Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллектив как высший уровень развития сообществаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В реальной практике воспитания очень часто воспитатель взаимодействует не с одним субъектом (ребенком), а с совокупным субъектом (группой или коллективом класса, кружка и т.д.). Поэтому в связи со структурой воспитательного процесса необходимо рассмотреть еще один важный вопрос – группа или коллектив как объект и субъект воспитания. Одной из самых важных методологических идей воспитания является взаимосвязь развития личности и развития коллектива. Человек – существо социальное, он не может стать личностью без общения с другими людьми, вне общества, вне коллектива. Ребенок всегда существует и развивается в конкретном сообществе и через сообщество. Самостановление ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, наряду с другими задачами, предполагает освоение норм общежития, что становится предметом взаимодействия взрослых и детей. Полем взаимодействия оказывается детское сообщество (коллектив, группа) как событийная общность (читайте о коллективе и коллективном воспитании в работах С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, И.П.Иванова, Л.И.Новиковой, М.Г.Казакиной, Л.И.Уманского, А.Н. Лутошкина и др.). Проблему взаимодействия коллектива и личности рассматривали в своих работах известные советские педагоги и психологи (смотрите подробнее работы П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.Ю.Гордина, Т.Е.Конниковой, В.М.Коротова, Н.К.Крупской, Л.И.Лутошкина, А.С.Макаренко, Р.С.Немова, А.В.Петровского, М.М.Пистрака, К.Д.Радиной, В.Н.Сорока-Росинского, В.А.Сухомлинского, С.А.Шмакова, С.Т.Шацкого и др.). В качестве «старейших» механизмов влияния группы и коллектива на индивида, следует считать внушение, «заражение», подражание, в результате которых коллектив, как отмечал академик В. М. Бехтерев, может оказывать на личность стимулирующее влияние, когда в присутствии коллектива повышается мышечная и психическая энергия человека, он становится сильнее, сообразительнее, лучше запоминает; активизирующее – когда пассивный в какой-то деятельности ребенок, «видя и слыша» своих товарищей за определенным делом, заражается их деятельностью, примыкает к ним сам; подавляющее – когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, «иногда до полного её подавления и отказа от самого себя». Однако эти механизмы носят скорее ситуативный характер, принципиально иное влияние на личность имеют деятельность и общение в коллективе, благодаря их сущностным свойствам. При этом, деятельность должна быть увлекательной и значимой, её цель - эмоционально переживаемой ребенком (как, впрочем, и человеком любого возраста, в жизни мы сталкиваемся со множеством таких примеров), мотивы участия в деятельности – актуальными. Именно такие примеры формирования личности под влиянием коллективной деятельности мы находим у А.С.Макаренко в его «Педагогической поэме». Роль деятельности как основы механизма нравственного формирования творческой индивидуальности воспитанника в коллективе подчеркивается в работах В. А. Сухомлинского. Он пишет: «…если воспитательная работа не способствует проявлению и развитию индивидуальных наклонностей, если кроме коллективного дела у каждого школьника не будет своего любимого занятия, коллектив развалится, и никакие усилия воспитателя не спасут его»[16]. Дальнейшееразвитие эти идеи получили в трудах Т. Е. Конниковой и сотрудников руководимой ею в 60-70-х годах 20 века лаборатории (Т. К. Ахаян, З.И. Васильевой, М. Г. Казакиной, Т. И. Мальковской). Если говорить коротко, Т.Е.Конникова связывала формирующее воздействие коллектива на личность с особой организацией его деятельности, с постановкой все более усложняющихся целей, развитием её мотивов, формированием нравственных позиций каждого ребенка, что, в конечном счете, реализуется в отношениях подлинного гуманизма и коллективизма. Следует сказать о важном для теории коллектива понятии – коллективная жизнедеятельность. Это сложное, многогранное социальное и психолого-педагогическое явление, аккумулирующее в себе деятельность и общение, объективные и субъективные отношения, ценностные ориентации, самооценку, идеалы и жизненные цели личности, феномен общественного мнения (М.Г. Казакина). Вместе с тем жизнедеятельность коллектива предполагает широкий жизненный контекст ситуаций, обстоятельств, событий. Каждый коллектив начинает свой путь развития с группы людей, объединившихся по различным причинам (школьный класс, профессиональное объединение людей, неформальное объединение по интересам, группа детей в детском оздоровительном лагере, коллектив кружка по интересам, временное сообщество людей на основе любой совместной цели, и т.д. и т.п.). В психологии рассматривается несколько этапов развития группы, и коллектив выступает как высшая форма развития организованной группы, которая характеризуется единством цели, добровольностью объединения, сплоченностью, наличием коллективистических взаимоотношений. Об этом же говорят и педагоги: признаки уровней развития группы-сообщества связаны с определенным состоянием компонентов коллективной жизнедеятельности. Существуют разные подходы к определению и описанию этапов развития коллектива[17]. Развивая идеи о стадиях развития группы (сообщества), Р.