1862 гг.). Особенности организации школы в Ясной Поляне.

Вклад К.Д. Ушинского в развитие научной педагогической мысли в России. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Идея народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского, его вклад в развитие дидактики.

Национально-освободительное движение в Беларуси 1863 – 1864 гг. Идеи К. Калиновского о народном образовании. Просветительские взгляды Ф.К. Богушевича, А.Г. Богдановича. Вклад белорусских писателей в борьбу за создание национальной системы образования на Беларуси (Э. Пашкевич, Я. Колас, Я. Купала).

 

Раздел ІІІ. Этап обогащения педагогической наука новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности

Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века

Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века, общее положение и характер зарубежной педагогической теории в начале ХХ века. Направления, идеи реформаторской педагогики.

Теория «гражданского воспитания» и «трудовой школы» (Георг Кершенштейнер).

Прагматическая педагогика и ее основатель Джон Дьюи. Дальтон-план (Х. Паркхерст), Метод проектов (Уильям Килпатрик)

Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, М. Монтессори и др.). Педология – синтез психологических, биологических и социологических знаний о развитии ребенка; ее взаимосвязь с экспериментальной педагогикой.

Педагогика нового воспитания, идеи педагогики личности («Школа Радости» Селестена Френе, Вальфдорская педагогика Рудольфа Штейнера, гуманистическая система воспитания Януша Корчака).

Значение идей реформаторской педагогики в педагогической теории и практике.

 

Тема 1.

Педагогика как наука и учебный предмет. Становление педагогической науки. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории. Объект и предмет педагогической науки, проблемы ее исследования. Основные категории педагогики. Система педагогических наук, дифференциация педагогики по отраслям. Связь педагогики с другими науками.

 

Тема 2. Методология и методы педагогического исследования

Понятие методологии, методологии педагогической науки. Основные философские учения как фундамент научного поиска. Методологические посылки развития теории обучения и воспитания. Понятие о методах педагогического исследования. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. Педагогический эксперимент и его разновидности.

 

Тема 3. Личность ученика как субъекта образования и развития

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»: существенные признаки, общее и особенное. Трактовка источников, движущих сил, факторов развития и формирования личности. Среда как важный фактор развития и формирования личности. Роль природной и социальной среды в личностном развитии человека. Воспитание как определяющий фактор развития личности. Активность личности в собственном развитии. Роль наследственности в развитии личности. Возрастные и индивидуальные особенности личностного развития учащихся, их учет в педагогическом процессе.

 

Раздел ІІ. Педагогика современной школы. Теория воспитания.

Тема 4. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания

Сущность воспитания как социального процесса и специально организованной деятельности по достижению целей образования. Цель и задачи воспитания. Личностно-деятельностная концепция воспитания. Понятие о закономерностях и принципах воспитания. Характеристика основных принципов воспитания. Принцип воспитания в деятельности. Принцип организации активной воспитательной деятельности. Принцип проявления гуманизма педагога в процессе воспитания. Принцип педагогического оптимизма. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Принцип единства и согласованности воспитательных требований семьи, школы и общественности.

Понятие о самовоспитании. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

Характеристика Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

 

Тема 5. Методы, формы и средства воспитания и самовоспитания

Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания. Метод воспитания как инструментованное педагогическое взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника. Характеристика общих методов воспитания. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Методы стимулирования деятельности и отношений. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Общая характеристика средств и форм воспитательной работы в современной школе.

 

Тема 11. Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения

Сущность процесса обучения. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции процесса обучения. Структура процесса обучения (внешняя и внутренняя). Соотношение понятий «процесс обучения» и «учебный процесс». Этапы учебного процесса.

Понятие о закономерностях и принципах обучения. Характеристика принципов обучения: научности обучения, проблемности обучения, наглядности обучения, активности и сознательности учащихся в процессе обучения, доступности обучения; систематичности и последовательности обучения; прочности обучения и его цикличности.

 

Программа к экзамену по курсу

«История образования и педагогической мысли»

для студентов 1 курса факультета технологии и физико-математического факультета.

Доцент Т.Н. Савенко

Раздел І. Донаучный этап в истории развития школы и педагогической мысли (с древних времен до середины ΧVІІ века)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.155.93 (0.007 с.)