У. Богданова вслед за М. Г. Казакиной считает, что коллектив – это наивысший этап развития сообщества, когда можно говорить о безусловном проявлении всех признаков коллектива (наличие общественно- и личностно-значимой цели, совместной деятельности по её достижению, эмоционально насыщенного и продуктивного общения в процессе этой деятельности, отношений ответственной зависимости участников группы (они подразумевают наличие статусных ролей и поручений), а также проявления общественного мнения и реально функционирующих его норм, традиций, благоприятной атмосферы в сообществе). Коллектив, как высший этап развития группы, - довольно редкое явление в реальной жизни современной школы, что можно объяснить в первую очередь, отсутствием педагогически грамотной воспитательной деятельности, которая является средством реализации целей воспитания, и в которой они сами захотели бы принять участие. В этом случае и принято говорить о коллективной жизнедеятельности сообщества (коллектива). Рассмотрим вопрос о возможностях педагогического содействия саморазвитию личности в рамках детского сообщества, коллектива, группы. Для того чтобы воспитание в коллективе было успешным, необходимо учитывать принципы воспитательной деятельности, о которых мы говорили раньше. Напомним их. Первый принцип взаимодействия педагога и подростков – взаимное доверие. Это самый надежный «социальный клей» (А.С.Макаренко) любого человечного детского коллектива. Второй принцип – симпатия, настройка на общий мажорный лад. Третий – принцип подобия, или синхронизации, резонанса, выраженный в духе сотрудничества, когда дети испытывают сходные эмоции, настроения, участвуя в общих делах, заражая друг друга идеями. Реализуя эти принципы, педагог создает условия для самоорганизации детского сообщества, которое способствует индивидуальному саморазвитию ребенка, его активности в деятельности. Тогда сообщество становится открытым, демократически организованным. Этому помогают гуманная позиция педагога, искренность в отношениях, стремление группы не замыкаться в себе, включение группы в более широкие структуры деятельности. Необходим также приток новых идей, встречи с новыми людьми, интересные события, общие эмоциональные переживания. Тогда сообщество развивается, становится самостоятельным, со своим стилем деятельности, особыми взаимоотношениями, традициями. И тогда коллектив становится субъектом воспитания, а поддержка и взаимопомощь – свойствами уклада его жизни. При этом нельзя пренебрегать мелочами. Надо понимать, что каждое детское сообщество, как и каждый отдельный ребенок, неповторимо. Поэтому нужно учитывать уникальность проектирования и обеспечения поддержки в каждой ситуации. Возможности самоорганизации сообщества и сформированность отношений помощи и взаимодействия в нем выступают как условия саморазвития отдельного ребенка. Благодаря этому он получает новый опыт самопознания и самореализации. Педагог, заботящийся о становлении индивидуальности ребенка, должен поддерживать процессы развития и в сообществе, поскольку коллективное «Я» стимулирует аналогичные процессы у школьника[18]. Самоорганизация детского сообщества происходит в процессе развития детского самоуправления. Детское самоуправление – не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Если в социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, то в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, связанных с содействием саморазвитию личности. Подробно о педагогических аспектах самоуправления пишет М. И. Рожков[19]. Самоуправление как термин вошло в педагогическую науку давно, но понимание его до сих пор не однозначно. Детское самоуправление всегда находилось на острие борьбы авторитарной и демократической педагогики. Авторитарная педагогика рассматривала самоуправление как средство манипулирования детьми, а демократическая – как условие реализации прав детей, способ их вовлечения в реальные социальные отношения. Иллюзия о том, что детство лишь время подготовки к жизни серьезно искажает реальность и ущемляет права детей. Ребенок живет в реальной жизни и поэтому должен иметь право участвовать в ее преобразовании. А это право может дать только детское самоуправление. Заметим, что более правомерно использовать термин со-управление, т.к. в реальной практике воспитания педагогическая поддержка всегда сопровождает самодеятельность и инициативу школьников. Со-управление предполагает развитие самостоятельности, т.е. поэтапную передачу детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации своих товарищей. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося со-управления. Именно при решении этой двуединой задачи обретается реальность вовлеченности детей в управление делами своего коллектива. Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет со-управление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов. В процессе развития детского со-управления происходит последовательная смена состояний, непрерывных качественных изменений, обеспечивающих перевод детского коллектива из системы управляемой в систему самоуправляемую. В связи с этим в педагогической науке принято говорить об этапах или уровнях развития детского сообщества (коллектива). Развитое детское со-управление предполагает работу не только с классами и общешкольным коллективом, поскольку они не в состоянии удовлетворить всем потребностям современных учащихся. Все разнообразие детских устремлений требует организации множества отдельных союзов, обществ, кружков, клубов, объединяющихся не по классам, не по возрасту, а по интересам, талантам, сходству позиций, взаимным симпатиям. Чем больше их будет, и чем разнообразнее будут эти сообщества, тем лучше они будут удовлетворять потребности и запросы детей, тем полнее будут способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка, помогать в его саморазвитии и самоопределении. С развитием со-управления связано решение проблемы отчуждения, понимаемого как состояние, ситуация, в которой человек становится чуждым самому себе, не находя себя в своей деятельности, что ведет к утрате им своих сущностных характеристик, части своей природы, к обесчеловечиванию. Это проявляется как бессилие, потеря смысла, потеря норм, культурная отстраненность, потеря себя, социальная изоляция. Называют также близкое к понятию отчуждения понятие аномии, характеризующее утрату чувства общности, рост индивидуализма и дезинтеграции общества в связи с усиливающимся разделением труда[20].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.01 с.) |